1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (1150) за 13.05.2002

"ДЕКОРАЦИЯ, СДЕЛАННАЯ "ПО ПРАВДЕ" -- МУЛЯЖ И БРЕХНЯ"

Наши актеры и режиссеры уже научились, получая награды, толкать речь: мол, спасибо Богу, маме... И только украинские театральные художники, все до единого, благодарят его -- Даниила Лидера. Официально или нет, по праву и без, с пониманием всей глубины или просто из необходимости кому-то поклоняться -- но каждый числит себя учеником Лидера.

Словосочетание "ученик Лидера" уже стало чем-то вроде торговой марки, хотя сам Даниил Даниилович к ученичеству в искусстве относится довольно снисходительно: "В искусстве нет развития, как, например, в науке. Есть "вспыхивание" личностей художников". Лидер -- ярчайшая вспышка в искусстве ХХ века. 60--80-е годы в украинском театре стали "эпохой Лидера", о нем написаны несколько книг, его работами и высказываниями оперируют все, кто пишет о советской сценографии... И при этом "все мои заявки на сценографию были по три-четыре раза забракованы, -- говорит Лидер. -- Почти во всех театрах. А в Театре Франко -- сплошь и рядом. Особенно, пока были живы "корифеи". Потом уже полегче стало".

"Я не могу играть в коробке! Меня это унижает как народного артиста!" -- кричал один из мэтров при виде декорации "Горячего сердца" Островского. История со спектаклем "Ярослав Мудрый" и вовсе стала хрестоматийной: артисты отказались играть в "потертых" костюмах, потребовав побольше парчи и фальшивых "брульянтов". Его работы не принимали, а он доказывал, воевал, просто втихаря делал то, что считал нужным -- и оказывался прав. ("По правде" сделанная декорация, да еще "по правде" сюжет -- это будет такой муляж! Такая брехня!" -- уверен Лидер.) От него требовали "как по-настоящему", а он снова и снова, в каждом спектакле, занимался Сотворением Мира -- ни больше, ни меньше. Искал конфликт и нащупывал "болевые точки" даже в самой бредовой советской драматургии.

Любопытная деталь: из книги о Лидере, вышедшей в 1988 году, исчезло даже название спектакля "Здравствуй, Припять!" -- уж слишком пророческим было оформление этого спектакля за 12 лет до Чернобыльской трагедии. Лидер всегда знал, что наглое вторжение в мир роскошной природы неминуемо приводит к катастрофе: "Планета -- наш рай. Бытие есть чудо. И это чудо каждодневно спасает меня от скуки... Человечество должно осознать, что этот дом-рай кто-то создал для нас, и разрушать его греховно".

...Живописцу проще -- он может писать картины "впрок", оставаясь непонятым современниками, но через сто лет, возможно, его картины оценят по достоинству. А работа театрального художника живет только вместе со спектаклем, и если его не понимают те, кто должен быть среди единомышленников -- режиссер и артисты, шедевр может умереть, не родившись. Как Лидер -- мудрый, самостоятельный, упрямый -- решился выбрать именно такую профессию? Впрочем, кажется, Лидер не выбирал. Театр сам выбрал его в свои рыцари.

Русский немец Даниил Лидер родился в Ростовской области, в деревне Викторовка, меж двух русских революций 1917 года. Он рисовал лошадей и наслаждался природой, а в 1930-м, после окончания начальной школы, был отправлен в школу-интернат крестьянской молодежи. Вот там, на чердаке общежития, Данила нашел настоящий "клад" -- сваленные в кучу журналы "Родина" за 1912 год, где было множество цветных репродукций русских художников. Лидер был потрясен -- ведь до этого он не видел ни одного произведения живописи, да и ни одной книги, кроме учебников. Он начал жадно срисовывать картины -- Кипренского, Верещагина...

Потом было Ростовское художественное училище, а в 1937 году Лидер поступил в Ленинградскую академию художеств на живописное отделение, учился блестяще, но... закончил академию почти через 20 лет. Ибо когда началась война, Лидера лишили гражданских прав и выслали на Урал: немец -- значит, враг. И бросили "на трудовой фронт": в забои, шахты, бараки. Художнику там самое место. А он не сдавался. Практиковался, рисуя плакаты и портреты ударников, а в промежутках между работой в каменоломнях в 40-градусный мороз разрабатывал тезисы: например, как влияет на эстетику банальность? И обсуждал там же со слесарем. Потому что, ежели тело поместили в холодную и голодную жизнь, это вовсе не значит, что душа должна трудиться меньше, чем в относительно сытые и теплые дни...

