1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №96 (1144) за 29.04.2002

НАВОДНЕНИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ

"Волны" вокруг Киевского моря то угасают, то возникают вновь. Недавно "Сегодня" проводила собственное расследование, и вот опять мы возвращаемся к теме. Всеукраинская общественная организация "Чиста хвиля" собрала специалистов, чтобы за "круглым столом" выяснить, угрожает ли столице Киевское море. Кульминацией стало "выплывное" заседание.

КАК МЫ СЕЗОН ШЛЮЗОВАНИЯ ОТКРЫЛИ

Теплоходик "Александр Довженко" взял курс на Киевскую гидроэлектростанцию: планировали причалить к берегу, как вдруг кто-то сказал: "Так это же шлюз!" Оказалось, руководство ГЭС разрешает нам открыть сезон на Киевском шлюзе.

Заходим в длинный бетонный "коридор" и пришвартовываемся у стеночки к специальному креплению с подъемником. Таких "крючков" -- по десятку на каждой стене шлюза. В былые времена, говорят, весь "водяной лифт" был битком забит ракетами и речными трамвайчиками. А теперь мало кто по Днепру ходит. Время от времени -- прогулочные катера из Киева или рыбные сейнеры.

За нами закрываются ворота, а впереди "закипает" вода: шлюз наполняется через трубопроводы из верхней части водохранилища, и теплоход начинает подниматься. Медленно, сантиметров 40 в минуту. Поэтому высота в 9 метров, на которую предстоит подняться, кажется недосягаемой. И вот ворота уходят под воду. Мы -- в открытом море. Но плыть дальше не будем -- на берегу нас ждет замгендиректора государственной акционерной гидрогенерирующей компании "Днипрогидроэнерго" Вадим Расовский. Швартуемся.

АГРЕГАТ "ИМЕНИ" ВНУЧКИ ГЕНДИРЕКТОРА

-- Мы как раз заканчиваем первый этап реконструкции станции, -- Вадим Леонидович "заведует" противоаварийной работой. -- Вон, видите, вверху, на 9-м этаже здания монтируют центральный пульт управления. А когда завершится и второй, здесь "закольцуется" весь Днепровский каскад: данные со всех электростанций будут стекаться сюда. Внизу, в машинном зале, тоже кипит работа: к 30 июня мы обновим 9 из 20 горизонтальных капсульных гидроагрегатов станции. И после этого мощность электростанции увеличится на 40 МВт.

Киевская ГЭС призвана гасить "пиковые" потребности столицы в электроэнергии, поэтому "включается" на несколько часов утром и вечером. Но в день нашего приезда станция работала среди бела дня: пропускала остатки скромного в этом году паводка.

Заходим в здание станции. Шум в зале, где находится система управления гидроагрегатами (они-то и "перекачивают" воду), -- неимоверный. Остатки старого, грохочущего, оборудования "перекрикивают" новое, почти бесшумное. Все данные о "здоровье" агрегатов помещаются на малюсеньком экранчике, а раньше они занимали громадную панель. Теперь даже незначительный сбой в работе аппаратуры "оседает" в памяти компьютера и потом анализируется специализированными службами.

-- Сами системы управления импортные, но монтируются украинскими предприятиями, -- рассказывает Вадим Расовский. -- А у них традиция: каждый агрегатный контроллер называть женским именем. Вот, например, машина "Полина" названа в честь внучки нашего гендиректора. Дальше можно узнать, как зовут наших жен, сотрудниц, дочерей.

-- И любовниц? -- съязвил кто-то из гостей. Вопрос остался без ответа.

Раньше, если на одной из машин была какая-то неполадка, приходилось отключать весь блок -- 4 машины. Сейчас отключают только одну. Надежность новой микропроцессорной техники на порядок выше, нежели старой релейно-контактной. Оборудование устанавливается и импортное, и отечественное.

НАД НАМИ -- 12 МЕТРОВ ВОДЫ

Вся гидроэлектростанция разделена на пять укрупненных секций-блоков. Всего на станции 20 гидроагрегатов. Спускаемся на несколько этажей вниз. Теперь над нами -- 12 метров воды: это "сердце" гидроэлектростанции -- машинный зал. Заходим в надагрегатное помещение первого блока. Здесь реконструкция почти завершена. С мостика, на котором обычно дежурит машинист и прохаживается начальник смены турбинного цеха, наблюдаем за монтажом рабочего колеса. Оголенные 4 лопасти огромной турбины замерли в ожидании новой жизни.

-- Между прочим, в большие паводки мы пропускаем избыточную воду "под потолком" зала -- по трубам-водосливам надагрегатных крышек, -- говорит Вадим Леонидович. -- Так было во время одного из самых больших паводков, весной 70 года. Тогда работали все 20 гидроагрегатов, и получалось, что персонал станции находился между двух "вод".

По периметру плотины Киевского моря и на самой ГЭС установлены 310 датчиков. Они фиксируют "жизненно важные показатели" и передают их на центральный компьютер. Когда такие датчики "развешают" по всему каскаду Днепровских водохранилищ, эта же иформация будет поступать и в МинЧС.

КАК БЛАГОДАРЯ СЛУХАМ ВОРОТА ОТРЕМОНТИРОВАЛИ

-- Киевская ГЭС -- самая уникальная: здесь необычная компоновка, очень экономно использованы конструкции. Если бы такую станцию строили по примеру ДнепроГЭС, то она обошлась бы государству на 15% дороже. И я рад, что внедрение новых технологий началось именно с этой станции. Ведь старая техника разработана еще 50 лет назад. Да, она надежная, но пришло время заменить ее другой, -- в словах гендиректора"Днепргидроэнерго" Семена Поташника сквозит неподдельная гордость.

Станция работает с 1964 года. И за все это время ни разу, по словам Семена Израилевича, не возникало проблем с гидротехническими сооружениями.

-- А вот проблема с Киевским шлюзом была, -- констатирует он. -- Ворота требовали ремонта, вот потому по Киеву и поползли слухи о возможном прорыве шлюза.

В конце 1998 года глава столичной горадминистрации Александр Омельченко побывал на плотине, осмотрел шлюз и выделил деньги из городского бюджета, чтобы полностью обезопасить Киев от тех ужасов, которые рисовала молва. Реконструкция впечатляла: надо было сначала снять, а потом с точностью до миллиметра установить две створки ворот, весом 1100 тонн каждая...

Теперь киевляне могут спать спокойно: наводнение отменяется.