1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №90 (1138) за 22.04.2002

"МАСКА", КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗНАЛИ

Мы так привыкли, что церемонии вручения всяческих премий словно бы соревнуются между собой в предвзятости и неизбежном ощущении несправедливости, что российская национальная театральная премия "Золотая маска" показалась просто откровением.

Отправляясь в Большой театр на сие действо, я понимала, что, во-первых, мне не суждено увидеть финала мероприятия, поскольку придется бежать на поезд. А во-вторых, что это и не страшно: подумаешь, церемония! Я оказалась дважды неправа.

Родной сестрой этой "Маски" оказалась краткость (оказывается, и такое возможно!). Все закончилось, едва длинная стрелка часов переползла за девятку -- это при начале в семь вечера с традиционным почти получасовым опозданием.

Вместо натужно шутящей парочки ведущих (а как же? он -- в смокинге, она в кринолине и декольте -- разве не обязательный атрибут церемонии?) вел мероприятие генеральный директор "Маски" Эдуард Бояков. Сначала показалось, что слишком академично, но с каждой минутой действо развивалось все интереснее. Объявляли номинантов "оптом", вежливые мальчики мгновенно разносили по залу причитающиеся букеты, тут же появлялась пара звезд первой величины и вскрывала заветные конверты. Легкая самоирония сквозила во всем. "В опере не поднимают руки, а вздымают их. Не смотрят, а взирают, не ходят, а шествуют. А как божественны оперные гонорары!" -- готовил Эдуард Бояков к вручению "Масок" в опере. Та же ирония -- и в редких "вставных" номерах: "Умирающий лебедь" Валерия Михайловского; семь теноров, распевающие "O Sole Mio!" (необъятный Александр Войнаровский в красном фраке выходит на сцену и начинает петь, как вдруг его перебивает кто-то в черном из партера, того подхватывает следующий, к ним присоединяется некто с балкона и т.д. -- просто блеск!).

Михаил Ульянов в костюме Бригеллы из "Принцессы Турандот" разыграл целую пантомиму вместе с легендарным итальянским арлекином Ферруччио Соллери, которому вручал "Золотую маску" за лучший зарубежный спектакль, показанный в прошлом году в России (это был "Слуга двух господ" Джорджо Стреллера). Причем когда Соллери признался, что носит черную маску Арлекина уже 48 лет, а надел ее в 25, зал просто ахнул: ведь только что этот 73-летний мэтр ходил на руках, кувыркался через спину и отчебучивал прочие невозможные номера! Бригелла и Арлекин удалились за кулисы в обнимку под гром оваций...

Призы в кукольном театре вручал Виктор Шендерович, "извлеченный" из огромной танцующей куклы и объявивший: "Маска в номинации "Дебют в Большом без репетиций" вручается мне". Чудный Евгений Гришковец (как-то язык не поворачивается назвать этого мудрого скромнягу самым модным российским театральным деятелем -- хотя это чистая правда ), два года назад получивший "Маску" в номинации "Новация" и теперь сам ее вручавший, появился с ведром и тряпкой и... мыл сцену Большого театра. Кстати, киевляне хорошо знают этот номер -- Женя уже не единожды играл у нас свое лучшее творение, спектакль "Как я съел собаку".

Менее всего я склонна противопоставлять "наших и ихних" -- российские СМИ тоже были изумлены и самим процессом, и результатами. Так, газета.ру написала, что "впервые за восемь лет существования "Золотая маска" раздала награды за творчество, а не за закулисную деятельность". Даже то, что многие номинации просто были отменены, говорит о силе жюри: чем выбирать "лучших из худших", они предпочли наградить лишь достойнейших.

Жюри драматического театра во главе с актрисой Ольгой Остроумовой не побоялось обойти наградами "Ленком" и его "Шута Балакирева" (это сделала публика, присудив этому звездному и негармоничному спектаклю приз зрительских симпатий), и обиженная реплика единственного представителя "Ленкома" на церемонии, художника Олега Шейнциса повисла в воздухе. В номинации "Лучшая мужская роль" также не стали соблюдать политес: ни Олег Янковский, ни Юрий Соломин не смогли затмить менее звездного, но таки лучшего Максима Суханова -- Сирано де Бержерака.

Если бесспорное лидерство в музыкальном театре -- у питерского Мариинского театра, то в драме -- у маленького, но лучшего на Руси театра "Мастерская Петра Фоменко". Они унесли три "Маски": сам Петр Наумович снова признан лучшим в режиссуре, "Война и мир. Начало романа" -- лучший спектакль малой формы, а дивная Галина Тюнина награждена за три своих роли в этом спектакле. "Лучший спектакль на большой сцене" -- "Чайка" Льва Додина в Петербургском малом драматическом.

И никаких "реверансов" -- ни перед сильными мира, ни перед близкими к ним театральными звездами и худруками. Вы скажете: но ведь так и должно быть! Да, должно. В идеале. Но наяву -- это, кажется, первый известный нам случай в истории.