1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №91 (1139) за 23.04.2002

ГРАЖДАНЕ ПАССАЖИРЫ! ПОДАЙТЕ НА ПРОПИТАНИЕ!

Один из читателей продемонстрировал нам практически одинаковые билеты -- купленные с интервалом в две недели на один и тот же поезд, в один и тот же вагон, но по цене с разницей в три гривни. Сумма не бог весть какая, но все же... "Копание" в циферках и буковках, пропечатанных на проездном документе, прекратилось на таинственном слове из трех букв "КЗБ". На одном билете рядом значилось 7.00, на втором -- 4.00.

Цена билета складывается из тарифа и "накруток", в числе которых -- налог на добавленную стоимость, страховка и вышеупомянутый "КЗБ". Работники железной дороги расшифровывают последний как "комиссионный сбор", "кассовый сбор" или "вокзальный сбор". Как объяснили "Сегодня" специалисты "Укрзалізниці", его размер устанавливается каждой из шести наших "железок" (Юго-Западная, Южная и т.д.) самостоятельно для своих "точек" по продаже билетов. Мало того, он может различаться в разных кассах -- на вполне законных основаниях, с ведома Минюста, инспекций по ценам, налоговых служб и прочих контролирующих органов. Так, Донецкая железная дорога установила минимальный кассовый сбор в размере 2 грн. 50 коп., Юго-Западная -- 3.50. А максимальные поборы -- в Киеве: 7 гривен.

Этим самым "КЗБ" покрываются расходы дороги на содержание касс и кассиров: зарплата, аренда помещений, коммунальные услуги, инкассация, доставка документации, средства связи и т.п. Там, где эти затраты минимальные, сбор меньше, и наоборот. (Самый большой обычно начисляют в кассах, расположенных в престижных, центральных районах города (из-за высокой арендной платы), и на окраинах города (большие расходы на доставку). Расстояние, на которое хочет удалиться от родного города покупатель билета, не влияет на размер КЗБ, так как он имеет свою постоянную величину.

Уточним: речь идет о пассажирских поездах -- цены билетов на электрички "состоят" только из тарифов, поэтому путешествовать на короткие расстояния дешевле пригородными поездами. Мало того, поскольку комсбор никак не "привязан" к тарифу, он может даже превышать последний.

С другой стороны, если в стоимость билета включить расходы на дорогу с какого-нибудь отдаленного массива до "дешевой" кассы и обратно, станет понятно, что выгоднее все же "обилетиться" в ближайшей, пусть и дорогой, "точке" по продаже железнодорожных билетов, особенно если есть необходимость "застолбить" место в поезде заранее.

И еще один нюанс. Кассовый сбор -- величина непостоянная во времени. Если завтра, например, подскочат тарифы на коммунальные услуги, возрастет и кассовый сбор, а стало быть, железнодорожные билеты подорожают.