1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (1150) за 13.05.2002

ОН БЫЛ ГУСАРОМ, А ПОГИБ КАСКАДЕРОМ

Чуть больше года назад замечательный актер и талантливый режиссер Андрей Ростоцкий рассказывал о своем романе с исполнительницей главной роли в фильме "Эскадрон гусар летучих" Марысей Шиманской: "Она жила в коммуналке в старом доме Даниловского монастыря. Когда я приезжал, неудобно было звонить в дверь, и я лез в окно -- карабкался по стене на второй этаж, цепляясь пальцами за выступы плитки. Как не сорвался -- не понимаю: любовь -- сильная штука!" Девять дней назад, 5 мая, Андрей погиб, сорвавшись со скалы под Сочи.



СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Родился 25 января 1957 года. Отец -- Ростоцкий Станислав Иосифович (1922 года рождения), кинорежиссер, умер в августе 2001 года. Мать -- Меньшикова Нина Евгеньевна (родилась в 1928-м, актриса). Супруга -- Ростоцкая Марианна Альбертовна (1963 года рождения), педагог, киновед, кандидат искусствоведения. Дочь -- Ольга (1989 года рождения).


...Он всегда старался быть самостоятельным -- с самого детства, которое провел не в семье любящих родителей, где должны были бы сдувать пылинки с ребенка, появившегося на свет вопреки предостережению врачей, запрещавших актрисе рожать. Видимо, ее своеволие и определило характер сына. Вопреки пессимистическим прогнозам, в семье Ростоцких появился мальчик, которого сразу же благополучно перепоручили заботливой бабушке. Сам Андрей шутил по этому поводу: мол, родился в деревне у бабушки, когда родители были на кинофестивале.

ПО КЛИЧКЕ "БЕШЕНЫЙ"

"...У меня было замечательное детство: меня не заставляли бегать по разным кружкам, за исключением, разве что, иностранного языка, поэтому, времени для дворовых забав было полно. Мы играли в такие давно забытые игры, как "Хали-холо" и "Штандр" -- подвижная и увлекательная игра в мячик, в вышибалы, в "Море волнуется раз", в "Колечко, колечко, выйди на крылечко", и даже "Я садовником родился". Большая часть моего детства прошла в рабочем поселке несуществующего ныне села Богородское в районе Преображенки. Бабушка жила в деревянном доме с печкой, с туалетом во дворе. Этот дом приходилось постоянно ремонтировать, стучать молотком. А летом мы уезжали либо в Тарусу, либо на Валдай. Вот тут-то главным развлечением была рыбалка.

Все свои авантюры я очень хорошо продумывал, поэтому и не попадался. Если мы с ребятами планировали поход в соседский огород -- всем ясно, что чужие яблоки слаще -- заранее прикармливали собаку, выясняли, когда сосед ложится спать, в общем, вырабатывали четкую стратегию... Но случалось и в лоб получать. Я всегда маленький был, поэтому придерживался принципа: "Если не хочешь, чтоб над тобой смеялись, сделай так, чтоб тебя боялись". У меня была кличка "Бешеный", потому что если мое самолюбие подвергалось оскорблению, уже не имело значения, сколько передо мной людей и какого они роста -- я бледнел, выпучивал глаза и налетал на обидчика. А потом ничего не помнил. Меня даже взрослые хулиганы побаивались".

Бабушка Татьяна Григорьевна, кумиром которой был Пушкин (она знала биографию поэта по минутам) воспитала внука так, что XIX век стал ему милее и ближе современного. Романтизм, благородство, аристократические представления о чести были для юноши не просто словами -- видимо, проявились дворянские гены отца (прадед Андрея был юристом, действительным статским советником, за отказ участвовать в процессах политзаключенных его сослали из Петербурга в Алапаевск; дед окончил медицинский факультет Московского университета, участвовал в первой мировой). Кроме того, скромной, трудолюбивой, доброй и интеллигентной женщине удалось создать и культивировать в своем доме особую духовную атмосферу.

Как многие дети преуспевающих родителей в то время, Андрей окончил английскую спецшколу. Забота "предков" о его школьных успехах завершилась неудачной маминой попыткой доказать, что два плюс три равно пяти. Больше в выполнение домашних заданий не вникали, и Андрей учился тому, что было ему интересно: прежде всего английскому, а затем истории и литературе. Правда, учителям не всегда нравилось то, что юный Ростоцкий обо всем имел свое мнение, порой не совпадающее с методичками и учебниками. Андрей рано почувствовал, что "многознание уму не научает", и именно потому, что не зубрил все подряд, получил хорошее гуманитарное образование. Его кумиром стал Лермонтов -- поэт демонический, жесткий, трагический.

