1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №90 (1138) за 22.04.2002

"ТИТАНИК" НАШЛИ ЧЕРЕЗ 73 ГОДА ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ

В свой первый и последний рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк "Титаник" вышел 90 лет назад... Его нашли лишь спустя 73 года после трагедии. Это было непросто.

13 ЛЕТ УЧЕНЫЙ ГОТОВИЛСЯ К ПОИСКУ

Первым всерьез попытался разыскать "Титаник" техасский нефтяной "король" Джек Гримм в 1980 году. Казалось бы, все легко, координаты места гибели лайнера в Атлантике, неподалеку от Ньюфаундленда, известны -- 41 градус 46 минут с.ш. и 50 градусов 14 минут з. д. Он зафрахтовал судно, нанял ученых с аппаратурой. Но и первая, и две последующие его экспедиции провалились. Мешала погода и... характер Гримма. Он не слушал океанологов, которые твердили, что надо тщательно прочесывать дно, а заставлял команду гонять судно между участками, где приборы вроде бы что-то засекли. Гримм хотел славы -- шутка ли найти лайнер-легенду, на котором осталось огромное количество драгоценных вещей.

Сохранилась инвентарная опись. В сейфах "Титаника" перевозили партию бриллиантов, которая сейчас стоит $300 млн. Да что там бриллианты! Любые предметы с лайнера представляют великую ценность для коллекционеров. Даже кусок антрацита, который кочегары бросали в топки котлов, оценивают в $25--50.

Однако не меркантильные соображения, а научный азарт заставил 13 лет готовиться к поискам "Титаника" Роберта Балларда. Он, доктор морской геологии, руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс-Холского океанографического института штата Массачусетс изучил все, что было известно о лайнере. И сумел убедить командование военно-морского флота США дать денег на создание техники, которая могла бы опуститься к "Титанику" и провести съемку.

Чтобы испытать эту технику, Баллард отправился в район гибели "Титаника". В экспедиции принимали участие и французские океанологи. Было решено, что сначала они своими новейшими устройствами "ощупают" дно участка площадью почти в квадратный километр, а потом подключатся американцы. Французам удача не улыбнулась, но сократился район поиска. И вот 24 августа 1985 года туда на судне "Норр" пришел Баллард со своей командой. На испытания у него было всего 12 суток. Шесть дней "Арго" -- миниатюрная подводная лодка без экипажа, но оснащенная видеокамерами и гидроакустическими приборами -- обшаривал Атлантику. Безрезультатно! Начала портиться погода, все устали.

БУДИТЕ ШЕФА!

...В ночь на 1 сентября, превозмогая зевоту, операторы всматривались в экраны, связанные с "Арго", который плыл за "Норром" на глубине около 3600 м. Стоп! Что это? На мониторе видны какие-то тени. Похоже на обломки судна. Но никто не решался разбудить шефа -- на часах 0.48. Когда же стал отчетливо различим огромный судовой котел, сомнений не осталось, и кто-то побежал в каюту Балларда. Оказалось, он не спал. Услышав новость, помчался к экранам.

В оставшиеся дни не спал на "Норре" уже никто -- было некогда. Выяснилось, что найден нос "Титаника", корму же разыскали в 650 метрах от него. Это было большим разочарованием, ведь полагали, что корабль на дне целехонький. Но обе части не перевернулись, обломки "Титаника" лежали "по линии". Робот "Ясон", соединенный с судном тросом, на большой глубине сделал тысячи снимков. И мир облетела сенсационная новость.

Спустя год Баллард возвращался к "Титанику" с еще более совершенным оборудованием. В его распоряжении была мини-субмарина, на которой ученый и двое его коллег опустились на дно. Тогда люди впервые после страшной трагедии 1912 года увидели то, что осталось от некогда шикарного лайнера...


А КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ...

