1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №83 (1131) за 13.04.2002

"ЛЕТАЮЩУЮ ЛОДКУ" СИКОРСКОГО В ФИЛЬМЕ " ВОЛГА-ВОЛГА" ВЫДАВАЛИ ЗА СОВЕТСКУЮ

В США нашего земляка киевлянина Игоря Сикорского называли "Мистер Вертолет". Он первым создал винтокрылую машину. А всего за свою жизнь разработал 17 типов самолетов и 18 оригинальных вертолетов.

СТУДЕНТ УЧИЛ ЛИШЬ ТО, ЧТО ЕГО ИНТЕРЕСОВАЛО

Игорь Сикорский стал пятым ребенком в семье Ивана Алексеевича Сикорского, профессора университета Св. Владимира. Кстати, мало кто знает, что старший Сикорский, имевший мировую известность благодаря трудам по психиатрии, оказался вовлеченным в скандальное "дело Бейлиса" 1913 года. В Киеве расследовалось убийство мальчика, якобы, совершенное евреями, и власти обратились за помощью к Ивану Алексеевичу. Он скрупулезно изучил все обстоятельства дела и решился предположить, что это ритуальное убийство. Последствия известны -- волна антисемитизма. Сикорский тяжело заболел и уже не вернулся в университет...

Игорь к тому времени был сложившейся личностью. Отучился в Париже, в Технической школе, и в Киевском политехническом институте. Студентом был не особо прилежным, занимался в основном своими разработками. В результате диплом инженера получил только в 1914 году в Петербургском политехническом институте за создание многомоторных воздушных кораблей.

На российской земле Сикорскому было суждено дать жизнь одному из своих величайших творений. Еще в 1911 году после вынужденной посадки, едва не стоившей ему жизни, он задумался о том, как повысить надежность самолетов. Новый аппарат он видел многомоторным, с экипажем из нескольких человек и таким, чтобы его можно было ремонтировать в воздухе. В то, что такой самолет можно построить, большинство авиационных авторитетов не верили. Тем не менее, председатель правления солидного авиапредприятия поддержал своего 23-летнего главного конструктора, и в 1913 году в Киеве был создан первый в мире четырехмоторный воздушный гигант.

Сначала он получил название "Гранд", а после доработки -- "Русский витязь". Молва о нем покатилась по России и Европе -- удивлялись и не верили. Император Николай II выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Царское Село, и его императорское величество поднялся на борт. Вскоре Сикорскому передали царский подарок -- золотые часы. Самолет, превосходивший по размерам все до сих пор построенные, стал прообразом всех нынешних пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и "транспортников".

НЕБЫВАЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В КИЕВ

Машины, аналогичные "Русскому витязю", появились за рубежом только спустя несколько лет. А Сикорский удивительно быстро спроектировал новый четырехмоторный самолет "Илья Муромец". На нем в июне 1914 года Игорь Иванович с коллегами-авиаторами, побивая все мировые рекорды длительности и высоты полетов, совершили небывалое путешествие из Петербурга в Киев и обратно.

Корабль шел выше облаков, и можно было хорошо рассмотреть их сверху. Сикорский описал открывшуюся картину в недавно найденной рукописи 1920 года (ее опубликовала YMCA-Press). "За руль сел капитан Пруссис. Я вскоре вышел на верхнюю площадку. Трудно описать величественное зрелище, открывавшееся с этого места. Корабль летел над безбрежным облачным морем. Можно было ясно видеть, как его тень скользила по белоснежным облакам, освещенным солнцем. Иногда из облачного моря поднимались выступы, как бы горы... Некоторые выступы были выше корабля. Странное впечатление создавалось, когда корабль проходил вблизи такой облачной горы. Наружные очертания были так резки, что, казалось, она действительно состоит из какой-то твердой белой массы". Триумфаторов радостно приветствовали в Киеве, но встреча совпала с известием об убийстве эрцгерцога Фердинанда в Сараево...

ИЗ КУРЯТНИКА -- К ЗВЕЗДАМ

Судьба забросила Сикорского в Нью-Йорк. Он оказался без средств к существованию и работал учителем математики в вечерней школе. В 1923 году ему удалось сколотить компанию русских эмигрантов, причастных к авиации, -- инженеров, рабочих, летчиков. они составили костяк учрежденной в Нью-Йорке маленькой самолетостроительной фирмы.

Первый построенный в эмиграции самолет Сикорского был собран в курятнике, принадлежавшем одному из сотрудников. Им помогали многие эмигранты. А Сергей Рахманинов какое-то время даже значился вице-президентом корпорации. Двухмоторный биплан Сикорского стал самым крупным в Америке и одним из лучших в своем классе. Он сразу получил мировую известность, что послужило неприятным сюрпризом для большевиков. "Авиационная белогвардейщина", -- так отозвалась советская пресса о фирме Сикорского.

Для ее развития требовалось создать машину, пользующуюся спросом. Так появилась десятиместная двухмоторная амфибия. Газеты писали, что она "произвела переворот в авиации", ведь приземлялась и приводнялась там, "где раньше бывали только индейские пироги". В 1934 году "летающая лодка" Сикорского устанавливала мировые рекорды по грузоподъемности и скорости, а следующую ее модификацию закупили советские торговые представители. Эта амфибия участвовала в поисках пропавшего в северных льдах экипажа Леваневского и снималась в фильме "Волга-Волга", где ее выдавали за советскую.

МИСТЕР ВЕРТОЛЕТ

Первый экспериментальный вертолет Сикорского поднялся в воздух под его управлением 14 сентября 1939 года. Схема его устройства стала классической, по ней построено более 90% вертолетов во всем мире, но тогда авиаконструкторы сочли ее бесперспективной. Тем не менее, спустя три года Сикорский создал двухместный вертолет S-47 (R-4). Так вот, он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, который воевал на фронтах Второй мировой.

Акции Сикорского шли вгору. Со временем у него появились более совершенные машины, например, первый в мире вертолет, выполнивший фигуры высшего пилотажа. Его тяжелым вертолетам -- тринадцати- и четырнадцатитонному -- не было равных. Все попытки конкурентов создать что-либо близкое по характеристикам не увенчались успехом. "Тяжеловес" вообще не имел аналогов! Это был самый большой, самый грузоподъемный самый скоростной вертолет.