1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №94 (1142) за 26.04.2002

"Я С МАМОЙ ВСЮ ЖИЗНЬ РАЗГОВАРИВАЛ ТОЛЬКО ПО-УКРАИНСКИ"

ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ настоящий баловень судьбы: замечательные звездные фильмы, служба в легендарном театре, хорошая семья. Хотя, чтобы не прослыть эдаким счастливчиком, он часто говорит, что тоже пережил тяжелые времена -- пять лет в театре был в простое. Смешно: ведь в те же годы он гремел в кино. Великий романтик и, одновременно, непримиримый герой-борец советского кинематографа, в жизни он больше похож на своего Павку Корчагина, чем на своего же капитана Грея из "Алых парусов" -- такой же абсолютный максималист с большевистский напором.


ЗАКУЛИСНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

После роли Ивана Вараввы в "Офицерах" его стали называть не иначе, как "первый офицер России". А за его председателя колхоза в спектакле "Тринадцатый председатель" одно из хозяйств Подмосковья (где у него дача) присвоили артисту звание почетного колхозника. Василий Семенович обладатель единственного в своем роде, неповторимо красивого голоса. Ленинскую премию он получил именно за этот голос, читая за кадром текст от автора в документальном фильме "Великая Отечественная". В последние годы он перешел на роли сановных, великих людей -- царя Александра III, стареющего короля, Бернарда Шоу, писателя -- нобелевского лауреата.

Лановой не жалует журналистов. Взять интервью у него помогла лишь протекция Ирины Константиновны Скобцевой, непререкаемого авторитета (в свое время он снимался у ее мужа, Сергея Бондарчука в фильме "Война и мир"). Выражается витиевато, но даже если говорит лозунгами, это -- его позиция. Вспоминая детство и юность, суровый Лановой превращается в поэта, что на него так не похоже.


-- Есть такое село Стрымба в Одесской области. Оттуда родом и мои родители, и две сестры. В 1931 году, когда на Украине начался голод, отец сбежал в Москву, устроился на работу и вытащил всех нас. Перед войной поехали отдыхать на Украину, там, в оккупации у немцев, и провели все три военных года. А с 44-го, когда вернулись в Москву, все равно практически каждый год туда ездили. Там полсела Лановых -- все родственники, и корни именно там. Я думаю, очень важно, что все детство прошло на этой земле с ее мягким климатом, бесконечными песнями, которые пелись с утра до вечера, с красотами природы. И в этом смысле я бесконечно благодарен Украине. Уже когда я бывал здесь взрослым человеком (много снимался), всегда вспоминал те годы, когда мальчишкой во время войны пас коров.

-- А каким мальчиком был Вася Лановой?

-- Достаточно вертким, все время мотался. Я и сейчас в свои 68 достаточно подвижный человек -- чтобы прокормить семью, нужно много бегать. Думаю, что это тоже с той поры, с детства.

"САМОЕ КРАСИВОЕ, ЧТО БЫЛО В НАШЕЙ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ -- ЭТО УКРАИНСКИЕ ПЕСНИ"

-- Как вдруг мальчику из простой семьи пришло желание актерствовать?

-- Это дело случая. В 13 лет мы с другом Володей Земляникиным (сегодня актером театра "Современник") увидели спектакль "Том Сойер" во Дворце культуры автозавода имени Лихачева и поняли, что "набрели" на свой огород. Вот до 17 лет мы и занимались там в самодеятельности, потом оба поступили в театральный институт. Но до этого я еще поступил в МГУ на журналистику, поскольку у меня была золотая медаль, проучился там полгода и все-таки ушел в училище театра Вахтангова. Это был 1953 год. И вот, практически, с тех пор я здесь, в этом театре.

-- Ничего себе, вы вот-вот отметите 50-летие работы в театре? Глядя на вас, в это просто невозможно поверить.

-- Представьте. Я не только играю в театре, но и преподаю в училище имени Щукина (при театре. --Авт.), руковожу кафедрой сценречи, которую считаю наиценнейшей в сегодняшнем театральном образовании.

-- Что для вас все эти годы было самым важным в работе ?

