1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №84 (1132) за 15.04.2002

ЮННА МОРИЦ: ВОЗВРАЩЕНИЕ

"Я сочла возможным и несмертельным поставить чистый опыт: может ли выжить поэт, не принадлежащий ни к одной из политических команд, ни к одной из элитных тусовок гранью в моей стране?" -- говорит Юнна Мориц. Опыт оказался удачным...

Великих нынче -- словно блох в ночлежке,
куда ни плюнь -- великий человек,
есть семьи, где по пять великих членов,
великие младенцы там пищат,
великие к ним ходят почтальоны,
великие приносят телеграммы,
великие им письма от великих.
Какое счастье -- быть не в их числе!..

"Поэты, идущие командой, приобретают свою среду и уверенность в ее "пробивной силе". Все было бы слишком просто, если бы я сказала: те, кто входят в команду, теряют личность, свободу, мораль, мое уважение, -- они вот все в дерьме, а я вот вся в белом. Нет. Быть в команде комфортно, практично, команда поддерживает "своих" в целях самосохранения. Ко мне приходит множество молодых -- всем без исключения советую создавать свою команду. Во времена сериалов не пробиваются, как правило, одиночки".

Но саму Юнну Мориц "по какому-то чистому наитию повело в сторону, противоположную мейнстриму. Да, трудно: тебя лет 10 не издают, хотя читателей у тебя раз в 10 больше... Кислород перекрыт, независимая печать дружно льет свои независимые помои, но ведь я начисто забываю об этом, когда плыву в океане ритмов и пребываю в мире своего исключительного знания о природе прекрасного, которым я, конечно, обладаю. Вообще, трудности переносят с достоинством только истинные аристократы (речь, конечно, не о сословной привилегии, а о духовной -- о привилегии аристократического аскетизма)".

Она опубликовала свои первые стихи в 1954, первую книгу "Разговор о счастье" -- в 1957-м. В 1961 году окончила Литературный институт в Москве, из которого двумя годами раньше была исключена ввиду "нарастания вредных тенденций в творчестве". "Революция сдохла, и ее труп смердит", -- так, по свидетельству Евгения Евтушенко, сформулировала свою позицию Мориц на студенческой вечеринке в 1954-м. А после того, как в 1963-м ЦК обрушился на ее стихотворение памяти Тициана Табидзе, опубликованное в журнале "Юность", Юнна Мориц, по ее собственному признанию, "не стала посыпать голову пеплом и особо рыдать, а пустилась свистеть ежиком с дырочкой в правом боку... И тогда, как сейчас, полдюжины поэтов узурпировали территорию детской литературы и присвоили себе исключительный титул знатоков детской психологии. Кроме того, есть какой-то дурацкий предрассудок, что никогда "взрослый" поэт не сможет быть "детским" и наоборот. А я исходила из того, что книги детям читают взрослые и только потом дети начинают сами читать поэзию. Вот я и писала такие стихи, которые были бы интересны и взрослым, и мне самой. Я писала для детей с упоением, ушами махая в абсолютной свободе, чем и доныне с большим удовольствием занимаюсь. Кроме того, я -- Близнец, созвездие -- двойня, вот таким чудом в меня и вселилось нечто, другим созвездиям не доступное. Подумать только: влетаешь в "черные списки" и тут как тут начинаешь чирикать "Пони девочек катает, пони мальчиков катает, пони бегает по кругу и в уме круги считает", -- и уж никак нельзя твою изуродовать душу!" В результате Юнна Петровна извлекла из недовольства партаппаратчиков фантастическую пользу -- приобрела многомиллионную армию юных поклонников.

Юнна Мориц родилась в страшном 1937 году в Киеве. Здесь окончила школу, здесь жила до самой смерти ее мама. И вот Юнна Петровна возвращается: в воскресенье, 21 апреля в 19 часов состоится ее творческий вечер в Национальной музыкальной академии (Крещатик, 11). В концерте прозвучат песни Сергея Никитина на стихи Юнны Мориц. Их исполнят Василий и Александра Соколинские и Михаил Барановский.