"Титаник" был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала. Его называли "плавучим дворцом". Он имел 11 палуб, соединенных 9 лифтами. Поражали воображение апартаменты богачей: две спальни, гостиная, ванная, холл с камином. Здесь же находилось кафе "Паризьен" -- солнечная веранда, оплетенная цветущими растениями, стулья из лозы возле небольших столиков. К услугам пассажиров были бассейн размерами 10 на 15 метров, гимнастический зал, библиотека, парикмахерские, больница с операционной и даже помещение для... собак пассажиров первого класса. В холодильниках хранились живые срезанные цветы. Даже для автомобилей миллионеров место нашлось.


Перед глазами ученых предстала удручающая картина. С бортов свисали огромные "сталактиты" ржавчины. Вместо досок палубы покрывали слои моллюсков. Стеклянного купола, некогда висевшего над парадной лестницей, не было. Не сохранились и знаменитые часы в простенке между ее пролетами -- с бронзовыми фигурами Чести и Славы, венчающими Время. Останков людей не было, об этом позаботились обитатели моря. Несколько раз находили обувь. Каждый раз, когда ученые фотографировали ботинок, у них сжимались сердца -- здесь когда-то лежал человек.

ПРИЧИНА КАТАСТРОФЫ -- ПОЖАР?

При последнем своем погружении на исследовательской подлодке Роберт Баллард укрепил на носу "Титаника" табличку с надписью, обращенной к тем, кто еще когда-нибудь доберется сюда: "Оставьте его в покое". Ученый не взял ни единой вещи, хотя между носом и кормой на дне их было множество -- обломки, куски обшивки, бутылки вина, канделябры, керамические головки детских кукол... А вот участники французской экспедиции в 1987 году, используя свою подлодку "Наутилус" и новейшего "рукастого" робота, подобрали около 2000 предметов -- посуду, статуэтки, компас, а также саквояж с драгоценностями и золотыми монетами. Несмотря на уникальность их работ, и то, что эти океанологи сняли замечательный фильм, в американской и английской прессе их окрестили "гробокопателями". Возмущались и некоторые из 25 живых на то время пассажиров "Титаника": нельзя тревожить могилу, где покоятся их близкие, а всего -- свыше 1500 человек.


А КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ...

Последний из спасенных пассажиров "Титаника" Мишель Навратил умер в феврале 2001 года в возрасте 92 лет. В 1912 году ему было три года. "Когда нас, детей, пересаживали в шлюпку, было очень весело", -- вспоминал он. В ту ночь, с 14 на 15 апреля, он потерял отца и чуть было не лишился младшего брата: того едва успели посадить в шлюпку. "Незадолго до полуночи в каюту, где спали мы с братом, зашел отец, -- рассказывал он. -- Одел меня в самые теплые вещи, а потом обнял и долго не отпускал. Кто-то одел и брата". Мишель очень сожалел, что оказался на "Титанике": "Я умер, когда мне было четыре года. С тех пор меня всегда считали не человеком, а чем-то вроде музейного экспоната. Наподобие наконечника стрелы или черепка".


Французские исследователи предположили сенсационные версии причин гибели "Титаника" -- пожар и взрыв. По своим снимкам они отметили, что все разрушения пришлись на середину корпуса, где были расположены угольные бункера. Известно, что в первый же день рейса в одном из них вспыхнул пожар, видимо, произошло самовозгорание угля. Капитан Смит приказал задраить люк, чтобы огонь не получал кислорода и угас сам собой. Океанологи предположили, что пожар продолжался и завершился страшным взрывом. А может, "рванули" котлы в момент "встречи" с айсбергом. Они были раскаленные, и на них попала ледяная вода из пробоины. Эта версия многим представлялась вполне вероятной.

ХРУСТАЛЬНАЯ ЛЮСТРА -- ЦЕЛЕХОНЬКАЯ!

Летом 1991 года "Титаник" обследовали ученые России, США и Канады. Это была самая масштабная экспедиция. Российские ученые прибыли к месту на судне "Академик Мстислав Келдыш" с двумя полностью автономными подводными аппаратами "Мир". Их экипажи тщательно, метр за метром, исследовали останки "Титаника".

