Выпуск газеты Сегодня №95 (1143) за 27.04.2002
КАК ИСЧЕЗЛА КИЕВСКАЯ ГОЛГОФА
Живописное полотно панорамы громадного размера (12,9 х 93,8 метра) написали художники К. Фрош, И. Крюгер и С. Фабианский для венской выставки 1892 года. После случившегося там пожара панораму реставрировали и перевезли в Киев. Здесь она разместилась в круглом деревянном павильоне диаметром 32 метра, на Владимирской горке, неподалеку от Александровского костела.
Панорама пользовалась в Киеве огромной популярностью: посмотреть ее ходили семьями, а гимназистов водили классами.
"Голгофа" простояла целехонькой все годы революции. Но в 1934 году из Харькова в Киев переехала столица УССР. Прибывшее руководство сразу же обратило внимание на "слишком патриархальный" силуэт города, и началось массовое уничтожение культовых сооружений. Дошла очередь и до "Голгофы".
Как убирали полотно панорамы "Голгофа", описал в 1970-х годах свидетель событий, -- киевский журналист Василий Малаков.
Дело было в 1934 году. Францишек (обрусевший чех) привел грузовик с прицепом на Владимирскую горку точно, как и было записано в путевом листе. На площадке у панорамы "Голгофа" его дожидалось начальство: старший диспетчер Анатолий Волохин и его помощник -- Самуил Певзнер.
Группа пожарных увязывала брезентовыми рукавами огромный рулон холста, туго намотанный на телеграфный столб. Подбадриваемые окриками "И-и-рраз! И-и-взяли!", пожарные втащили рулон на кузов грузовика и прицеп.
Грузовик спустился по ухабистому булыжнику Трехсвятительской улицы на Крещатик и миновав "Арсенал" въехал на Лаврское подворье. У стен Успенского собора уже толпились пожарные -- другая команда.
-- Не пройдет! -- закричали рабочие, примеривая диаметр рулона. Дверь собора была раскрыта настежь. Проем явно был мал.
Подкатил легковой "газик", и из него вышел начальник горкоммунхоза Гальперин. Певзнер доложил:
-- Товарищ Гальперин! Диаметр рулона не позволяет протолкнуть его в дверной проем! Придется расширить дверь.
-- Так в чем дело? Действуйте!
Пожарные принялись сбивать наличник двери, ломами и топориками долбить толстенную кирпичную кладку. Вдруг, в самый разгар работы, раздался крик:
-- Варвары! Остановитесь! Не смейте касаться своими грязными руками святыни!
Все обернулись и увидели старика с непокрытой седой головой.
-- Кто вы такой? -- начальственно обратился Гальперин к старику.
-- Я, да будет вам известно, -- Потоцкий Павел Платонович, главный хранитель! Я отдал державе исторические ценности, равных которым нет в Европе! Немедленно прекратите работы! Я буду телеграфировать в Москву! (Коллекция насчитывала около 17 тысяч томов, 15 тысяч гравюр и литографий, более 300 картин по истории войн.)
Гальперин повел Потоцкого под своды собора, а когда они появились снова, рулон был уже втащен в проем и установлен вертикально в коридоре у торцевой стены. Потоцкий торопливо ковылял к себе в бывший корпус митрополичьих певчих. Гальперин укатил на "газике". Панорамное полотно покоилось, как тогда всем казалось, под надежными сводами вечного Успенского собора...
3 ноября 1941 года заминированный Успенский собор взлетел на воздух. Остатки живописного полотна панорамы "Голгофа", извлеченные из руин, частично сохранились в стенах бывшего Художественного института. Они, конечно, уже невосстановимы.
P.S.: На Владимирской горке еще долго сохранялась идеально круглая площадка, отороченная стрижеными деревьями. После войны там, на месте панорамы, стояла карусель. При последней реконструкции парка пятно это исчезло навсегда.