1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №97 (1145) за 30.04.2002

НА ЧТО МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ ТУРИСТ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

В редакцию приходит много писем от читателей, вернувшихся из-за рубежа: то туристическая фирма предоставила отель более низкого класса, чем записано в договоре, то экскурсии были непродолжительными и неинтересными, то у самой границы заставляют что-то доплатить... Какие права имеют туристы?

Самый главный совет -- отправляясь в путешествие, особенно в дальнее, потребуйте, чтобы туристическая фирма составила договор. В документе надо "прописать" побольше принципиальных моментов: маршрут следования, стоимость путевки, кто платит за визы и страховку, условия проживания и питания, перечень экскурсий, права и обязанности сторон.

Не стесняйтесь спрашивать. Например, на что можно рассчитывать в двухзвездочном отеле? Или: какое меню предполагает понятие "полупансион"? Благодаря полученной информации вы сможете прикинуть, сколько денег брать с собой за границу.

Уточните: каким образом вы можете отказаться от поездки и забрать свои деньги. Одна из наших читательниц после известных американских событий не рискнула сесть в самолет и не пожелала лететь в Египет. Подала за неделю соответствующее заявление, но турфирма деньги вернуть отказалась: мол, билеты куплены, отели заказаны, хотите -- летите, хотите -- нет. Аргументы о том, что билеты можно сдать, а отель возьмет лишь стоимость брони, во внимание приняты не были. Теперь читательница судится....

Деньги желательно вносить через банк. Таким образом подтверждается, что ваши отношения с туристической фирмой носят сугубо официальный характер. При передаче денег "из руки в руки" существует большая вероятность, что за какие-то услуги (надо дать таможеннику, ублажить водителя, поселение в более удобном номере) впоследствии вам предложат доплатить.

Статья 21 Закона "О туризме" особо оговаривает, что путешественники имеют право получить в полном объеме все услуги, записанные в договоре и предусмотренные программой пребывания. Если, например, в договоре указано, что вы посетите Ниагарский водопад, но на самом деле его не посетили, все: можно требовать возврата потраченных денег плюс возмещения морального вреда. Факт отсутствия экскурсии к водопаду можно легко доказать, например, свидетельскими показаниями.

Один мой знакомый рассказал такую историю. Покупая путевку в Берлин, на фирме сказали, что перед вылетом на родину к отелю подадут микроавтобус -- так до аэропорта добираться удобнее. Но почему-то транспорт не подали. И что делать? Хорошо, что мой знакомый знал немецкий и сориентировался в непростой ситуации. Поэтому вот вам совет: перед посещением страны узнайте номер телефона нашего посольства -- может понадобиться.

Знайте: в случае заболевания вы имеете право получить первую медицинскую помощь в любой стране пребывания. Как это организовать -- головная боль фирмы. Как правило, наши путешественники берут за границу кучу лекарств и таблеток, а в случае чего пытаются вылечиться собственными средствами.

Перед тем, как отправлять туриста за рубеж, фирма обязана проинформировать его о местных правилах и обычаях. Очень часто это правило нарушается -- потенциальным клиентам предоставляют лишь красочные буклеты с прекрасными цветными фотографиями, в лучшем случае -- снимки отелей, пляжей и номеров. А вот о том, что в крупных европейских городах бесплатный туалет оборудован лишь в ресторанах быстрого питания, турист узнает только когда уже припекло...