1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №107 (1155) за 18.05.2002

МАКИТРЫ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА ОТ КИЕВСКОГО ГОНЧАРА

Издавна гончары негодовали, когда на их место за гончарным кругом садился человек, который в гончарном деле "ни бум-бум". Бытует легенда о связи гончарного круга с потусторонними мирами и еще о нечистой силе, которая мешает мастеру горшок доделать. Правда ли это -- я решила узнать у киевского гончара.

Сергея Спасенова застала за работой в мастерской на Подоле. Гончаром он стал случайно. Кум занимался этим делом и его уговорил. С тех пор прошло 15 лет.

-- Первое изделие? Помню, конечно -- это был небольшой глиняный стакан, который до сих пор хранится дома, -- вспоминает Сергей Иванович. -- Изготавливаю посуду, вазы, цветочные горшки. За все время сделал около десяти тысяч предметов.

За свои 46 лет кем он только не был, даже работал слесарем по ремонту мартеновских печей. Дома Сергей свои изделия не использует. Работает для продажи. Основная клиентура -- бары, рестораны. Совсем недавно для одного заведения сделал две с половиной тысячи предметов. Пару лет назад Министерство культуры заказывало копии посуды Триполья. Такие изделия делать очень сложно...

-- Чем занимаюсь сейчас? Не поверите, -- интригует Сергей. -- Набор посуды для Администрации Президента (оказывается, глава нашего государства ценит народное ремесло и предпочитает кушать вареники с глиняной макитры. Кроме "вареничной" посуды, Администрация заказала еще миски, тарелки, кувшины, кружки и, конечно же, рюмки. Всего -- 210 предметов). Небольшие изделия проверяю, как обычную посуду -- постукиваю по ней пальцами и определяю по звуку. Большие, еще до обжига поднимаю за ручки, если выдерживают -- значит, будут держаться.

Мастер делает не только глиняные изделия, но и гончарные круги. У токаря заказывает вал, покупает дерево, подшипники. Когда был в Польше, делал круг коллеге. Для себя Сергей смастерил универсальную машину -- с ножным и электрическим приводом. Но чаще работает с мотором, так гораздо легче и быстрее.

-- Здесь я сам себе хозяин. Если бы еще мастерская была нормальная... За границей все мастера работают с прессами, а мы воздух из глины выдавливаем вручную, как тесто месим. Большая часть времени уходит на поиск и возню с сырьем (глину он сам собирает), а на саму гончарскую работу -- меньше. За границей все наоборот...

Сергей известен не только в Украине. Его работы есть в десятках стран мира. Недавно приезжали из Москвы и заказывали посуду для японского ресторана. Раньше ездил работать на Кипр. Время от времени бывает в гостях у друзей в Чехии и Польше. Побывав за рубежом, гончар сделал вывод, что украинская керамика -- лучше всех.

Пока Сергей отошел поговорить с заказчиком, я разговорилась с его соседкой по мастерской.

-- Сережа -- талантливый мастер, -- рассказывает Ирина. -- Мне почему-то кажется, что кто-то из его дальних предков тоже был гончаром. На его тарелки смотришь, и пока рукой не тронешь, кажется, что они деревянные. А совсем недавно Сергей сделал такой большой чайник, что там и ребенок мог бы спрятаться.

Из всех увиденных мною изделий больше всего понравились греческие амфоры, которые мастеру заказали из Лондона.

-- Обычную посуду сейчас делать невыгодно, -- продолжает Сергей Иванович. -- А декоративную керамику заказывают чаще. Я не слышал, чтобы у нас, в Украине лепили большие амфоры. В Греции один гончар делал такие "вазы" полтора метра в высоту. Я недавно смастерил на заказ 4 двухметровые амфоры. Кстати, перевезти за границу керамику не так просто. Когда эти вазы забирали в Англию, заказывали отдельные билеты в самолете и их перевозили как пассажиров.

За своим кругом работать мастер никому не разрешает, но это абсолютно не связано с нечистой силой. Просто возвращают потом не круг, а разбитое корыто.