Выпуск газеты Сегодня №81 (1129) за 11.04.2002
ЧТОБЫ ПЕРЕНОЧЕВАТЬ В МОНАСТЫРЕ, НУЖНО... СДАТЬ ЭКЗАМЕН
В. Ц. Поздним вечером захожу во двор монастыря. Мою смиренность нарушает вой сирены от сигнализации. (Вот уж чего не ожидал.) Из двухэтажного здания с криком "Воздушная тревога!" выбегает бородатый мужчина в шапке. За ним -- бородач в исподнем и с... ножом в руке. Укротить истошное завывание им не удается. Пару раз слышу слово "дурак". Заметно, что произошедшее бородатых даже забавляет. Провода искрят -- сигнализация умолкает. "С ножом" уходит, "в шапке" обращается ко мне:
-- Ты как сюда попал? Калитка открытая... Странно. Что-то нужно?
-- Переночевать бы.
Рассказываю нехитрую легенду. Приехал из Одесской области на денек по делам. Киевские родственники, у которых планировал остановиться, укатили в Полтаву. Знакомых в городе нет, на вокзале нужно платить, а денег ноль. Про гостиницу нет и речи.
-- Ничем, брат, помочь не могу. На ночлег не принимаем, -- говорит святой отец (так представился). -- Вообще-то решает игумен, но его сейчас нет. Недалеко есть еще монастырь, но вряд ли... Сходи-ка все-таки на вокзал. Там задаром ночку переждать можно.
В прошлом году месяц ночевал на вокзале приезжий, ежедневно приходивший на послушание. Когда его приняли в монахи, оказался непутевым братом -- ушел без разрешения в город. Отчислили (видно вокзальная жизнь сказалась). По словам отца, у них народ разный бывает. Кто знает, вдруг ты вор или рецидивист, от милиции прячешься...
Иду в монастырь рядом. Этот на возвышении, забора нет. На дверях монашеского корпуса читаю: "Посторонним вход воспрещен". Заперто на кодовый замок. Стучу. Общаюсь неизвестно с кем через небольшое отверстие в двери.
-- Поедьте в монастырь N, там можно переночевать, -- советуют.
Больше разговаривать не желают -- слышу удаляющиеся шаги.
Оказалось, меня направили в женский монастырь. Но это не издевка. Монашка во дворе говорит, что ночуют у них и мужчины. Когда приезжают экскурсии, то в монастыре размещаются даже семьи. Иногда останавливаются на ночь 350 человек.
Рано радуюсь. Матушка в дверях ночлежки устраивает допрос: кто такой, что делаю в городе, почему пришел сюда, православный ли, есть ли паспорт...
-- Видите ли, без благословения никак нельзя, -- находит она слабинку. -- Обратитесь в мужской монастырь (называет тот, в котором я уже был. -- Авт.)
Извинившись, матушка с облегчением закрывает дверь, а я спешу к метро, чтобы успеть на последний поезд. Ночевать придется дома.
Г. Г. В монастырь прихожу в 9 вечера. Ворота настежь. "Блаженный" клянчит "хоч що-небудь". Неохотно берет у меня яблоко. Спрашиваю, ночуют ли здесь приезжие? Для таких, по словам нищего, специальная гостиница есть, но принимают немногих. Неизвестно почему.
Иду к дежурной. Выслушав мою "историю" (приехала издалека, не заладилась семейная жизнь, хочу приютиться в монастыре), сестра сочувственно качает головой. Мол, вряд ли что-то получится -- в столице обители переполнены, лучше ехать на периферию. Но раз деваться некуда, на ночь, может, и пустят. Объясняет, что в ночлежке удобств нет, спят там на полу.
Отправляюсь к приюту. Звоню в дверь -- появляется монахиня. Места, говорит, хватит, но должна разрешить матушка. Жду более часа.
-- Нужно благословение настоятельницы, которая будет аж утром, -- растолковывает матушка. -- А чтобы переночевать, нужно сдать... экзамен.
Выясняем мои "минусы" -- нет духовного наставника, крестика. Единственный козырь -- со второго раза прочитываю "Отче наш". Матушка журит, но, вроде бы, готова приютить. Дежурная уже и дверь открывает. Вдруг "экзаменатор" вспоминает о документах. Объясняю -- паспорта нету (впопыхах забыла дома).
-- Тогда нельзя, -- говорит матушка. -- А если будет милицейская проверка? Поищи-ка ты приют в другом месте.
-- Уже почти полночь, город знаю плохо, -- давлю на жалость. -- Может, пустите?
-- Господь милостив, -- изрекает женщина. -- Иди и не бойся.
P. S.: Мы пытались устроиться на ночлег в пяти обителях. Результат одинаков. Складывается впечатление, что служители монастырей находят сотни причин, чтобы не впустить просителя. А ведь человек, у которого все в порядке с документами, при деньгах, в милосердии не нуждается. Вряд ли его устроит ночлег, где спят на полу. Да и не пойдет он в монастырь вовсе. Обращаются в божью обитель те, кто нуждается в сострадании и помощи. Но... Ладно, мы -- поехали домой. А если кто-то действительно попал в сложную ситуацию? Где ему укрыться на ночь? Право, проще приютиться под мостом, в подъезде без охраны или гулять всю ночь по Крещатику.