1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (1122) за 03.04.2002

"КОГДА МНЕ КУПИЛИ ПЕРВЫЙ МАГНИТОФОН, Я НА РАДОСТЯХ ЗАТОПИЛ СОСЕДЕЙ"

Когда к нам в редакцию пожаловал долгожданный Олег Скрипка, все слегка притихли в ожидании тронной речи. А лидер "ВВ" только смущенно улыбнулся: "Вещать и провозглашать манифесты не умею. Для музыканта основная возможность выразиться -- это музыка, поэтому мы, как правило, немногословны".

"КО МНЕ ОТНОСЯТСЯ КАК К УСРЕДНЕННОМУ "ЧЕЛОВЕКУ ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА"

-- Есть вопросы, на которые вы принципиально не отвечаете?

-- Не отвечаю на следующие вопросы: что означает название "Вопли Видоплясова", "есть ли у вас амулетик?" и как я отношусь к французским женщинам. Не вижу смысла.

-- Но многих людей действительно больше интересует личность, а еще больше -- личная жизнь артиста, чем его творчество.

-- Вы в точку попадаете! Мне это вообще непонятно. Меня, например, никогда не интересовало, чем в свободное от работы время занимались Ван Гог, или Никулин, или Спиноза какой-нибудь. Чем дальше, тем сильнее я ощущаю отношение ко мне как к усредненному "человеку из телевизора", а не как к музыканту. С высоты своих немалых творческих лет я объясняю это "опопсением" социума, что ли -- общество превращается в некий "духовный Макдональдс".

"ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР РОК СТАЛ "ГЛУМИТЬСЯ НАД ТРУПАМИ"

-- Существовал миф, что "советские рок-музыканты" -- это особое сообщество людей с особой моралью. Как показала жизнь, только единицы остались верны тем старым принципам -- Гребенщиков, например. Остальные снимаются в клипах с Пугачевой...

-- По-моему, сниматься с Пугачевой -- это значит не уважать себя.

-- (Все дружно.) А с Киркоровым?!

-- Тем более! Ну, тут у меня были политические задачи... То, что на сегодняшний день называет себя роком, для меня уже роком не является. Борис Борисович это предвещал. Рок-н-ролл умер, как ни странно, вместе со смертью Советского Союза. После развала Союза, когда уже некого было бояться, рок начал "гнобить" коммунистов, т.е. глумиться над трупами. Это очень быстро стало неактуально, и все стали "сниматься у Пугачевой" и выступать на "Максидромах". Я это рок-движением не считаю, потому что это давным-давно отработанные эстрадные технологии. Для меня рок и эстрада -- это две противоположности социума, консервативная и прогрессивная. Есть люди (их единицы), разрабатывающие идею, пробивающие лыжню, а затем набегает толпа, стадо -- они используют эти идеи, "вырубают тайгу и прокладывают рельсы". Но в этом нет уже такой "ядреной кислинки".

-- Вы сказали о политических причинах участия в проекте "Вечера на хуторе близ Диканьки"...

-- Я пошутил. На самом деле участие в кинопробах и этом проекте, да, собственно, и мое появление в редакции "Сегодня" имеет одну цель -- чтобы рок в Украине не погиб окончательно. Это необходимо для существования группы -- быть информационно доступной. И потом, "Вечера" -- это Гоголь. И то, что снято на кинопленку, и какая-то актерская игра, декорации -- это интересно.

-- Говорят, что вы раза три то соглашались, то отказывались участвовать в этом фильме.

-- Да мы сначала категорически не соглашались! Потому что Киркоров должен был играть князя Потемкина, а казаки (то есть мы) падали ниц и ползли к нему на коленях. А потом Киркоров взял именно ту роль, на которой он и должен быть. И мы долго мялись и... в конце концов согласились. Потому что у человека всегда есть выбор: либо, грубо говоря, работать на заправке и репетировать в подвале в каком-то жэке, либо сниматься в каких-нибудь "Вечерах на хуторе", но все-таки играть на сценах и снимать клипы.

"У НАС ЕЩЕ СОХРАНИЛСЯ НЕКИЙ КОМПЛЕКС АЛЬТЕРНАТИВЫ"

-- Вы уехали в свое время из Союза тоже ради того, чтобы "не работать на заправках" и не репетировать в подвалах?

-- Да тогда еще и заправок не было. А репетиционной базы у нас нет по-прежнему.

-- А вы обратились бы к Президенту Украины с предложением сделать группу "ВВ" национальным коллективом... Вот "Песняры" -- государственный ансамбль, их финансируют.