Первый раз Андрей попал на съемочную площадку с мамой. Она играла главную роль в фильме Бунеева "Хуторок в степи" и ее поразили точные подсказки, которые ее 10-летний сын делал мальчику, снимавшемуся в картине. В 14 лет Андрей поехал с отцом на съемки его фильма "А зори здесь тихие" и там увлеченно помогал реквизиторам и пиротехникам. Тогда-то он и решил: именно в кино можно реализовать свои мечты о морских путешествиях, и более того, здесь можно стать кем угодно. Заканчивая 9-й класс, Андрей узнал, что Сергей Бондарчук объявляет дополнительный набор мальчиков в актерскую мастерскую во ВГИКе. Для показа выбрал "Зодчих" Кедрина, "Егорушку" Цветаевой и прозу Виктора Конецкого. Когда Бондарчук позвонил Ростоцкому-старшему сообщить, что сын ему понравился, тот отрезал: "Если будешь сомневаться в нем, то лучше не порти жизнь ребенку!" Андрея зачислили вольным слушателем, он смог посещать занятия в институте параллельно со школьными.

Его первая роль в кино (ефрейтор Кочетыгов в эпопее "Они сражались за Родину") стала и первым трюком. В этом эпизоде танк наезжает на окоп, в котором находится боец, и разворачивается на месте, а герой, бросив бутылку с зажигательной смесью, погибает. После боя Лопахин (актер Василий Шукшин) оплакивает его смерть. Спустя четверть века Андрей встретился с реальными героями Отечественной в телефильме "Моя война" (режиссер Александр Аралин, 2000, 120 серий), в котором выступил в качестве ведущего.

Звездной ролью актера стал легендарный Денис Давыдов в фильме "Эскадрон гусар летучих" (режиссеры Хубов и Ростоцкий-старший под псевдонимом Степанов, 1980). Андрей Ростоцкий уже тогда прекрасно ездил верхом и умел обращаться с холодным оружием. Но он пришел в съемочную группу с твердой уверенностью играть главную роль, чем произвел впечатление на постановщиков. Кроме того, Андрей оказался "быстро обучающейся системой": французский язык, танцы, основы игры на гитаре -- помимо уроков фехтования и верховой езды все это входило в его работу над ролью. После просмотра фильма французский режиссер Кристиан-Жак, поставивший "Фанфан-тюльпан", назвал Андрея русским Жераром Филиппом, а польская пресса сравнивала Ростоцкого с Даниэлем Ольбрыхским.

СТРАСТИ ПО АНДРЕЮ

Со своей первой женой, актрисой Мариной Яковлевой, Андрей Ростоцкий, к тому времени прослывший записным дон-жуаном, встретился в период съемок в фильме "Эксадрон гусар летучих".

Марина Яковлева: "Он был очень хорош собой в гусарском костюме, который ему шел, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и легко с ним в вихре вальса. Он как-то озорно и весело поглядывал на меня голубыми глазами, и я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками, хотя рядом было много его друзей-каскадеров, не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные истории и проявил, на мой взгляд, непозволительную вольность: положил руку мне на талию и так прогуливался со мной по студийному коридору.

Все произошло очень быстро: Андрей привел меня домой, познакомил с родителями и вскоре сделал предложение... Я -- провинциальная девочка со своими романтическими грезами, даже представить не могла, что в любви можно лгать. Я оказалась в роли "наивной дурочки" и почувствовала себя падчерицей в этом доме. В результате мы прожили вместе всего полтора года...".

Именно в это время произошел тот самый страстный роман с красавицей Марысей, закончившийся одновременно со съемками. А потом жена Марина обнаружила записную книжку супруга, в которой было намного больше женских имен, чем мужских. Андрей ушел, а через некоторое время после изматывающего бракоразводного процесса, женился на своей соседке Марьяне. Их свадьба была очень шумной.

Андрей Ростоцкий: "Накануне, как полагается, мы устроили мальчишник и, конечно, к утру были "никакие". Поэтому я опоздал в ЗАГС на двадцать минут. Марьяна уже решила, что стала очередной жертвой сексуального вампира Ростоцкого, но мы все-таки приехали на чумазом "Запорожце". Ребята-каскадеры сомкнули над нами с Марьяной сабли и нас окольцевали под песню Битлз "Вчера". Потом мы поехали на место бабушкиного дома, пили там шампанское из огромных хохломских кружек, и так нам стало хорошо, что на этом "Запорожце" поехали кататься по Москве. Причем, невеста сидела внутри, а я на крыше. Представьте: горбатая машинка, на крыше седло, в нем, размахивая саблей, сижу я, а вокруг болтаются шарики этакой фаллической формы!.. Город "рыдал". А потом во время свадебного застолья мы закатили грандиозный мордобой -- ребята-трюкачи все разыграли профессионально, теща со страху стопку тарелок разбила..."

