1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №88 (1136) за 19.04.2002

ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ РЕМОНТИРОВАЛ ЭСКАЛАТОРЫ

Зеленый забор возле метро "Крещатик" уже примелькался киевлянам -- почти год маячит на главной улице города, отнюдь не украшая ее. Ограждения есть и в вестибюле, и на платформе станции. В мае, как выяснилось, заборы наконец-то уберут. Выставили их на время ремонта эскалаторов. Под них я недавно пробрался.

На станции, пройдя турникеты, сворачиваю в дверь направо, дальше по лестнице вниз. Машинный зал -- ничем не уступающий по размерам школьному спортзалу. Посреди помещения механизм с двухметровыми шестернями.

-- Это сердце эскалатора -- главный вал, который мы впервые за 42 года полностью разобрали и смазали, -- поясняет сменный мастер ремонтников Виктор Лиманюк.

Иногда валы, весом от 7 до 9 тонн, отправляют в мастерские в Дарницу. Вытаскивают их через вестибюль или демонтажные шахты.

Ремонт проводится круглые сутки в три смены, иногда в выходные. Дневная смена из 7 человек делает выверку по струне (ее видно пассажирам), натянутой вдоль эскалаторного проема. Специальной линейкой выверяются отклонения по горизонтали и вертикали ходового полотна. Так выставляются новые ступени -- они должны идти ровно, не болтаясь.


Справка "Сегодня" В киевском метрополитене 107 эскалаторов, их общая протяженность 18,7 км. Ремонты машин -- текущий и капитальный. Последний делают примерно раз в 8--10 лет, одновременно в метро чинят 2-3 эскалатора (на днях завершен ремонт одного из эскалаторов на станции "Республиканский стадион"). Самые изношенные эскалаторы на станциях: "Арсенальная", "Крещатик", "Университет" и "Вокзальная". Укорачивают механизмам век вода, соль и песок, попадающие на ленты с обуви пассажиров. Ремонт одной машины длится несколько месяцев. В отдельных случаях сроки починки продлеваются.


Вход под эскалаторы. Здесь мне выдают робу ремонтника. Полутьма -- тусклые фонари. Шум усиливается. Спускаемся под балюстрадой по цементным ступеням, между второй (она ремонтируется) и третьей машиной. Проход узкий, длина его 120 метров.

-- Среди наших ребят нет толстых -- за смену мотаются раз по десять вверх-вниз, -- говорит мастер. -- Я, например, за 10 лет набегался -- отремонтировал 30 эскалаторов.

Справа по роликах "проплывает" резиновый поручень. Слева -- металлические конструкции, через которые пролезаю в открытый проем. Люди на бегущих дорожках удивлены моим появлением. В проем, по словам Виктора Григорьевича, пассажиры часто бросают бумажки и пластмассовые бутылки.

-- Много мусора на наши головы летит по праздникам -- молодежь забавляется, -- рассказывает мастер. -- Воспитание хромает... Однажды бросили петарду, полдня взрыв в ушах стоял. Да и плафоны бьют...

Подэскалаторное царство не копи царя Соломона, но ремонтники находят здесь даже цепочки и монеты. Они все в мазуте и масле.

Внизу подземелья натяжная камера с небольшими шестернями. Помещение поменьше машинного зала. На полу шелуха от семечек -- она падает с эскалаторной ленты. Убирают мусор здесь ежедневно. Выбираемся из эскалаторных недр через люк на платформе.

По графику, завершение починки эскалатора на "Крещатике" -- 17 мая. В связи с праздниками, ремонтников попросили поднапрячься. Следующие объекты -- станции "Университет" и "Майдан Незалежности".

Некоторым пассажирам неудобства не нравятся. Зачем, мол, эскалатор ремонтировать, и так сойдет. К сведению, это одно из самых опасных мест в метро. Взять хотя бы недавний случай на станции метро "Киевская" в Москве. Пенсионерка не убрала вовремя с ленты тележку, из-за чего приподнялась гребенка. Ехавшим следом за дамой мужчине оторвало ступню, женщине -- обе. Власти незамедлительно ужесточили требования к пассажирам -- отныне, тех, кто проходит в метро с тележками, будут штрафовать.