Малейшая оплошность грозила гибелью. Дело в том, что на затонувшем лайнере много выступающих частей -- мачты, балки, тросы... А каждое движение поднимало вверх тучи ила, которые мешали обзору. Приходилось лавировать очень осторожно, чтобы не повредить укрепленные снаружи видеокамеры. Пилотам "Миров" запомнилась удивительным образом уцелевшая хрустальная люстра, висящая на одном проводе, -- ее подвески засверкали, возникнув из небытия в луче прожектора. А вообще-то все там зыбко -- время сделало свое дело. Капитан "Академика Келдыша" Анатолий Сагалевич говорил, что через несколько лет от лайнера вряд ли что-то останется.

С "Миров" были сняты два фильма: голливудский блокбастер Джеймса Камерона, получивший 11 "Оскаров", а раньше -- документальный Стивена Лоу. Для создания второго понадобилось 17 погружений, а для страшной сказки о "Титанике" хватило 12. Кстати, говорят, что единственная правда у Камерона -- это 20 минут подводных съемок, которыми он, как и Лоу, руководил на борту субмарины.

АЙСБЕРГ ВИНОВАТ, НО И СТАЛЬ ПОДВЕЛА

Канадские ученые, исследовав части обшивки, поднятые пилотами "Миров", установили точную причину гибели "Титаника". Айсберг, конечно, виноват. Но если бы дело было только в нем, великая трагедия, скорее всего, не случилась бы. Оказалось, он вовсе не вспорол 90 метров на корпусе лайнера, словно нож -- жестянку, как принято думать. Сталь, в прочности которой мало кто сомневался, оказалась слишком хрупкой, поскольку содержала изрядную примесь серы. Под ударом ледяной горы она попросту треснула. Тому есть подтверждение: края "раны" на металле рваные, похожи на края стеклянных осколков, а "разрез", сделанный айсбергом, был бы вогнутым и относительно ровным. Если бы металл был прочнее, то самортизировал бы толчок, и разрушения не стали бы столь катастрофическими, лайнер дождался бы помощи.


А КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ...

Ближе всех к "Титанику" был лайнер "Калифорния". Его хозяева наняли в рейс одного радиста (4 фунта в месяц экономии!). 20-летний Эванс, ругая их за жадность, провел у ключа 15 часов с раннего утра. В полночь парня отпустили спать. А спустя 15 минут в эфир с гибнущего "плавучего дворца" полетел сигнал бедствия... Когда "Карпатия", которая спасет уцелевших, на всех парах мчалась к месту трагедии, "Калифорния", находившаяся неподалеку от него, легла в дрейф (что и следовало сделать при таком скоплении льда). С этого лайнера видели свет сигнальных ракет. Он был белым. На "Титанике" не нашлось ракет красного цвета, пуск которых на "морском" языке означает "помогите!"


Позднее капитана "Калифорнии" Стенли Лорда обвинят в страшном преступлении. Среди его кочегаров найдется иуда, который скажет, что они видели терпящий бедствие "Титаник" и не пошли на помощь. Кроме того, уцелевшие пассажиры заметили быстро прошедшее мимо них темное судно. Лорд не сможет оправдаться, несмотря на то, что первым отправил на "Титаник" радиограмму с предупреждением об айсбергах. Его, талантливого 34-летнего капитана, обрекут доживать век смотрителем маяка. А оправдают только после смерти в 1962 году. Выяснится, что темным судном был норвежский зверобой-браконьер -- шхуна "Самсон". Заметив "Титаник", ее капитан Хендрик Несс решил, что их вот-вот поймают на горячем, приказал погасить огни и на полном ходу удирать домой. Он признается, что мог всех спасти. Если бы он не струсил...

Это "если бы" звучало в связи с катастрофой много раз. Если бы создатели "плавучего дворца" позаботились о том, чтобы 16 его водонепроницаемых переборок между отсеками были выше... Если бы палуба, с которой они должны были соединяться вверху, была тоже водонепроницаемой... Если бы впередсмотрящий заметил ледяную гору раньше... Если бы хватило спасательных шлюпок... Цепь роковых случайностей так и не была разорвана.