1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №77 (1125) за 06.04.2002

"МОИ РОДИТЕЛИ НЕ РАССТАЛИСЬ С МЕЧТОЙ, ЧТО Я СТАНУ ФИЗИКОМ"

Сегодняшний гость нашей редакции, фронтмен группы "Океан Эльзы" Святослав Вакарчук -- классический "физик и лирик" в одном лице. Один из немногих представителей новой украинской культуры, чья музыка "пришлась ко двору" не только в России, но... и на родине.

"МУЗЫКАНТЫ МИРОВОГО УРОВНЯ РАБОТАЛИ ГРУЗЧИКАМИ"

-- Слава, вы теперь киевлянин. Это не предательство по отношению к вашему родному Львову?

-- Я пока не киевлянин -- у меня еще львовская прописка. А вообще я бы не стал создавать конфликтов даже внутри себя: Львов -- мой родной город, Киев -- столица моей страны... Друзей у меня, наверное, в Киеве уже больше -- я все-таки живу тут уже почти четыре года. Но хожу пешком только во Львове. И не потому, что там небольшие расстояния и публика это позволяет -- просто я не могу себе представить, как это я во Львове буду ездить на машине. Понимаете, я там никогда не ездил на машине. Для меня это неестественно. Я не вижу никакого предательства в моем переезде. Потому что объективно сейчас в Киеве больше способов самореализации.

-- Т.е. в душе вы остаетесь львовянином?

-- Не знаю, хорошо ли вы знаете львовян... Может быть, у них чуть больше амбиций, чем у жителей восточной Украины. Думаю, это связано с тем, что мы привыкли быть в оппозиции. В каждой стране есть такие регионы. Львов, например, в 30-е годы прошлого века был столицей польского джаза. А польский джаз был наравне с французским, американским... Теперь почему-то говорят, что в Украине джаз "в зачаточном состоянии". Еще в 80-е Львов в культурном плане был значительно выше Киева -- могу это сказать открыто, не боясь гнева читателей-киевлян. И в музыке, и в театре происходили потрясающие вещи. К сожалению, все это давно закончилось. Мы -- одни из немногих, кто старается "держать марку".

-- А почему ситуация изменилась? Многие уехали в Киев?

-- Не только. Вы себе просто не представляете, сколько народа эмигрировало из Львова в Польшу, Германию, Канаду, Штаты, Израиль -- значительно больше, чем из Киева! Я думаю, не надо объяснять, почему эти люди уезжали. Если мои знакомые (музыканты мирового уровня!) -- работали здесь грузчиками на складах!.. Мы просто пошли более агрессивным путем -- можно сказать, "пошли на таран", навязывая себя и свою музыку. И сейчас уже пришел момент, когда люди стали эту музыку воспринимать. Я пою, и людям это нравится -- я чувствую. "Испытания славой", о котором так часто говорят, у нас вообще не было, потому что все происходило очень постепенно, никаких резких скачков. Более того, на данный момент я сам оцениваю то, что мы сделали, наверное, значительно ниже, чем оценивают окружающие. Я-то знаю, что это, может быть, 5--10% из того, что еще предстоит сделать. И очень скептически отношусь ко многому, что уже сделано.

"У ПУГАЧЕВОЙ ВСЕ УЛЫБАЮТСЯ В КАМЕРУ, А ЗА КАДРОМ..."

-- А как вас принимает публика в других странах, где, кроме прочего, возникает еще языковой барьер?

-- По гастролям в Лондоне судить сложно, потому что там 60% публики -- это были наши люди, из диаспоры. А между публикой Украины и русскоговорящих стран я не вижу никакой разницы.

-- Кстати, как вам удалось, выступая в "Рождественских встречах" у Аллы Пугачевой, сохранить "украиноязычность" песен? У нее ведь все плавно переходят на русский...

-- А нас никто и не просил петь по-русски! С другой стороны, "Океан Эльзы" -- украинская группа, и мы ни под какие "встречи" подстраиваться не станем. Наверное поэтому нас и пригласили (если б мы очень хотели туда попасть, наверняка не попали бы). Они позвонили, предложили условия, которые нас устроили, и мы поехали... У нас еще там возникли проблемы из-за того, что они хотели получить авторские права на издание наших песен, прозвучавших в программе. Мы отказались. Говорим: "Если вас не устраивает -- мы можем не выступать". Но, видимо, им было трудно объяснить Пугачевой, почему мы не выступаем. Да если б не она, мое уважение лично к Пугачевой, я бы туда вообще не поехал! Это не наша тусовка. Там такой театр, сплошной глобальный фарс. В камеру все улыбаются, а "за кадром"...

-- Говорят, что последний клип "Океана Эльзы" -- "Друг" -- вы впервые увидели во время "народной премьеры" на Майдане Незалежности. И ни в съемках, ни в монтаже вообще не принимали участия... Не боялись, что конечный продукт не оправдает ваших ожиданий?

