1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №78 (1126) за 08.04.2002

ОБИДНЫЕ КЛИЧКИ ДЕТЯМ ПРИДУМЫВАЛ... ИХ УЧИТЕЛЬ

Каждое утро, доходя до дверей школы, Маша быстро выдергивала у мамы свою руку и бежала с плачем обратно домой. Родительница недоуменно смотрела вслед дочери.

Девочка боялась ходить в школу с первого дня. Когда учительница, знакомя всех, произнесла ее фамилию, дети засмеялись. А Мария Ежикова так расстроилась, что даже заплакала. С тех пор одноклассники на переменке "считали за честь" поиздеваться над бедной девочкой. Насмешки стали постоянными спутниками Маши. Со временем, она даже стала ежиться -- не только от "кривого" взгляда, но и дружеского обращения.

Мама боролась, как могла. После уроков "выясняла отношения" с обидчиками дочки, скандалила с их родителями. Бесполезно. Тогда ее перевели в другой класс. Но слава бежала впереди Ежиковой, и на новом месте было не лучше. Родители отвели дочку к психологу, который провел с ней в беседах немало времени. Девочка изменилась, но груз "прежней Ежиковой" оказался слишком тяжелым, поэтому психолог посоветовал перевести ее в другую школу. Первое сентября Маша встретила среди незнакомых ребят. Когда в классе услышали ее фамилию -- все заулыбались. Но Марии это уже было знакомо -- она только усмехнулась, ведь теперь была уверена в себе.

ЛУЧШЕ БЫТЬ "СЛИВНЫМ БАЧКОМ"!

Не секрет, что дети очень любят развлекаться кличками. Они называют друг друга, как угодно, но только не именем, которое дали родители. Некоторым везет, их именуют "Босс", "Доктор", "Граф". А как прикажете себя чувствовать тем, кому досталось прозвище "Очкарик" или того хуже -- "Пугало"? Если взрослым эти клички могут казаться просто забавными, то дети к ним относятся очень болезненно.

Чтобы разобраться в этой проблеме, американский психолог Харре обследовал тысячи детей в разных странах. Исследователь обнаружил, что одна из главных причин присвоения прозвищ состоит в желании ребят отделить "своих" от "чужих". Детей, у которых нет кличек, считают личностями слишком незначительными, чтобы с ними возиться. Они обычно непопулярны и часто бывают изолированы от остальной группы. "Иметь кличку -- это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания, -- говорит американский психолог Харре, -- даже если это внимание будет не совсем приятным. Поэтому иногда лучше носить кличку "Сливной бачок", чем называться просто Джон".

Как правило, клички распространяются в мальчишеской среде. Бывает прозвище так пристанет к парню, что через время его настоящее имя никто и не вспомнит. Девочки менее склонны придумывать подружкам прозвища.

ШУТКИ В СТОРОНУ!

-- Бабушка, я -- "плесень"! -- заявил Максим, вернувшись из школы.

-- Кто тебе это сказал? -- присела от неожиданности на краешек стула бабуля.

-- Наш учитель по химии!

Оказалось, педагог одной из киевских школ всем своим подопечным придумывал обидные прозвища и обращался к ним только так. А если дети возмущались, наказывал оценками и лишним вызовом к доске. Его ученики стеснялись отвечать и неохотно по утрам шли в школу.

-- Подобные выходки педагогов -- вовсе не безобидные шутки, -- говорит психолог Валентина Ситник. -- Если, скажем, Иванчук, по мнению учителя, "балбес", то мальчик будет вести себя соответственно. Спрятанные в этом ребенке таланты никто не заметит, ведь учитель его уже "оценил". Родителям таких учеников следует серьезно поговорить с педагогом-обидчиком, либо, в крайнем случае, обратиться с жалобой к директору школы. И еще. Лучший способ борьбы с негативным школьным ярлыком -- создать условия, в которых раскрылся бы талант вашего ребенка. Найдите для своего чада интересный кружок, студию, спортивную секцию. Тогда сын или дочка не будет сосредоточен только на школе и перестанет переживать по поводу "пришитого" ему прозвища.