-- Во-первых, у них другое государство... Да нет, ну что вы -- у нас еще все-таки сохранился какой-то "комплекс альтернативы". Нам сложно вжиться в статус "государственной" группы, завести себе какие-то дачи... Даже когда мы играли свой юбилейный концерт во Дворце спорта, что-то внутри протестовало -- уж слишком это было пафосно.

-- Музыкантам, с одной стороны, трудно существовать в условиях мощной конкуренции, с другой -- трудно, когда ее нет.

-- Я чувствую конкуренцию. Вернее, нездоровую борьбу за эфиры в телевизоре и радио. Мы немножко завоевали это пространство в Украине, но не настолько, как многим кажется. А в России об этом вообще сложно говорить. Там все кому-то принадлежит и распределяется по принципам: кум, брат, сват, деньги... А в творчестве -- там, где хотелось бы бороться, -- борьбы как раз и нет. Практически нет попыток хорошо записаться, искать какие-то новые темы для песен, что ли... Потому что, как это ни печально, от этого по большому счету ничего не зависит. Достаточно завоевать хорошее время на ТВ -- и тебе заработок обеспечен. Работает система "быстрой дешевой еды" -- что быстрее съедается, то и предлагают. А качества пока нет.

-- А группе "ВВ" приходится платить за эфиры?

-- Конечно, нет! Если уже мы начнем платить за эфиры -- что тогда делать молодым, начинающим ребятам? Естественно, нам постоянно говорят, что надо платить или "отрабатывать" немеренным количеством концертов. Мы подсчитали: если отдавать концертами -- группа должна круглый год работать только на эфиры. А если платить -- весь заработок туда и уйдет, мы будем просто инвестировать в телевидение. В конце концов мы не платим, а "Вопли Видоплясова" все равно по телевизору показывают. Все разговоры о бартере и проплатах -- это просто мерзко и в принципе неправильно. Если мы начнем играть в эти игры, то просто перестанем себя уважать. Кстати, во Франции за те минимальные эфиры, которые у нас были (два-три эфира по центральному телевидению и десять эфиров на радио), нам заплатили очень заметные деньги.

-- А вы сталкивались по отношению к себе с определением "не формат"?

-- Да, до сих пор! Это придумано такое волшебное слово, которое в переводе на человеческий язык означает "дайте денег". И во Франции есть "не формат", и в Африке. Правда, на Западе это не просто "дайте денег" -- там надо быть в структуре рекорд-компаний, которые содержат группы и раскручивают их. Западные люди до сих пор не догадываются, что на территории бывшего СССР есть рок-музыка. А тем более 5--7 лет назад. Ты приносишь им кассету или диск. Они говорят: "Нет, у вас рок-музыки не существует". И разговор на этом прекращается. Во Франции мы очень успешно выступали, у нас были свои фаны, но для рекординговых компаний мы не существовали.

"МЫ ВЕРНУЛИ ИМ НАШЕ САЛО"

-- Олег, вы ведь фактически уезжали из одной страны, а вернулись в другую. Как происходила адаптация?

-- Произошла очень смешная штучка. Живя во Франции, я не принимал тот образ жизни и старался жить "по-украински". Даже гастрономически -- сало там, гречка... Разуваться дома, принимать гостей, пить водку -- все, что для нас естественно, а французам совершенно несвойственно... Уехав из Франции, я теперь ловлю себя на том, что потихоньку начинаю жить по-французски: полюбил сыр, вино, кофе, булочки... Я не скажу, что так уж ностальгирую по Франции, но какие-то бытовые замашки воспринял и не собираюсь от них отказываться.

-- А говорят, что вы "фирменный фуршет от "ВВ" -- водку с салом -- даже в Россию экспортировали...

-- А, это в 2000 году, когда нам в Москве вручили "Серебряную калошу" в номинации "Они едят наше сало", мы в честь этого события устроили на "Максидроме" фуршет: сало с "перцовкой". Конечно, все это специально с собой привезли. Мы просто вернули им то сало, которое у них якобы съели.

-- Две украинские группы, которые сейчас пользуются успехом в Москве -- "ВВ" и "Океан Эльзы". Кстати, "Океан" как раз принимал участие в "Рождественских встречах" Пугачевой... Что, ваши пути вообще не пересекаются?

-- Я считаю, что "Океаны" -- по другую сторону баррикад. Они все-таки многие вещи сделали "в фарватере" "Воплей Видоплясова". Я не имею в виду стилистику. Но и покорение Москвы, и некое путешествие в Лондон -- все это где-то уже было... И вообще, надо сказать, что первые дворцы спорта они сделали именно "на разогреве" у "ВВ". "Океан Эльзы" -- это эстрада в форме рок-музыки. И, естественно, сравнение с ними меня совершенно не греет.

-- А как вы относитесь к молдавской группе "Здоб ши здуб"?