-- Я действительно увидел клип только на Майдане. И он мне с первого раза совершенно не понравился, потому что я ждал от клипа чего-то немного другого. Но потом я просто стал гордиться этой работой, поскольку я до сих пор не помню такого бурного обсуждения ни одной из наших видеоработ. А это значит, что мы сделали все правильно. Потому что, при всем моем уважении к украинским клипмейкерам, если бы мы сделали очередной украинский клип, ничего подобного не было бы. Основная идея была -- чтобы над клипом работали люди, не заангажированные в нашей эстраде. Нам даже пришлось режиссеру Луи Франку долго объяснять, что мы не российская, а украинская команда. Он и сам странный человек -- одновременно бельгиец и швейцарец, а живет в Англии. Он снимал клип в Барселоне, потому что там живут его друзья-стилисты. А "японская" тема возникла потому, что песня оказалась близка к самурайской эстетике "скрытой любви". Самураи высшим проявлением любви считают такую любовь, которую ты всю жизнь хранишь втайне, никогда не афишируешь и никому о ней не говоришь. Это как раз песня о такой любви, о которой не говорят вслух. Зато следующий наш клип наверняка будет очень "имиджевым" -- там будет много нас в кадре.

"ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПРАВА НА МЕНЯ КАК НА МАНЕКЕНЩИКА -- У ЛЯЛИ ФОНАРЕВОЙ"

-- Слава, знакомство с вашим стилистом Лялей Фонаревой, которая радикально изменила ваш имидж, тянется еще с львовских времен?

-- Она как раз во Львов приехала после того, как с нами познакомилась! Ляля как раз не радикально меняла наш имидж, а очень постепенно и аккуратно. Мы познакомились на фестивале "Нова генерація", куда приехали из Львова как молодая перспективная группа, а ее салон обслуживал конкурсантов -- делали прически, макияж. Мы заявили, что нам ничего не надо, потому что мы самодостаточны. И ушли. А когда вечером, войдя в гримерку, наконец увидели девушек, которые собственно причесывают и делают макияж, мы тут же закричали: "Делайте с нами все, что хотите".

-- А как Ляле удалось убедить вас выйти на подиум в качестве модели?

-- Просто я привык поддерживать своих друзей так же, как они поддерживают меня. Я больше ни на чьих показах такого не делал и не собираюсь. Скажем так, Ляля имеет эксклюзивное право на меня как на манекенщика.

-- Как вы относитесь к утверждению, что все в жизни попробовать нельзя, но стремиться к этому нужно?

-- Хм... Я вам могу привести пару таких контр-примеров, что мы с вами вряд ли захотим обсуждать этот вопрос дальше. Можно такого напробоваться!.. В жизни можно делать все, чего желает твоя душа, если только это не мешает другим. Если твои "резкие движения" не мешают чьим-то "резким движениям" -- почему бы нет?

-- А какие профессии вы попробовали в этой жизни?

-- Согласно диплому Львовского национального университета, я физик-теоретик. Правда, параллельно я еще на всякий случай поступил на заочный (тогда это было модно) по специальности "международные финансы". Но я очень надеюсь, что мне это никогда не пригодится, потому что я не бухгалтер -- я музыкант. А "манекенщика" мне, пожалуйста, не приписывайте. Я уважаю эту профессию, но она не для меня. Я... по стандартам не подхожу, вот! Там нужны определенные формы, а я достаточно скромно отношусь к своей внешности. Больше никаких профессий не пробовал. Нет, вспомнил! Буквально на днях сидел в кассе, билеты продавал! Хотел продавать на наш концерт, но оказалось, что они уже все раскуплены. Так я торговал "телепузиками".

"СОСЕДИ ПОЧЕМУ-ТО ВСЕ ВРЕМЯ СТУЧАТ МНЕ В СТЕНУ"

-- Кто первым слушает свеженаписанную песню?

-- (Гордо.) Я!.. И мои соседи... (Пожимая плечами.) Не знаю, у меня какие-то агрессивные соседи. Они почему-то все время стучат мне в стену. Правда, их можно понять: когда я после одиннадцати вечера начинаю играть -- это, может быть, не очень приятно. Но я ничего не могу с собой поделать и продолжаю нарушать общественный порядок. Ну, я их уже немного приучил.

-- Каким способом?

-- А я им отвечаю той же монетой: они мне в стену -- и я им в стену! Да я их вообще никогда не видел!

-- Слава, а был в творчестве "Океана Эльзы" такой период, когда приходилось играть по ресторанам?

-- В ресторанах и на свадьбах мы не играли ни разу. Хотя несколько раз играли в одном кафе-пиццерии во Львове. Правда, нам за это ничего не заплатили. Обещали, что мы три раза сыграем и они возьмут нас на постоянную работу. Мы поиграли, и на этом все закончилось. Это было через три месяца после того, как создалась группа, и мы тогда еще играли чужие песни -- в основном, англоязычные.

