1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №95 (1143) за 27.04.2002

"ЖЕЛЕЗКА" ДАСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДА

Если вы собрались на майские праздники махнуть, положим, "на юга", а в кассе уже нет билетов, не отчаивайтесь. Именно сейчас "Укрзалізниця", определив наиболее напряженные направления, выделяет из резерва дополнительные поезда. А к концу мая на сезон отпусков будет утвержден такой график движения и обеспеченность пассажирскими составами, чтобы к "горячим точкам" отдыхающие добирались без лишней нервотрепки.

А теперь о грузовых перевозках, коим была посвящена пресс-конференция в Госадминистрации железнодорожного транспорта "Укрзалізниця". Для всех, чей бизнес связан с перевозкой грузов по "железке", важно узнать, что в этом году железнодорожники не намерены повышать тарифы. Пойти на этот шаг их могут заставить только внешние факторы -- скажем, удорожание мазута, дизтоплива и электроэнергии, используемых поездами, или резкое повышение тарифов в соседних странах.

Впрочем, и сегодня многие украинские производители, особенно экспортеры, нарекают на дороговизну услуг железнодорожников. Дескать, это снижает конкурентоспособность отечественной продукции, сокращает возможности реинвестиций в производство. Однако, по информации Всемирного банка, именно отсутствие модернизации транспортных коридоров, проходящих по территории нашей страны, лишает нас $400 млн. доходов в год. И откуда возьмутся деньги на эту самую модернизацию, если дорожники будут работать себе в убыток? Поэтому нынешняя, достаточно гибкая ценовая политика "Укрзалізниці", построена не только на невиданной во времена СССР системе скидок, но и компенсациях льгот по доставке грузов низкой стоимости (щебня, песка) за счет более высоких тарифов -- для дорогих (нефтепродуктов, металлоизделий). Стоимость перевозки в цене последних не превышает 2--5%. А что это не смертельно, демонстрируют сами клиенты железнодорожников. Первый замначальника Главного коммерческого управления "Укрзалізниці" Виктор Черный сообщил, что в первом квартале экспортные перевозки выросли на 14%. Однако общий грузопоток -- всего на 2%. Причина: на 4,9% упали перевозки транзитные.

Последние представляют особый интерес для экономики любой страны. Государства Балтии за счет них на 25--30% формируют бюджет. Украина же -- крупнейший постсоветский транзитер. В 2001-м мы перевезли 39,8 млн. тонн транзитных грузов, тогда как Латвия -- 31 млн. т, Белоруссия -- 26, Россия -- 18. Украинские тарифы вполне конкурентоспособны: они в 1,5--2 раза ниже, чем в Белоруссии и России, в 3--6 раз -- Польше, Чехии и Словакии, на порядок "дешевле" венгерских. Да, но отчего же пропускная способность отечественной "железки" используется всего на 60%? Как заметил В.Черный, только за счет гибкой, продуманной тарифной политики нашего государства нельзя увеличить перевозку грузов. Упало производство металлопродукции в Европе -- и сократился транзит по Украине руды и угля. Россия в 2001-м провела первый этап унификации своих внутренних тарифов -- и тамошним грузоотправителям стало выгоднее гнать нефтепродукты и минудобрения через свои, а не украинские, порты.

Впрочем, второй этап российской унификации, как ожидается, на 13% поднимет стоимость перевозок по просторам "необъятной": разница по доставке грузов в наши порты будет нивелирована. Есть основания надеяться, что транзит из РФ по Украине, и так достигший 72% от общих объемов, благодаря этому еще возрастет. Кроме того, по словам В.Черного, уже подписаны соглашения и действуют рабочие группы по гармонизации тарифной политики с российскими, казахстанскими и белорусскими железными дорогами. Работает и совместная украинско-белорусско-литовская группа по организации грузоперевозок с севера на юг.

Словом, наши соседи уже понимают, что "единое железнодорожное пространство" выгодно всем, и готовы искать компромиссные решения.