Выпуск газеты Сегодня №85 (1133) за 16.04.2002
БУДЕМ ЖИТЬ, МАЭСТРО!
"ОН СТАРАЛСЯ БЫТЬ НЕЗАМЕТНЫМ. ХОТЕЛ ЗАТЕРЯТЬСЯ..."
Накануне годовщины гибели Быкова я отправилась в дом, в котором последние пять лет жил Леонид Федорович. Хотелось поговорить с соседями, которые помнят его не только по фильмам, как мы...
На лавочке у подъезда сидит мальчишка лет четырнадцати. "Вы знаете, где жил Быков?" -- обращаюсь к нему. "Не-а, -- качает головой, -- а кто это?"
Захожу в подъезд и сразу же натыкаюсь на консьержку. Задаю тот же вопрос.
-- А как же! Я, как и он, в этом доме с самого начала живу. Только его квартира на десятом этаже, а моя -- на пятом. Но, знаете, я только два года, как консьержкой здесь, а тогда целыми днями на другой работе пропадала, поэтому Леонида Федоровича редко видела.
-- Каким вы его запомнили?
-- Очень хороший был мужчина, приятный. Доброжелательно всегда улыбался. Но весельчаком не казался -- скорее серьезным и немного грустным. Помню, часто рано утром ходил на рыбалку -- где-то в пять часов.
-- А с кем жил Леонид Федорович?
-- С женой, дочерью и сыном. Дочка тогда в институте училась, сын тоже уже взрослый был. Жили они спокойно, никогда не слышала, чтобы ссорились или кричали... После трагедии семья сразу же съехала. Сын так вообще в Америке или Канаде теперь...
Поднимаюсь на десятый этаж. Звоню в соседние квартиры. Почти во всех поменялись жильцы, и только в одной -- с противоположной стороны площадки -- женщина, которая поселилась в доме одновременно с актером.
-- В августе 28 лет будет, как мы получили квартиру, -- рассказывает Светлана. -- Тогда я еще школьницей была. Очень хорошо помню, как впервые его увидела. Звонок. Открыла дверь (а я тогда уже посмотрела фильм "В бой идут одни старики") и онемела от неожиданности: стоит Быков. Попросил ключ от нижнего замка -- всем жильцам были розданы одинаковые, а он свой забыл взять... Знаете, он в тот момент казался более растерянным, чем я. Покраснел почему-то, застеснялся так по-детски. Это меня просто поразило, ведь он уже был звездой.
-- Потом Леонид Федорович еще к вам заходил?
-- Больше ни разу. Только в лифте иногда с ним встречались. Он не заговаривал. Опускал глаза. Казалось, хочет поскорее уйти, затеряться. Я так думаю, он понимал, что узнаваем, и поэтому старался быть незаметным... И одевался обычно: в скромные костюмы, без выпячивания и "наворотов", как сейчас говорят. Хотя чаще всего видела его в бушлате, резиновых сапогах и с удочкой -- очень рыбалку любил.
-- А вы когда-нибудь были у него дома?
-- Нет, не приходилось. К ним вообще очень редко кто приходил. И выпившим я Быкова ни разу не видела. Иногда с семьей выезжал куда-то на своей "Волге". Семья у них очень дружной казалась... Таких людей сейчас очень мало...
-- И уходят они от нас очень быстро...
-- Хорошо помню день похорон. У меня тогда был шок: милиция оцепила наш подъезд и дороги, ведущие к нему. Я вышла на общий балкон (вниз невозможно было спуститься -- масса людей). Впереди процессии несли огромный портрет -- кадр из фильма "В бой идут одни старики", где он в самолете. (Это была не фотография. Портрет размером 2 х 3 метра был нарисован ночью перед похоронами. -- Авт.). И эти звездочки, и надпись: "Будем жить, маэстро!.."
ПАМЯТЬ СЕРДЦА
Леонид Быков снялся в 22 картинах, самые известные -- "Укротительница тигров", "Максим Перепелица", "Алешкина любовь", "Зайчик", "В бой идут одни старики", "Аты-баты, шли солдаты"... Он также был режиссером трех последних фильмов. Замысел "Стариков" Быков вынашивал более 30 лет, еще три года уговаривал кинодраматурга Евгения Оноприенко написать сценарий, а создали они его вместе всего за две недели. Еще он мечтал поставить картину "Не стреляйте в белых лебедей", но студия им. Довженко от сценария отказалась, и почти сразу же фильм сняли на "Мосфильме" -- с другим режиссером и другим актером. А незадолго до смерти были закончены кинопробы к еще одной картине Быкова под названием "Пришелец", где он сам должен был сыграть две роли: пришельца с планеты Рюм и колхозника-землянина Тишкина…
"ПУСТЬ КТО-ТО ОДИН СКАЖЕТ СЛОВО "ПРОЩАЙ"
..."Никогда и никому не поверьте, что я "наложил на себя руки". Просто, если это случится, знайте, что я износился", -- писал Быков Ивану Мыколайчуку и Николаю Мащенко в "прощальном" письме, названном впоследствии "завещанием". Писал именно этим двум людям, объясняя это так: "Вы -- земля. Вы -- порепані мужики, какими бы Вы ни были большими художниками. Это для меня главное, как и для Вас". До сих пор удивляет, как письмо, написанное актером в 1976 году, когда он лежал с больным сердцем в больнице, затерялось среди бумаг его редактора и попало к адресатам только через три года -- за несколько дней до гибели Леонида Федоровича... "Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую?! Но за этой горьковатой иронией -- большая горькая правда и тоска..."