-- Сохранить корневую систему русской духовности, культуры. Я отдаю отчет в том, что идеалы, которые сегодня насаждаются и которые совершенно не свойственны нашему народу, недолговечны, хотя за это время уже целое поколение выросло с другими приоритетами. Я просто вижу это по моим сыновьям: одному -- 26, другому -- 23 (Александр и Сергей -- историк и экономист. --Авт.). Три года разницы между ними, но эти годы внесли свои коррективы -- я вижу, какие они разные люди. И очень важно, чтобы этот период поскорее кончился -- жаль, что мы уже не поем наших украинских песен -- самое красивое, что было в нашей общей жизни.

-- Вас, наверное, за все эти годы замучили вопросами о Павке Корчагине?

-- (Перебивая.) Когда мальчики и девочки, заполонившие сегодня телевидение и прессу и думающие, что все уже об этой жизни поняли, меня спрашивают: "Как вы теперь-то относитесь к Павке?", я всегда отвечаю: "А вот сегодня я Павку ценю в сто раз больше, и, дай вам Бог, чтобы вы во что-то верили так, как верил Павка".

"ЖЕНСКИЙ "КОНТИНЕНТ" ГОРАЗДО БОЛЕЕ ДАРОВИТЫЙ, ЧЕМ МУЖСКОЙ"

-- Большинство зрителей вас особенно любит по фильму "Офицеры".

-- Эта роль во многом и моя суть. Я, конечно, не могу сказать, что стал Иваном Вараввой или Анатолием Курагиным, или графом Вронским, но какие-то черты из своего характера я обязательно им отдал. А иначе это будут не живые люди, а актерские схемы. Но Иван Варрава в "Офицерах" близок моему мироощущению, как никакой другой мой герой. Я, кстати, поначалу отказался от этой роли: не мог я его "уловить", но потом страшно увлекся. Режиссером была дана совершенно четкая задача: у меня романтическая нагрузка, у Жоры Юматова и у Алины Покровской -- реалистическая. И снималась картина достаточно легко. Очень люблю этот фильм, хотя никогда не считал свою роль в нем самой большой удачей. Но вижу, как к "Офицерам" относятся зрители, и мне это приятно.

-- Вы ведь с Юматовым не только в этом фильме друзья, не только в "Огарева, 6" понимаете друг друга с полуслова, но и по жизни дружили?

-- А вы знаете, ведь Юматов, а не я, вначале был утвержден на роль Павки Корчагина (вот где было переплетение судеб!). Но что-то с ним тогда случилось, и режиссеры, Алов и Наумов стали искать ему замену. Я как раз в соседнем павильоне киевской студии снимался, и они подошли ко мне и предложили эту роль. А познакомились мы с Жорой на "Офицерах", потом вместе снимались и в других картинах, хотя близко не особенно дружили. Но когда он всерьез заболел, то потребовалась моя помощь. Потом у него еще одно событие было мрачное (Юматова посадили за непреднамеренное убийство. -- Авт.), и все, кто считал себя его друзьями, стали делать все возможное, чтобы помочь.

-- Вы сыграли много военных: генерала Вольфа в "Семнадцати мгновениях весны", белогвардейца Ярового в "Любови Яровой", генерала Огнева в спектакле "Фронт", Анатоля Курагина в "Войне и мире". Разные эпохи, чины и формы, разные герои -- разное и отношение к ним. Как бы вы определили: что такое настоящий мужчина?

-- Это совсем не обязательно мужчина в форме. Для меня одно из обязательных качеств мужчины -- это ответственность. За время, семью, дело, детей, за женщину, за работу.

-- А вы человек ответственный?

-- Я хочу в это верить.

-- А вот о женщинах. Как вы к ним относитесь?

-- (Многозначительно помолчав.) Отношение разное, очень разное. Хотел бы сказать, что женщина -- такой великий континент, что было бы глупо подплывать к нему только с одной стороны. Континент может быть освоен с многих направлений.

-- А как подплывать: со спасательным кругом, брасом или кролем. Вы хорошо плаваете?