В 1946 году Лидера отпустили на все четыре стороны. В поисках работы, которая могла бы дать заработок, городскую прописку и продовольственные карточки, он приехал в ближайший областной центр -- город Челябинск. Тамошнему Театру имени Цвиллинга требовался декоратор-исполнитель, и Лидер был принят. Жил прямо в цеху и работал не покладая рук. А уже в 1952 году главный художник Театра имени Цвиллинга Даниил Лидер получал государственную премию за спектакль "Любовь Яровая". А в 54-м Лидер поехал в Питер -- доучиваться. Словесный автопортрет того времени: "38-летний студент, без права жительства в Ленинграде, с неясной биографией по линии документов и, однако, лауреат, знающий свой театр и долженствующий изучать азы театральной школы при живописном факультете -- сплошь неурядицы".

Работал в питерских театрах, в 1959--62 годах был главным художником Ленинградской студии телевидения, пару спектаклей оформил для Аркадия Райкина. Они нашли общий язык мгновенно. Рассказывает Даниил Даниилович: "После окончания Академии я подрабатывал в эстраде. Им нужны были стулья какой-то эпохи, но с одним условием: чтобы этот стул легко можно было положить в чемодан. А по всему Союзу были тогда одинаковые стулья "древтреста". И тогда я надел на эти стандартные стулья чехлы, разрисованные под рококо -- изогнутые ножки, спинка... Жлобство осталось, а культура заявила о себе. Райкин в театрально-декорационном комбинате открывает дверь, издали видит стул, показывает пальцем через всю комнату: "Телефон этого художника!" Звонит мне: "Меня интересует ваш стул!" -- "У меня со стулом не всегда хорошо, но иногда бывает нормально". -- "Вот это я и заметил".

40 лет назад Лидер переехал в Киев. Даже не верится, что он был главным художником Театра имени Франко всего 15 лет, с 1965-го по 70-й и с 80-го по 90-й. "Эпоха" -- вот единственно подходящий временной отрезок... Последним и самым потрясающим спектаклем, который он сделал, стал "Тевье-Тевель" -- с бесприютной летающей крышей, с Млечным Путем, выросшим из крохотного огонька свечки, и с молочным горшочком, вокруг которого вертится мир. "Для меня в полгода мир воспринимался через молоко, через маму. Это был молочный мир. И когда я в лагерях умирал от голода, а женщина на рынке, которая продавала молоко, видя, что у меня не хватает денег, и видя, в каком я состоянии, протянула мне кувшинчик молока: "Пейте! Где ваш котелочек?" Все это пошло туда же -- в тот же кувшинчик Тевье".

...Один молодой телережиссер решил выстроить стройную теорию: "Данил Данилыч, я понял! Для вас белый цвет -- это положительное начало, а черный -- отрицательное, правильно?" Лидер усмехнулся: "Ну что вы! А черная земля, а космос? Черный -- это вообще мой любимый цвет, самый важный. И кстати -- самый богатый!" Сейчас Даниил Даниилович видит только черный цвет... Когда мог видеть еще хоть что-то -- продолжал преподавать, рисовать эскизы и делать макеты. Даже когда совсем потерял зрение, у него все равно осталась возможность читать и писать -- помогает любимая жена и соратница Кира Николаевна. Душа обязана трудиться...

После "Тевье" он ушел из театра. Слишком много сил было потрачено на борьбу. Сейчас в Театре Франко остались всего два его спектакля -- "Визит старой дамы" и "Тевье-Тевель". Да нет же, конечно, не "всего", а целых два! Два космоса, два мира... И когда на сцену в сиянии Млечного Пути опускается крохотный молочный горшочек, публика все так же взрывается аплодисментами задолго до того, как из тьмы выплывет со своей тележкой Тевье-Ступка. На днях Лидеру исполнилось 85 лет. Эпоха Лидера продолжается...