Иван Мыколайчук, к сожалению, тоже ушел из жизни, поэтому я связалась с режиссером Николаем Мащенко, директором киностудии им. Довженко -- вторым человеком, которому было адресовано письмо Быкова.
-- Хоронить такого человека без контроля ЦК было нельзя, -- вспоминает Николай Павлович. -- И я передал туда письмо Быкова. Они сразу подумали, что случившееся -- не авария, а чуть ли не самоубийство. А когда самоубийство -- другие похороны, другая пенсия родным... Это целая проблема. Но Щербицкий Быкова очень-очень любил, поэтому разрешил сделать так, как просилось в "завещании".
День похорон был солнечным. Теплым, даже жарким -- отличный "съемочный" день... Леня просил, чтобы звучали его любимые песни: "Журавли", "Сережка с Малой Бронной...", "Бери шинель" и "Этот День Победы...", и чтобы вторая эскадрилья "врезала" "Смуглянку" от начала и до конца... Просил, чтобы никаких надгробных речей, никаких оркестров -- "без цирка, называемого почестями". (Так и написал: "А то я встану и уйду от вас: получится конфуз. Только кто-то из Вас один, кому захочется, скажет одно слово: "ПРОЩАЙ".) И, как назло, приехали десятки грузовиков с оркестрами, хотя никто из нас не приглашал. Я сказал -- никаких оркестров. Но когда понесли гроб, тишина оказалась самым тяжелым испытанием для всех. Музыка как-то отвлекает, в тишине вся боль сильнее проступает.
А на кладбище... Боялся очень. Вон там, вижу, стоят начальники, и все ждут... Петь или не петь "Смуглянку"? Я ж не объявлял, что так просил Быков -- понятно, родные и друзья знают, а на кладбище кто? Кто знает, что это не моя инициатива? Народ мог возмутиться... Однако, когда запели, я таких рыданий никогда не видел, выдержать нельзя было.
-- Что потом было с письмом?
-- Я оставил его в ЦК, и оригинал "потерялся" в кабинетах. Но, к счастью, Сергей Бесклубенко (тогда заместитель завотделом ЦК КПУ -- Авт.) -- человек, которого Быков очень уважал, каким-то чудом успел снять с него копию.
ПАМЯТЬ СЕРДЦА
"Смуглянку" Быков услышал еще подростком: ее пели возвращавшиеся с войны летчики -- капитан и подполковник. Песня была гимном их эскадрильи -- звучала во время подготовки к вылету, отдыха, а также когда хоронили умерших. Из всей "поющей эскадрильи" в живых осталось только этих два человека, которые решили объездить семьи погибших своих друзей и рассказать об их подвигах. С тех пор "Смуглянка" не давала Быкову покоя, она не просто вошла в картину -- весь фильм был построен на этой песне.
-- Вы когда-нибудь рыбачили вместе с Леонидом Федоровичем?
-- Нет, но последняя наша встреча как раз была связана с рыбалкой. Жили мы на Русановке: он по одну сторону канала, я по другую. Он пришел ко мне домой и говорит: "Пойдем на набережную. Покажу тебе, где встречаюсь с рыбаками". И мы идем туда по дороге, через лесок, заливчик. Дошли до места, где в воде здоровенная коряга стояла -- V-образная. И Леня говорит: "Смотри: здесь я всегда лодку привязываю. Знаешь, если в эту корягу голову засунуть, то уже не высунешь..." Рассказывал про рыбалку, которая у него ни разу по сути не состоялась, потому что стоило хоть одному человеку его заметить, слетались все...
"ЕГО ГЕНИЙ ДО СИХ ПОР НЕ РАСШИФРОВАН"
С любви Быкова к рыбалке мы начали разговор и с Владимиром Талашко -- актером, сыгравшем в фильме "В бой идут одни старики" Сергея Скворцова.
-- Думаю, его интересовало что-то другое -- не живая рыба, которая клевала и ловилась, -- рассказывает Владимир Дмитриевич. -- Скорее, процесс общения с природой -- Леонид Федорович по натуре не был охотником. Конечно же, с людьми -- пацаны с округи часто сопровождали его на рыбалку, сами рыбаки подходили, "отвлекали", расспрашивали о съемках...