-- В музыкальном плане они сейчас стали интереснее. Хотя это изначально трэшевая команда, заигравшая фольк только потому, что это стало модно. И потом, они имеют очень прыткого менеджера, который проникает во все щели. Они стали везде петь наши "Танці", а нас об этом даже не спросили. И в конце концов мы столкнулись с такой ситуацией: приезжаем в какие-то российские города, где никогда раньше не были, а они уже успели "прочесать". И вдруг нам говорят: "А чего это вы песню группы "Здоб ши здуб" играете?" Тогда мы поговорили с ними и с их менеджером: мол, ребята, если дальше так пойдет, придется бить морды. Но они нас не послушали. Потом уже у них возникла песня Виктора Цоя. Это в принципе группа, которая сделала себе имя на чужом материале.

-- Морды били?

-- Да нет, ну мы добрые люди... Когда-нибудь и у нас с авторскими правами будет все в порядке. Когда падут пираты...

-- А они когда-нибудь падут?

-- Конечно! Во всем мире пали, и у нас падут. Либо падут пираты, либо... падут бомбы. А музыканты "Здоб ши здуб" и не могут нам отчислять авторские -- у них денег-то нет. Деньги -- у менеджера. Мне ребят даже жалко -- он их заставляет играть по 200 концертов в год. Человек просто не может в таком режиме работать.

-- А как вы строите свой график? Отказываетесь от каких-то предложений?

-- Мы пытаемся отказываться от политических мероприятий. А также от свадеб и дней рождения, хотя их -- масса.

-- Но почему? Это, говорят, очень неплохой источник дохода. Даже Элтон Джон не брезгует...

-- Ну... просто я столько не выпью. Скажем так: мы можем себе позволить не участвовать в подобных мероприятиях.

"ВО ФРАНЦИИ СОСЕДИ ШВАБРОЙ СТУЧАТЬ НЕ БУДУТ"

-- А как вы относитесь к бардовской песне?

-- Хм... хорошо. Только тут надо сразу четко провести грань между бардами и шансоном. Вернее, той "блатной лирикой", которую у нас называют шансоном. Вообще, для меня и Шевчук является бардом, и Гребенщиков, и Кинчев, и Виктор Цой... Это барды, которые себе набрали рок-команду. А есть барды, которые ее себе еще не набрали.

-- Если начинать жизнь сначала, что-нибудь вы поменяли бы? Можно было бы, скажем, не пойти в комсомол...

-- А чего? Наоборот. Вот я был очень активным пионером: барабанщик, горнист, у Ленина стоял, речевки читал... Это был такой детский мир. А потом я пошел в комсомол и увидел все эти расклады: комсомольские рвачи, стукачи, карьеристы -- вся черная сторона жизни сразу. И ты понимал, что ты уже -- частица взрослого мира.

-- Олег, вы в детстве вы кем мечтали стать?

-- Ученым. Физиком, математиком. Взахлеб читал научные книги и журналы. Но этот азарт прошел, как только я поступил в институт. (Олег Скрипка практически на "отлично" окончил КПИ. -- Ред.)

-- На какой музыке вы росли? Что слушали в детстве?

-- Конечно, рок. Первое самое яркое воспоминание: мне родители купили музыкальный комбайн "Романтика-105" -- это такой гигантский чемодан, который очень хорошо звучал, но был "моно". Я делал свою первую перезапись (как сейчас помню, записывал "Smokie") и параллельно в кухне мыл посуду. И... залил соседку нафиг. Ну, я воду включил, чтобы пока стекала, а сам в комнате. (С детским восторгом.) Мне там так понравилась песня "Водки найду"! Я альбом переписывать закончил, еще раза три послушал -- сижу, "втыкаю"... И тут из кухни вода бежит! Вот такое у меня было первое столкновение с музыкой. И с соседями.

-- Во Франции, наверное, от вас соседям тоже доставалось -- они же не привыкли, чтоб народ бурно веселился и пил водку?..

-- А мы не бурно, мы тихо пили водку! (Я вообще бурно пить не люблю). Там главное -- чтобы до десяти вечера гости разошлись. И с шумом строго. Там соседи шваброй стучать не будут -- тут же вызывают полицию. Вот у одного нашего приятеля частный дом под Парижем -- там мы уже себе позволяли гулять шумно. Сидели во дворе с грилем и гитарами, пели французские бардовские песни...

-- Интересно, чем вы будете заниматься на пенсии?

-- (Со смехом.) Кроликов разводить!.. Кстати, хороший вопрос. Наверное, я бы хотел быть саунд-продюсером -- работать с командами в студии, давать им советы по звуку, аранжировкам. Надеюсь, что к тому моменту у нас уже будет своя студия...