1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (1150) за 13.05.2002

КАК УКРАИНЕЦ СВОИ "КОЛЕСА" ИЗ НЕВОЛИ ВЫРУЧАЛ

Чего больше всего боится владелец автомобиля, если у него нет гаража или места на автостоянке, а машина не застрахована? Правильно: чтобы ее не угнали. Ибо, коль это прискорбное событие случится, есть немалая вероятность, что "колеса" он обратно не получит. Даже если похищенную машину найдут. Мы попытались осветить две стороны розыска и возврата транспортного средства: теоретическую -- как это должно быть по закону, и практическую -- что выходит на самом деле.

НЕ ХРАНИТЕ ТЕХПАСПОРТ В "БАРДАЧКЕ"

В вопросах теории нам помог старший инспектор отдела дорожно-патрульной службы и розыска угнанного транспорта главного управления ГАИ МВД Украины, майор милиции Владимир Каминский.

Итак, как только владелец автомобиля не обнаружил его там, где оставил, первое, что необходимо сделать -- набрать по телефону общеизвестные "02". И сообщить дежурному по УВД все "приметы" исчезнувшей машины: государственный номер, тип, марку, цвет, чтобы он смог немедленно передать ориентировку постам ГАИ. И, конечно же, назвать свою фамилию и адрес. Чем быстрее это будет сделано, тем выше шансы поймать воров по горячим следам.

Если у хозяина остался на руках техпаспорт (многие, к сожалению, хранят его в салоне, в так называемом "бардачке") -- сообщить номера кузова и двигателя. Эта информация поможет при тщательном осмотре подозрительной машины. Ведь, как правило, когда угонщики идут "на дело", особенно если собираются похитить дорогой автомобиль -- они запасаются "престижными" крадеными номерами, которые начинаются с нулей, троек, семерок, и поддельными регистрационными документами.

Следующий шаг -- письменное заявление о похищении транспортного средства в территориальный орган милиции, контролирующий данный участок. Это правильнее, чем обращаться по месту проживания, даже если вы оказались без "колес" в чужом городе или стране. Все равно, согласно ст. 97 УПК Украины, документы перешлют туда, где была совершена кража, а драгоценное время будет потеряно. В "бомаге" целесообразно как можно убедительнее доказать, что машину действительно украли, а не вы оставили ее на соседней улице или дали ключи своему отпрыску, а затем об этом по пьянке забыли.

А МОЖЕТ БЫТЬ, ВАШУ МАШИНУ НИКТО И НЕ УГОНЯЛ?!

Дальше остается только ждать. Сначала -- результатов первоначальной проверки, которую проведут сотрудники милиции, прежде чем давать ход делу. Не более чем через 10 дней они должны сделать вывод, действительно ли автомобиль незаконно вышел из пользования владельца. В ходе проверки устанавливается: существовало ли вообще такое транспортное средство, было ли оно зарегистрировано в подразделении МРЭО, кто его хозяин... Несмотря на кажущийся формализм, это необходимо. Ведь бывают примеры, когда человек, повредив служебный автомобиль и опасаясь ответственности, скрывает его. И начинает ловчить: мол, угнали. Или разбирает свою личную "старушку" на запчасти, желая получить страховку. Такие хитрости могут выйти боком, ведь следователь, в случае сомнений, опросит свидетелей, проверит гараж и круг знакомств владельца машины и его самого: чем он занимается, не судим ли.

Часто хозяева заявляют о краже, чтобы не платить за растаможивание, а потом транспорт обнаруживают с вваренной новой номерной панелью и "левыми" документами.

Когда же все перечисленное проверено и есть основания утверждать, что автомобиль действительно похищен, возбуждают уголовное дело, а владельца машины признают потерпевшим и гражданским истцом. Последнее важно, ибо если "тачку" таки найдут, частенько за нее приходится судиться с новым хозяином, так называемым "добросовестным покупателем", не подозревавшим, что приобрел краденое.

