1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (1150) за 13.05.2002

КАЖДОЙ УКРАИНСКОЙ ЗВЕРУШКЕ -- ПО "ЗЕЛЕНОМУ КОРИДОРУ"

"Осторожно, лягушки!" Похоже, скоро подобные знаки запестреют на дорогах нашей страны. Не верите? Тогда спросите у экологов, которые уже сегодня ратуют за создание так называемых зеленых коридоров, по которым животные, птицы и насекомые могли бы мигрировать из одного заповедника в другой.

"К чему все эти хлопоты?" -- спросит читатель. Если саранче прошлым летом захотелось добраться до Украины, ей не помешали даже сильнодействующие инсектициды, которыми люди обильно поливали "полчища". Однако такой живучестью обладают далеко не все представители фауны. Иные виды животных, наткнувшись на оживленную трассу или высоковольтную линию электропередач, гибнут тысячами.

Взять тех же лягушек, которым для продолжения рода часто приходится переходить из одного водоема к другому. Хорошо, если им посчастливилось родиться вблизи английского города Шелдон, где на период лягушечьих "свадеб" перекрывают дороги. А если нет? Тогда "влюбленных" земноводных давят безжалостные колеса автомобилей...

-- Для того чтобы сохранить краснокнижные виды, недостаточно одних только заповедников, -- говорит исполнительный директор Национального экоцентра Украины Виктор Мельничук. -- Животных ведь не удержишь на одном месте -- зов природы сильнее. А для безопасной миграции нужны экологические системы, в которых они могли бы беспрепятственно передвигаться.

Только не думайте, что экологи вознамерились провести от заповедников какие-то рукотворные тоннели, по которым, как вагонетки метро, будут "гасать" животные и ползать насекомые. На самом деле ничего строить не придется, зеленые коридоры уже давно существуют -- это речушки, перелески, плавни -- те кусочки живой природы, которые, подобно коридорам, соединяют заповедные зоны. Надо только, чтобы в этих местах как можно реже встречался человек с его "благами" цивилизации.

-- Проектируя новую автостраду или газопровод, у нас принято руководствоваться экономической выгодой, -- продолжает Виктор Павлович. -- Грубо говоря, берут карту и прочерчивают прямую от одного города к другому. Чем короче -- тем дешевле. Но при этом не учитывают интересы животных. Мы хотим создать такую законодательную базу, которая помогла бы регулировать человеческую деятельность в районе зеленых коридоров и вести строительство в обход них.

Кстати, о "деятельности". Сегодня в Украине сохранилось только 16% лесов в относительно "девственном" состоянии и 1% степей. Так что желающим отдохнуть от благ цивилизации на лоне дикой природы эту самую природу еще поискать нужно. Было бы не лишним создать зеленые пояса, которые окольцовывали бы все крупные города.

Пока это только мечты. А вот в не столь отдаленной Эстонии бумажная волокита уже осталась позади, и сегодня новая концепция землепользования там внедряется вовсю. Впрочем, для эстонцев это было не так уж трудно, ведь они используют всего 30% своих земель, остальные принадлежат природе.

-- Мы теперь можем помешать строительству военных полигонов или промышленных предприятий на территориях зеленых коридоров, -- говорит глава лаборатории ландшафтной экологии Института защиты окружающей среды Эстонии Калев Сепп. -- Однако у нас большие проблемы с частниками, которые на своих землях вольны делать все, что угодно. Чтобы помешать им разрушать природу, мы используем метод компенсации.

Так, если зеленый коридор пролегает как раз через частные владения, государство уменьшает налог на землю для его владельца на 25% при условии, что хозяин не станет там пахать и сеять. Если же владелец не будет здесь и охотиться, налог сократится наполовину. Ну, а тем, кто согласен ради сохранения природы совсем не "прикасаться" к собственным угодьям, платить вовсе ничего не нужно. Неплохо придумано, правда? А главное -- действует куда более эффективно, чем просто призывы беречь природу.