-- Люди, которые хоть раз встречались с Леонидом Федоровичем, рассказывают, что он был очень стеснительным...
-- Можно назвать это стеснительностью, а можно -- удивительным тактом. Мы редко умеем слушать людей, а Быков обладал таким талантом. Он умел слушать и слышать, смотреть и видеть. И все его персонажи -- такие же. Думаю, и сегодня его гений не расшифрован -- ни человеческий, ни актерский, ни режиссерский...
ПАМЯТЬ СЕРДЦА
- "Леонид Федорович сидел на месте второго пилота (на съемках фильма "В бой идут одни старики" -- Авт.)... Поднялись на определенную высоту. Летим. Самолет набирает скорость. И вдруг первый пилот (настоящий!) неожиданно делает "бочку". Забыл предупредить! А мы снимаем Быкова в лицо! Как тут остаться спокойным? А у него хоть бы один мускул дрогнул, хоть бы тень страха в глазах! И весь текст звучит ритмично, с паузами... Спрашиваю, просто так, чтобы спросить: "Текст не забыли?" "Текст не забыл, -- отвечает, -- а вот где голова, а где ноги -- забыл". И так посмотрел на нас, что вся операторская группа взорвалась хохотом..." (Алексей Золотарев, кинооператор.)
- "С каждым из нас Леонид Федорович работал по-разному... Эпизод в фильме "Аты-баты, шли солдаты". По сценарию, Крынкин, укравший мыло, чтобы отослать матери, должен заплакать. А Богдан Бенюк, игравший Крынкина, никак не мог войти в это состояние... Слез нет... Тогда Леонид Федорович сел возле Богдана и начал тихо-тихо ему одному читать какие-то стихи. Мы замерли... И вдруг появились слезы -- правда, на глазах у Леонида Федоровича... Богдан все так же стоически был углублен в себя... "Принесите лук", -- как-то ласково попросил Леонид Федорович помрежа. В павильоне словно бомба взорвалась: такой дружный смех сменил напряженную тишину, что даже Бенюк не выдержал и... заплакал". (Николай Сектименко, киноактер.)
- "Во время съемок фильма "Алешкина любовь" Быков должен был дать пощечину одному из геологов, оскорбившему его любимую девушку. Быков, к всеобщему удивлению, наотрез отказался это сделать. Как ни уговаривали его, особенно его партнер, он согласился только на один дубль". (Константин Петриченко, кинооператор. Из книги о Леониде Быкове "Будем жить!")
-- Он был человеком, который умел шутить: над собой, ситуацией, жизнью. Но никогда Быков не смеялся над кем-то, -- продолжает Владимир Дмитриевич. -- Теперь, по истечении стольких лет, понимаешь, что он был по своей природе созидателем, а не разрушителем. Он даже актерами руководил ненавязчиво -- не по-режиссерски, а по-людски. Знаете, как другие режиссеры: берут актера, используют его фактуру, внешность, использует уже ранее что-то сыгранное. Леонид Федорович так не делал. Он любил актера, доверял ему, не ставил рамки "от" и "до". Он вместе с актерами и сам рос, потому и был такой многогранный и интересный для зрителя. Видишь и думаешь: Господи, это мог быть фильм сам по себе, а быковский образ сам по себе. Он уже явление...
Я сам актер и знаю, насколько мучительно больно, когда тебя пробуют на роль, а потом "выбрасывают". Только у Быкова артист, не успев возвратиться домой после неудачных проб, обязательно получал открытку с самыми теплыми словами режиссера -- признанием таланта и извинениями за то, что в этот раз "не сложилось". Его не только актеры любили. Все технические службы -- костюмеры, гримеры, осветители -- ждали, когда Леонид Федорович начнет съемки, когда на площадке прозвучит его голос: "Мотор! Камера!", ждали, когда он улыбнется... Знаете, какая у него улыбка была! Удивительная -- по-французски какая-то тонкая, изящная и... немного грустная.
P.S. Его именем названа одна из звезд космоса, в Краматорске -- самолет СУ-27, в Василькове -- МиГ-29, на борту которого написано "Маэстро. Леонид Быков". Есть бортовой журнал Леонида Быкова, летная книжка. Есть экипаж -- лучший экипаж Украины, который летает на этом самолете. И есть целое звено, которое носит имя Леонида Быкова.
P.P.S. На доме по улице Ованеса Туманяна, в котором жил актер, -- скромная мемориальная доска. Светлана, соседка по лестничной площадке, вспоминает, что когда доску открывали, пришло совсем немного людей. С тех пор каждый год в день смерти Быкова кто-то приносит к ней цветы -- розы, герберы, гвоздики... "За двадцать с лишним лет я так ни разу и не увидела, кто это делает. Выхожу ранним утром -- цветы уже лежат..."