В ходе оперативно-разыскных мероприятий угнанные автомобили вносят в базу данных "Угон СНГ--Украина" и через Москву -- в "черный список" Интерпола. На каждом стационарном посту ГАИ имеется компьютер, при помощи которого можно проверить, не находится ли в розыске вызвавшее подозрение авто. Как часто удается обнаружить пропажу? Статистика гласит, что за первый квартал этого года по Украине зарегистрировано 1851 незаконное завладение транспортными средствами, из них автомобилями -- 1465. Не найдено всего 214 -- то есть более 80% преступлений были раскрыты непосредственно работниками ГАИ. Это очень высокий показатель: к примеру, в Германии и Польше он намного ниже.

НАШЛИ? НЕ ГОВОРИ "ГОП", ПОКА НЕ ОТСУДИЛ

Но даже если машину нашли и законный владелец ее опознал, радоваться ему рано. Ведь теперь она -- "вещдок" по возбужденому в связи с ее же исчезновением уголовному делу. Здесь возможны варианты. Самый простой -- автомобиль обнаружен брошенным. В таком случае его возвращают потерпевшему, а дело, как правило, тут же закрывают. Если установлено, что номера перебиты, их фото вклеивают в свидетельство о регистрации транспортного средства и заверяют печатью МРЭО.

Может оказаться, что найденный автомобиль применялся в качестве средства совершения преступления. Например, его использовали рэкетиры. В этом случае решение принимает следователь. Как правило, на машину накладывают арест и передают законному владельцу под сохранную расписку, покуда не будет вынесен приговор по уголовному делу о рэкете, где машина фигурирует как вещественное доказательство. Тогда ездить на ней он может, но до решения суда не имеет права ею распоряжаться: продавать, дарить, обменивать. Вряд ли удастся избежать определеных неудобств, ведь по первому требованию следствия "счастливчик" обязан предоставлять автомобиль для проведения необходимых экспертиз.

Наконец, третья, самая неприятная, ситуация. Это когда угнанный автомобиль находят у человека, который его законно, как он считает, приобрел. В этом случае в силу вступают гражданско-правовые отношения, а попросту говоря -- надо судиться. Ситуация существенно усложняется, если угнанная машина "всплыла" не в Украине. Ибо иск будет разбираться на территории и по законам той страны, где ее обнаружили. Неоднократные зарубежные поездки на слушания по делу стоят немало. Теоретически они должны осуществляться за счет МВД, но деньги найти очень сложно. Как правило, работники милиции, выступающие на стороне истца, проявляют инициативу в поиске средств для поездки в другое государство, где отстаивают интересы наших граждан.

МАШИНА С БАЗАРА -- КАНДИДАТ НА УГОН

Теперь -- суровая проза жизни: рассказ человека, который лишился новенького автомобиля, а затем с большими трудностями его вернул.

Господин Д. более четырех лет назад, когда доллар стоил втрое меньше, чем нынче, приобрел за $15 тыс. личных трудовых сбережений престижный Ауди. Поездил он на своих "колесах"... полдня, даже "противоугонку" не успел поставить. К следующему утру машина исчезла. Учитывая, что брал он ее на базаре, хозяин не исключает, что продавцы, сравнительно недорого уступившие ему автомобиль, вполне могли быть в сговоре с ворами и передали им дополнительный комплект ключей.

Как водится, в N-ском РУГУ столицы было заведено уголовное дело по факту кражи иномарки. Висело оно нераскрытым почти три года, хотя машину тут же занесли в базу данных как числящуюся в угоне. И вот, в аккурат накануне новогодних праздников, в квартире г-на Д. раздался телефонный звонок из РУГУ: его "колеса" обнаружены в России. С перебитыми номерами и в руках у добросовестного покупателя. Автомобиль изъят и поставлен на штрафплощадку в Серпуховском отделе ГИБДД, что под Москвой.