Да, он был гусаром не только в кино, но и в жизни... Кстати, на роль полковника Давыдова Андрея Ростоцкого командировали из кавалерийского полка при министерстве обороны, где он служил. Так что гусаром он стал по приказу командира, и, естественно, как рядовой Советской армии, никакого гонорара за работу не получил -- это самая дешевая главная роль в кино.

ЕСЛИ СМЕРТИ -- ТО МГНОВЕННОЙ...

В свои 45 Андрей успел в жизни многое: за 27-летнюю карьеру актера он сыграл в 42 фильмах (в 80-е Ростоцкий-младший был одним из самых "снимаемых" актеров советского кинематографа), поставил две картины как режиссер (в "Мужской компании" был также сценаристом), вел телепрограммы. Будучи сыном знаменитых родителей, в жизни всего добивался сам. Он считал себя обязанным уметь все, что делали его герои: фехтовать, драться, преодолевать немыслимые препятствия. Еще во время прохождения воинской службы в Отдельном кавалерийском полку он стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью, со временем овладел различными видами боевых искусств. С 1970-х годов актер профессионально занимался трюками в кино, всегда работал без дублера. А в фильмах "И на камнях растут деревья", "Тот, кто нежнее" был постановщиком трюковых сцен и боев.

Он приехал в Сочи, чтобы найти натуру для нескольких сцен своего нового фильма "Моя граница", который снимал по заказу киностудии им. Горького. Несколько сцен уже были отсняты в Москве, а "экстремальные" Ростоцкий планировал снимать в горах. Группа (14 человек) поселилась, как обычно, в санатории "Кудепста". "Мы хотели недельку отдохнуть, пока Андрей искал место для съемок", -- рассказал Газете.Ru каскадер Валерий Кудряшов. -- Ростоцкий несколько дней подряд ездил за город с водителем, которого прислали из сочинского погранотряда. В воскресенье все остались в санатории праздновать Пасху, а режиссер рано утром уехал на УАЗике, пообещав вернуться после обеда. Однако примерно около трех часов дня водитель Стас привез Андрея -- в крови, без сознания. Коллеги сразу же вызвали "скорую помощь". Пока врачи добирались до санатория, Стас рассказал, что Ростоцкий попросил отвезти его в район горнолыжного курорта "Красная поляна". "Он постоянно просил остановиться, уходил куда-то надолго, видимо, осматривал местность. В конце концов мы заехали в какую-то глушь, и тут Андрей увидел крутой склон, попросил остановить машину и ждать". По словам водителя, трагедия произошла примерно в пяти километрах от "Красной поляны". Этот район практически безлюдный -- вокруг только скалы, на которых иногда тренируются альпинисты. Однако для профессионалов этот участок считается несложным. Видимо, поэтому Ростоцкий, который был каскадером, полез вверх без страховки. Но через несколько минут он потерял равновесие и сорвался.

Водитель бросился к Андрею, положил его в машину и поехал в санаторий. Бригада "неотложки", прибывшая через 15 минут, отвезла Андрея в хостинскую больницу. Главврач рассказал, что, увидев Ростоцкого, он сразу понял, что шансов его спасти практически нет: "С такими переломами и ушибами никто не выживет. К тому же у него была сильнейшая черепно-мозговая травма". Ростоцкого отправили в реанимационное отделение и стали готовить к операции. Через несколько минут он скончался.


ИЗ ИНТЕРВЬЮ "СЕГОДНЯ"
Андрей Ростоцкий: "Наверное, тот мир, в котором я живу, можно назвать чрезмерно романтичным. Но романтиков не бывает "последних", это необходимо каждому из нас -- даже тем, кто об этом не догадывается. Да, можно приводить аргументы нерациональности такого взгляда на жизнь. Но мне уже за 40 и нет смысла перестраиваться, чтобы заставить себя играть в те игры, которые нравятся большинству..."


Не знаю, можно ли назвать смерть счастливой. Но во все времена воины считали гибель на боевом посту благословенной. Андрей навсегда останется в памяти своих друзей и коллег-каскадеров летящим со скалы. Но вовсе не падающим...