1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (1149) за 11.05.2002

НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ ЖИВУТ В ОСЕТИИ, А ЖЕНЩИНЫ -- В КИТАЕ

Скептики, утверждающие, что традиционное народное искусство в наше время уже никого не интересует, потерпели поражение, что и засвидетельствовал Четвертый Международный фестиваль "Ялта-2002". Настоящий фольклор народу по-прежнему нравится. Коллективы из 12 стран мира в течение трех вечеров собирали огромные толпы зрителей на набережных Ялты и Алушты.

Первые, кого мы встретили в корпусе пансионата "Донбасс", были юные китаянки, шагающие строем и синхронно выбрасывающие большие "батманы". Странное совпадение -- последними на фестивале мы видели тех же китаяночек, не менее организованно гулявших по пляжу. Вообще, коллектив вполне можно было бы удостоить приза зрительских симпатий: маленькие, улыбчивые, в гриме похожие друг на дружку как близняшки, девушки очаровали всех своей женственностью. Соперничать с ними по популярности могли разве что осетины -- участники ансамбля "Дети гор".

Особый интерес публики вызвали, конечно, "экзотические" танцы: турецкие пляски с саблями и щитами (как выразился ведущий Максим Нелепа, они самые добродушные за кулисами и самые агрессивные на сцене), египетские характерные сценки с палками и лошадью на сцене, индонезийские ритуальные заклинания (ну чем не рэп: "ламба-то, ламба-се, ламба-не; брамба-аля-блямба"). Но наибольшим успехом пользовались пляски джигитов-осетин из ансамбля "Дети гор" с кинжалами ("если у них такие мальчики, то какие должны быть мужчины" -- практически синхронно у всех возникла одна и та же мысль). Шесть лет назад этот коллектив организовал Станислав Кодзаев, который танцевал когда-то в Государственном ансамбле танца Осетии "Алан".

-- Затащить мальчишек в зал поначалу очень трудно, -- рассказывает Станислав. Сегодня они все хотят бороться и играть в футбол (у нас сейчас спорт на подъеме), но уже через год со сцены уже силой не стащишь! В репертуаре много традиционных танцев. Коллектив большой -- 115 человек может танцевать на сцене одновременно, а самому младшему участнику -- Ахшару -- 7 лет.

На форум собрались люди в полном смысле слова -- от мала до велика, от 7 до 70, и каждому нашлось занятие по интересам. Молодежь днем проводила время на пляже, по ночам отплясывала на дискотеках, а артисты постарше колесили по окрестностям Ялты, осматривая ее достопримечательности. Вместе с канадским ансамблем танца "Полтава" мы отправились в знаменитый Воронцовский дворец. В дороге и разговорились с одним из ветеранов коллектива, контрабасистом Андрианом Татариновым.

-- В 1921 году в городе Регина был организован детский мандолинный оркестр. Когда дети выросли, они заинтересовались танцем, и, поскольку многие были украинцами, назвали его "Полтава". Принимают в коллектив всех желающих, каждый вносит членский взнос -- $ 20 в год. Когда приглашаем репетиторов из Украины, жалование им выплачиваем сами. Инструменты у нас собственные, костюмы для танцоров шьют матери участников коллектива.

Мы с женой приехали в Канаду более 30 лет назад из Австралии. Мои предки родом из России: среди офицеров, убивших царя Павла III, был Татаринов. Его потомок после революции 1917 года попал во Владивосток, преподавал в кадетском корпусе, и с ним бежал в Китай. Там родились мы с братом. У отца моей матери (он тоже эмигрировал) на Урале была ткацкая фабрика. После войны и японской оккупации наша семья переехала во Францию, потом в Австралию -- в общем, как кочевники, объехали весь мир...

Я 40 лет проработал физиотерапевтом, жена была лаборанткой. Чтобы не скучать без дела, пошел учиться в университет на факультет теологии, поскольку интересуюсь историей и развитием религий (кстати, в Киеве нашел замечательную книгу о верованиях древних славян). Играю на скрипке, контрабасе, альт-горне, корнете, аккордеоне, пианино. Был такой момент, когда участвовал сразу в пяти группах, в одной из них жена играла на ударных -- думаю, пускай лучше бьет барабаны, чем меня.

На обратном пути в Ялту канадцы живо обменивались впечатлениями. Джекки примерял только что купленные платочки "а ля бабушка" и сережки, Майкл (бабушка-киевлянка называла его Михасем) наигрывал на сувенирной сопилочке, а Эрни рассматривал деревянную шкатулочку в виде матрешки. Пианистке Донне будет о чем рассказать своим ученикам: во дворце Воронцова она видела рояль, на котором играл Рахманинов, ходила по комнатам, где звучал когда-то голос Шаляпина.