Д. повезло: новый владелец обращался с машиной бережно. Однако просто так получить автомобиль обратно нельзя. Ибо теперь это -- "вещдок" по открытому уголовному делу.

В МОСКВУ -- ЗА МИЛИЦЕЙСКИМИ "ПЕСНЯМИ"

Вот здесь заканчивается закон и начинаются "понятия". Особо настойчивому владельцу в милиции, как правило, прозрачно намекают: а какую спонсорскую помощь (в обмен на ускоренное продвижение вашего дела) вы могли бы оказать нашему РУГУ? Намекают не от хорошей жизни, ибо средств, выделяемых из казны, украинским органам внутренних дел хватает лишь на самое необходимое. В данном случае обошлось без этого. Д. "всего лишь" своим коштом и на полном пенсионе несколько раз свозил в Белокаменную следователя, который вел его дело. Такова неприглядная реальность: в бюджете нашей милиции на подобные командировки просто нет денег. Обошлось это Д. приблизительно в "полштуки" баксов.

Ездили, как оказалось, напрасно: к неоднократно согласованному с российскими ГИБДДешниками перечню документов, необходимых для передачи злополучной Ауди украинскому следствию, всякий раз добавлялась то одна, то другая новая "бумажка". В конце концов им объяснили открытым текстом: якобы есть устное (!?) распоряжение областной прокуратуры: ни в Украину, ни в Беларусь такие машины не передавать. Под любыми предлогами. В страны Западной Европы и Балтии -- нет проблем. Тем более что в данном случае повод налицо: право собственности на найденную Ауди оспаривает ее новый владелец, гражданин России.

Хорошо еще, что замначальника Серпуховского РОВД по следственной части оказался родом из Харьковской области и пообещал оставить автомобиль на штрафплощадке, а не передать во временное пользование владельцу-россиянину. Ибо тогда оставалось только догадываться, в каком состоянии удалось бы получить машину обратно.

От себя замечу: мой достаточно влиятельный знакомый, имеющий "концы" в Генпрокуратуре Украины, точно так же лишился машины и обнаружил ее затем на территории "старшей сестры". Благодаря связям сделал письмо от имени украинского высокого чиновника его российскому коллеге. В результате через пару дней "колеса" уже были в Украине. Но не всем же так везет со знакомствами!

ИЩИТЕ ХОРОШЕГО АДВОКАТА!

Казалось бы, дело нашего героя зашло в тупик. Но тут Д. попалось на глаза объявление адвоката, предлагавшего свои услуги в решении подобных вопросов. За небольшую сумму тот от имени Д. сочинил исковое заявление в серпуховский местный суд о возврате принадлежащего Д. имущества. Ответчик -- российский РОВД, представитель которого, заметим, иск признал. Несмотря на проволочки со стороны третьего лица, в роли которого выступал новый владелец автомобиля, судья в конце концов вынес решение: передать Ауди прежнему хозяину. Апелляцию россиянина областной суд отклонил, решение вступило в законную силу. Теперь серпуховским милиционерам крыть было нечем, и машина вернулась законному владельцу. На радостях тот поставил магарыч следователю и тройную сигнализацию на многострадальную Ауди. Тем не менее из-за бюрократических проволочек она еще три месяца "висела" в списках Интерпола как угнанная.

А что касается уголовного дела, заведенного в Украине по факту кражи автомобиля -- его закрыли в связи с невозможностью установить личности угонщиков. Так как в ходе расследования выяснилось, что после исчезновения Ауди "всплыла" в Белоруссии, где через фирму-однодневку ее легализовали, а затем перегнали в Россию для продажи.

"Мораль сей басни": наилучший способ уберечь машину от угона, а себя -- от неприятностей и лишней траты сил, времени, денег и нервных клеток -- это разориться на надежную противоугонную защиту и страховой полис. Впрочем, в случае чего -- получить страховку тоже бывает непросто. Но это, как говорится, уже другая история.