-- Вы знаете, это как она пожелает. В этом случае однообразно подходить к женщине нелепо. Ей, действительно, природа отпустила величайшие функции: это и дети, и красота, и нежность, и какое-то семейное благополучие. И наряду с этим -- и змеиные повадки, которые ни одному мужику не придут в голову. В истории тому много подтверждений. Я бы сказал, что по богатству проявлений этот "континент" намного даровитей, чем мужской. Поэтому однозначно ответить нельзя. Но поскольку мы все от женщины, то, в конечном счете, взгляд на женщин положительный.


ЗАКУЛИСНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Ах, какая витиеватость! Женщины в жизни артиста занимали далеко не последнее место. Недаром великий вахтанговец Николай Гриценко, вместе с которым Лановой играл в "Принцессе Турандот", однажды по-хулигански сымпровизировал: "Семен Михайлович Буденный. Василь Семеныч Лановой. Один рожден для жизни конной, другой -- для жизни половой!". Хотя сам актер просто неистовствует, когда его называют "секс-символом" или приписывают какие-то романы. Женившись второй раз на актрисе Ирине Купченко (она моложе на 14 лет), он действительно стал примерным семьянином. Он "заприметил" ее в родном театре и сыграл с ней лишь в одном спектакле -- "Женщина за зеленой дверью", и одном фильме --"Странная женщина". А вот период после первого брака, люди, хорошо знающие его, называют дон-жуанским. Первая его большая любовь и жена -- великая актриса одной роли -- Вероника в легендарном фильме "Летят журавли" -- Татьяна Самойлова была его однокурсницей. Прожив вместе шесть бурных творческих лет, и став с первых же ролей знаменитыми, они расстались. Ушел из этого дуэта Лановой. Как он потом скажет: "Развелись потому, что это было несерьезно". А Самойлова восприняла это расставание более чем серьезно, с зарубкой на всю жизнь. Символично: через пять лет после развода, они вместе играли в "Анне Карениной"-- Анну и Вронского!


-- Есть роли, которые особенно легли на душу, и вы почувствовали себя комфортно?

-- Могу назвать несколько: "Коллеги", "Иду на грозу", "Офицеры" ,"Анна и Командор". Но из самых любимых -- эпизод на пляже в фильме "Полосатый рейс" (там ровно два слова и длится не более пяти секунд). Его преимущество перед другими в том, что некогда было ошибиться (смеется). А есть адски сложные роли, о которых сейчас вспоминаю с содроганием. Но это совсем не значит, что они хуже сделаны.

-- А адски, это как ?

-- Безумно сложно было играть Вронского. Безумно! Потому что я, в общем, крестьянский сын, воспитанник комсомола, и искать в себе черты графа было достаточно сложное дело. Тяжело было играть и Дзержинского, хотя я люблю эти роли, и это потрясающая личность.

-- Это в фильме "Шестое июля"?

-- Да. И еще в телефильме "Бой на перекрестке", снимавшемся, кстати, у вас на Украине.

--У нас в Украине, скажем так.

-- Ну, у нас. Сложности были и в "Днях Турбиных". Я бы там с большим удовольствием Алексея Турбина сыграл. Но на эту роль уже был Андрюша Мягков. Ну, в общем, я доволен, что сыграл этого оболдуя Шервинского -- характерную роль, что для меня всегда достаточно было желанно, но и сложно. Необычный в "Семнадцати мгновениях весны" Вольф -- зажатый по всем параметрам человек, очень образованный, по-настоящему достойный противник.

-- Если будет написана книга о вашем творчестве, то отдельной главой всенепременно должна идти глава о киностудии Довженко в вашей жизни.

-- Я вам должен сказать, что на этой киностудии время от времени снимали фильмы великие мастера: Довженко, Савченко, Алов и Наумов, Параджанов, Ивченко, -- это картины, которые останутся знаком времени. Что сейчас? Наверное, очень трудно.

-- Вы много выступаете как чтец. А кто ваш любимый поэт?

-- Я очень любил Тараса Шевченко. Но вот мама умерла, и у меня начинает "уходить" язык, а мы ведь с ней до последнего дня ее жизни разговаривали только на украинском языке. Сейчас он у меня уже начинает "плавать". Но как только я приезжаю в Украину, уже через два дня все восстанавливается.