1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №77 (1125) за 06.04.2002

ПОЯВИЛАСЬ "ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"

Если бы существовала традиция вести "родословную" того или иного явления со дня появления слова, его обозначающего, сегодняшний день стал бы " днем рождения" нашей железной дороги. 6 апреля 1803 года "Санкт-Петербургские коммерческие ведомости" впервые в России употребили словосочетание "железная дорога".

Первыми рельсами (в XVI веке) были деревянные бревна, уложенные на деревянные же подкладки. "Паровозом" в данном случае могли служить только люди или кони -- никакую машину такая трасса не выдержала бы. И назывался этот вид транспорта соответственно -- конка. В конце XVII века появились чугунные рельсы и, соответственно, "чугунная дорога" как вид транспорта. Рельсы из чугуна выдерживали, конечно, большую нагрузку по сравнению с деревянными, но первые паровозы крушили их так же легко, как и бревна.

Первая собственно железная дорога открылась в Англии в 1825 году, в России -- 13 лет спустя (она соединила Царское Село с Петербургом). А к 1851 году была построена Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой. Она стала самой длинной на то время железнодорожной линией Европы с двухсторонним движением, по ней уже курсировали пассажирские и товарные поезда весом до 160 т.

Сейчас железные рельсы тоже стали историзмом -- для современных поездов-тяжеловесов подходит только "подставка" из стали, закаленной в мартеновских печах. Тем не менее название прижилось, и, как удалось выведать у специалистов, в ближайшее время менять его никто не собирается.