Выпуск газеты Сегодня №96 (1144) за 29.04.2002
НАВОДНЕНИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ
КАК МЫ СЕЗОН ШЛЮЗОВАНИЯ ОТКРЫЛИ
Теплоходик "Александр Довженко" взял курс на Киевскую гидроэлектростанцию: планировали причалить к берегу, как вдруг кто-то сказал: "Так это же шлюз!" Оказалось, руководство ГЭС разрешает нам открыть сезон на Киевском шлюзе.
Заходим в длинный бетонный "коридор" и пришвартовываемся у стеночки к специальному креплению с подъемником. Таких "крючков" -- по десятку на каждой стене шлюза. В былые времена, говорят, весь "водяной лифт" был битком забит ракетами и речными трамвайчиками. А теперь мало кто по Днепру ходит. Время от времени -- прогулочные катера из Киева или рыбные сейнеры.
За нами закрываются ворота, а впереди "закипает" вода: шлюз наполняется через трубопроводы из верхней части водохранилища, и теплоход начинает подниматься. Медленно, сантиметров 40 в минуту. Поэтому высота в 9 метров, на которую предстоит подняться, кажется недосягаемой. И вот ворота уходят под воду. Мы -- в открытом море. Но плыть дальше не будем -- на берегу нас ждет замгендиректора государственной акционерной гидрогенерирующей компании "Днипрогидроэнерго" Вадим Расовский. Швартуемся.
АГРЕГАТ "ИМЕНИ" ВНУЧКИ ГЕНДИРЕКТОРА
-- Мы как раз заканчиваем первый этап реконструкции станции, -- Вадим Леонидович "заведует" противоаварийной работой. -- Вон, видите, вверху, на 9-м этаже здания монтируют центральный пульт управления. А когда завершится и второй, здесь "закольцуется" весь Днепровский каскад: данные со всех электростанций будут стекаться сюда. Внизу, в машинном зале, тоже кипит работа: к 30 июня мы обновим 9 из 20 горизонтальных капсульных гидроагрегатов станции. И после этого мощность электростанции увеличится на 40 МВт.
Киевская ГЭС призвана гасить "пиковые" потребности столицы в электроэнергии, поэтому "включается" на несколько часов утром и вечером. Но в день нашего приезда станция работала среди бела дня: пропускала остатки скромного в этом году паводка.
Заходим в здание станции. Шум в зале, где находится система управления гидроагрегатами (они-то и "перекачивают" воду), -- неимоверный. Остатки старого, грохочущего, оборудования "перекрикивают" новое, почти бесшумное. Все данные о "здоровье" агрегатов помещаются на малюсеньком экранчике, а раньше они занимали громадную панель. Теперь даже незначительный сбой в работе аппаратуры "оседает" в памяти компьютера и потом анализируется специализированными службами.
-- Сами системы управления импортные, но монтируются украинскими предприятиями, -- рассказывает Вадим Расовский. -- А у них традиция: каждый агрегатный контроллер называть женским именем. Вот, например, машина "Полина" названа в честь внучки нашего гендиректора. Дальше можно узнать, как зовут наших жен, сотрудниц, дочерей.
-- И любовниц? -- съязвил кто-то из гостей. Вопрос остался без ответа.
Раньше, если на одной из машин была какая-то неполадка, приходилось отключать весь блок -- 4 машины. Сейчас отключают только одну. Надежность новой микропроцессорной техники на порядок выше, нежели старой релейно-контактной. Оборудование устанавливается и импортное, и отечественное.
НАД НАМИ -- 12 МЕТРОВ ВОДЫ
Вся гидроэлектростанция разделена на пять укрупненных секций-блоков. Всего на станции 20 гидроагрегатов. Спускаемся на несколько этажей вниз. Теперь над нами -- 12 метров воды: это "сердце" гидроэлектростанции -- машинный зал. Заходим в надагрегатное помещение первого блока. Здесь реконструкция почти завершена. С мостика, на котором обычно дежурит машинист и прохаживается начальник смены турбинного цеха, наблюдаем за монтажом рабочего колеса. Оголенные 4 лопасти огромной турбины замерли в ожидании новой жизни.
-- Между прочим, в большие паводки мы пропускаем избыточную воду "под потолком" зала -- по трубам-водосливам надагрегатных крышек, -- говорит Вадим Леонидович. -- Так было во время одного из самых больших паводков, весной 70 года. Тогда работали все 20 гидроагрегатов, и получалось, что персонал станции находился между двух "вод".
По периметру плотины Киевского моря и на самой ГЭС установлены 310 датчиков. Они фиксируют "жизненно важные показатели" и передают их на центральный компьютер. Когда такие датчики "развешают" по всему каскаду Днепровских водохранилищ, эта же иформация будет поступать и в МинЧС.
КАК БЛАГОДАРЯ СЛУХАМ ВОРОТА ОТРЕМОНТИРОВАЛИ
-- Киевская ГЭС -- самая уникальная: здесь необычная компоновка, очень экономно использованы конструкции. Если бы такую станцию строили по примеру ДнепроГЭС, то она обошлась бы государству на 15% дороже. И я рад, что внедрение новых технологий началось именно с этой станции. Ведь старая техника разработана еще 50 лет назад. Да, она надежная, но пришло время заменить ее другой, -- в словах гендиректора"Днепргидроэнерго" Семена Поташника сквозит неподдельная гордость.
Станция работает с 1964 года. И за все это время ни разу, по словам Семена Израилевича, не возникало проблем с гидротехническими сооружениями.
-- А вот проблема с Киевским шлюзом была, -- констатирует он. -- Ворота требовали ремонта, вот потому по Киеву и поползли слухи о возможном прорыве шлюза.
В конце 1998 года глава столичной горадминистрации Александр Омельченко побывал на плотине, осмотрел шлюз и выделил деньги из городского бюджета, чтобы полностью обезопасить Киев от тех ужасов, которые рисовала молва. Реконструкция впечатляла: надо было сначала снять, а потом с точностью до миллиметра установить две створки ворот, весом 1100 тонн каждая...
Теперь киевляне могут спать спокойно: наводнение отменяется.