1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №99 (1147) за 07.05.2002

МАКАРЕВИЧУ ОТЛОМАЛИ ПАЛЕЦ

Переступив порог музея, многие спрашивают бородатого дедушку справа от дверей: "Куда идти дальше?" Старик с карандашом в руке ни пары с уст. Не может дед ничего ответить, поскольку он -- экспонат, копия Грушевского.

Я в мастерской скульптора Николая Мищука, одного из мастеров, ваяющих головы и кисти рук для музея восковых фигур. Голова на подставке, которую не отличишь от настоящей, -- заготовка фигуры великого комбинатора в образе Юрского. Николай Павлович сделал три таких. Он показывает еще одну -- лысую. Эта -- бракованная, а удачную забрали манекенщики.


Справка "Сегодня" В античные времена воск использовался для консервации мумий. Позже из него делали фигуры для церквей. В конце XVIII века в Париже появился первый кабинет восковых фигур доктора Курти. В 1835 году 74-летняя мадам Тюссо открывает знаменитый музей в Лондоне. Значительно позже подобные заведения появились в Амстердаме, Барселоне, Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге, а в январе 2000 года -- в Киеве (сейчас в нем 43 скульптуры).


Увидеть рождение восковой фигуры в натуральную величину невозможно -- ее делают в разных местах 6--14 месяцев. Почему так долго? Только на изготовление волос уходит более месяца, а поиск костюма может затянуться на полгода. Над фигурой трудятся антропологи, историки, искусствоведы, пастижеры, гримеры, костюмеры...

Быстрее всего каша варится с голливудской братией. В Интернете есть все параметры "звезд" (рост, ширина плеч, бедер), фотографии. Размеры исторических личностей берутся из музеев и архивов. Лицо Тараса Шевченко, например, сделано из посмертной маски поэта. Снятие маски -- процедура для живого человека малоприятная, хотя Раймонд Паулс согласился на это. Не жаловался.

У здравствующей звезды на лепку скульптуры берут разрешение. Можно устное. Кучму, например, разрешила изваять жена. Президент на открытие не приехал, хотя желание посмотреть на двойника было.

Изготавливать восковые фигуры в Киеве начали в 1997 году. Первые 20 экспонатов (в основном артистов и бывших генсеков) лепили вместе с москвичами. Тогда наделали много ошибок.

Сначала лепится скульптурный портрет, напоминающий бюст. В мастерской Мищука три готовых: Кравчука, Высоцкого и Влади. Актеры гораздо симпатичнее выставленных экспонатов -- у музейного Владимира несимметричное лицо, а Марина выглядит намного старше мужа. Лица кирпичные -- грим наложен красками, а это хуже специальной косметики.

-- Слепки из портретов делали другие скульпторы. Они неудачно отлили воск, -- рассказывает Николай Павлович. -- У Влади лицо получилось с углублениями, неточно сделаны брови и волосы.


Справка "Сегодня" Раньше для фигур использовали московский воск, теперь -- выбеленный из Лавры. Специальные добавки сохраняют скульптуры при температуре от -50 до +50 градусов. На фигуру уходит в среднем 3 килограмма воска -- пустотелая голова весит около 2 килограммов, кисти рук -- в два раза меньше.


Волосы на прическу используют натуральные. Их подбирают по масти. Иногда на патлатого персонажа уходит две женские косы. На прическу, скажем, Леонтьева потратили 600--700 граммов волос.

Глаза-протезы делают в лаборатории при Институте микрохирургии для каждой фигуры индивидуально. Многие, встречаясь взглядом с глазами любимцев, ощущают мистический ужас. Самый жуткий взгляд у Есенина. "Живыми" глазами поэт как бы сверлит человека насквозь.

Одежду для фигур шьют в театральных мастерских. Бывает, знаменитости дарят для манекенов что-нибудь из своего гардероба. Позировавший Кравчук, например, пожаловал восковому двойнику костюмчик с хозяйского плеча. А Гурченко выслала мерки со студийного платья, в котором она снималась в "Старых песнях о главном". Кстати, восковая Гурченко считается одной из лучших фигур.

За выставленными скульптурами нужен глаз да глаз -- дети норовят потрогать фигуры руками. Один посетитель отломал Макаревичу палец. Фотографировался с кумиром и случайно задел певца. Через час палец припаяли обратно.

Раз в неделю глаза фигур протирают спиртом. Одежду и обувь чистят, не снимая с манекена. Пыль удаляют с воска специальным раствором. Для этого скульптуры на время убирают и перегримируют. Сейчас на реставрации Шварценеггер.

Некоторые фигуры выпивают у авторов много кровушки. С ногами Шерон Стоун манекенщик провозился полгода -- никак они ему не давались. Долго позировал Мыкола Вересень. Его первая голова получилась вроде бы ничего. Но не понравилась скульптору. Потом головам Мыколы потеряли счет, пока добились нужной. На работу ушло лето, но Вересень остался доволен.

Однажды вместо Горбачева поставили живого человека -- двойника Михаила Сергеевича. Экскурсовод сказала посетителям: "Изготовители скульптуры превзошли сами себя. Все фигуры холодные, а температура этой, как у человека. Попробуйте". Один мужчина дотронулся... "Горбачев" вздрогнул. Мужик чуть в обморок не свалился.

Некоторые восковые персонажи дополнены композициями. Ди Каприо, например, стоит возле металлического мостика, на котором висит спасательный круг с надписью "Тitаnik". Веселая троица (Вицин, Никулин и Моргунов) за столиком, на котором, естественно, бутылка... кефира. А возле гоголевского Пацюка (артист Яковченко) раньше была миска. Моторчик, крутивший в сметане вареник, сгорел. Хитрое приспособление убрали, со временем -- и миску: посетители выбрасывали в нее билеты.

Вскоре музей ожидает пополнение. Кроме Бендера и Паниковского (скульптурный портрет в образе Гердта еще сырой), изготовят Проню Прокоповну и Голохвастова, нескольких исторических фигур -- княгиню Ольгу, князя Владимира, Богдана Хмельницкого.

Кстати, скульптуру из воска может заказать каждый. Желающих, правда, иметь собственные изваяния не густо: как по мне, смотреть на себя, воскового, жутковато.