-- А где проходили первые репетиции команды, которую вы собрали?

-- А я не был тем человеком, который собрал всех вокруг себя. Паша, Денис и Юра до этого вместе играли в группе "Клан тиші" -- такой своеобразный арт-рок. Я вообще не имел желания играть в группе, тем более -- в этой. Но они разошлись со своим вокалистом и через общих знакомых пригласили меня на репетицию. И я первые полгода просто ходил к ним на репетиции, потому что мне было интересно. Я еще не осознавал, что хочу заниматься именно этим: петь, писать песни... И не знал, что мне делать с песнями, которые были написаны еще до этого... А первые репетиции происходили в общежитии Лесотехнического университета, где учился Паша. Комната площадью метров шестнадцать, теснота невообразимая, стены для звукоизоляции оклеены лотками из-под яиц... Но энтузиазм был страшный! Концерт раз в три месяца, а репетиции -- каждый день по шесть часов. Сейчас молодые музыканты приходят и жалуются: "Вот нам никто не хочет платить за выступления!" Я спрашиваю: "А сколько вы существуете?" Они гордо: "Уже целых три месяца!" -- "Ничего себе, -- думаю. -- Да я первых два года существования "Океана" понятия не имел, что такое гонорары!" Если у людей цель -- заработать деньги, ясно, что они никогда ничего не добьются.

"НА ВОПРОС О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Я ОТВЕЧУ "ДА"

-- Распорядок дня у меня "неправильный": то есть, сплю я довольно много -- если нахожусь в Киеве. А вот ем... Тренер мне говорит, что надо есть шесть раз в день, но по чуть-чуть. А я ем один раз, ну два. Представляете, это ж сколько времени уйдет, если шесть раз в день, например, по часу, на еду тратить?

-- А сами вы любите готовить?

-- Не люблю, но могу. Если есть для кого. Себе я ничего готовить не стану. Максимум -- сосиски и салат из помидоров и огурцов. А если есть причина, могу придумать что-нибудь "крейзи". Не знаю, правда ли, что лучшие повара -- мужчины, но если уж я начинаю "куховарити", этот процесс больше похож на ритуал, чем на удовлетворение физиологических потребностей.

-- Нигде никогда ничего не говорится о вашей личной жизни!.. Женаты ли вы? Есть ли у вас дети?

-- Так и слава Богу, что не говорится! На этом и закроем тему. Знаете, как в анкете: на вопрос "личная жизнь" я отвечу "да". Хотя я не женат -- это все знают. И детей у меня нет. По крайней мере, насколько я знаю. (Смеется.)

-- Об известных людях, как правило, ходит масса сплетен и слухов. Вас, видимо, тоже не минула чаша сия. Как вы к этому относитесь?

-- Их столько было! И, как правило, все невероятные. Ну как я могу к этому относиться? У меня такая работа -- имеем то, что имеем. Я отношусь к этому как работе -- и к тому, что берут автографы на улице, и к тому, что могут позвонить в три часа ночи домой, неизвестно откуда узнав телефон, и к слухам о том, что у меня дома "восемь собак живут между собой" и чуть ли не рога на голове... Я-то к этому отношусь спокойно. Иногда только думаю: главное, чтобы мама не прочитала!

-- А родители спокойно пережили, что сын променял "серьезную" профессию на нестабильный хлеб эстрадного музыканта?

-- (Со смехом.) По-моему, они еще так и не расстались с мечтой, что я стану физиком. Ну вот сейчас мой младший брат -- будущий дипломат -- заканчивает факультет международных отношений в университете... Может, хоть из него "выйдут люди"!.. Как правило, все рок-музыканты жалуются, что у них были неблагополучные семьи, проблемы с родителями и т.п. -- я ничем подобным "похвастаться" не могу. У нас фантастически дружная семья! Мама ходит на все мои концерты. По крайней мере, во Львове. Правда, папа... не ходит ни на один. Он просто в принципе не посещает такие места, где мы чаще всего выступаем. Но уж во Дворец "Украина" на концерт 7 апреля я их обоих наверняка привезу.

В этом концерте практически все старые песни будут звучать абсолютно по-новому. Другой звук, другие манеры, другие эмоции... Может быть, 2--3 песни прозвучат похоже на то, как они были записаны на дисках. Вообще, несмотря на большое количество людей на сцене (в одном только симфоническом оркестре "Ренессанс" под управлением Иосифа Франца больше 80 человек), мы хотим сделать этот концерт очень спокойным. По крайней мере, "без лишних децибелов". Все будет максимально естественно -- почти акустика. Когда какие-нибудь "Скорпионз" или "Металлика" играют с оркестром -- за их барабанами никакого оркестра не слышно. У нас будет слышно каждый инструмент.