1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №111 (1159) за 23.05.2002

ПОЯВЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ "СЕГОДНЯ" НА ГРАНИЦЕ ВЫЗВАЛО МЕЖДУНАРОДНЫЙ СКАНДАЛ

Наш микроавтобус, несущийся по дорогам Черниговской области, резко притормаживает. Пассажиры, потеряв равновесие, наклоняются в сторону движения, чуть не сталкиваясь лбами с сидящими напротив. Что произошло? Прямо посреди дороги, проходящей через границу Украины и Беларуси, вкопана... тракторная борона! Пограничники Черниговского погранотряда объяснили, что это -- необычное ноу-хау. Оно мешает провозу контрабанды по объездной дороге, на которой нет официального пункта пропуска. И это не единственный способ, к которому прибегают, чтобы предотвратить нарушение закона на своем участке украинско-российско-белорусской границы.

ДОСТАВКА ОДНОГО НЕЛЕГАЛА ПРИНОСИТ ОРГАНИЗАТОРАМ БОЛЕЕ $10000

Участок Черниговского пограничного отряда составляет 408 км. Границы как таковой вы здесь не увидите -- ни колючей проволоки, ни заграждений. Даже условных обозначений в виде столбов нет. Благодаря деньгам, полученным от Международной организации по миграции, украинские пограничники используют "продвинутые" методы отлова нарушителей: тепловизоры, сейсмографы, компьютерные базы данных. Тепловизор позволяет обнаружить человека на расстоянии 6 км. Сейсмограф распознает на удаленном расстоянии движущийся объект и определяет, что это: легковушка, грузовик или пешеход. Недавно пограничники получили спецтехнику для проверки документов: видеокамера, подключенная к монитору компьютера, позволяет проверить паспорт в семи световых спектрах -- подделка обнаруживается сразу. Но нарушители все равно находят лазейки.

-- Учитывая высокий уровень безработицы в северной части Черниговской области, местное население стало заниматься контрабандой или помогать контрабандистам. Есть и другая категория -- люди, которые за милую душу "настучат" о чужаках, а при желании -- собственноручно их отловят. Но в последнее время эти самые чужаки ринулись через нашу страну в Западную Европу в огромном количестве, -- говорит Александр Дудко, пресс-секретарь Черниговского отряда. -- Сейчас организация нелегальной миграции как вид бизнеса занимает по доходности третье (!) место в мире после торговли оружием и наркотиками. По оценкам специалистов, стоимость доставки одного нелегального мигранта из страны проживания в страну назначения (обычно это страны Бенилюкс и Германия, реже Франция) составляет от 10 до 12 тысяч долларов!

За несколько дней до нашего приезда на границу в этих краях была задержана очередная группа нелегалов -- пять китайцев и два вьетнамца. А началось все с того, что начальник пограничной заставы Сумского погранотряда Сергей Бубарь ехал электричкой в отпуск на родину -- в Черниговскую область. На одной из маленьких станций в вагон Сергея подсела группа нелегалов. Оставаясь даже в отпуске настоящим служакой, капитан успел во время остановки в Нежине сбегать за милицией и задержать с ее помощью нарушителей.

БЫВАЛО И ТАКОЕ..

Как-то стражи кордона задержали чернокожего нелегала из Анголы. С помощью переводчика выяснили, что он играет за национальную футбольную сборную своей страны. Решили: пока на пункте будут оформлять документы, пусть африканец с пограничниками погоняет мяч по полю. Нелегал минут двадцать побегал, запыхался, подошел к скамейке запасных. На ломаном английском ему предложили покурить, он отказался. Продолжить игру тоже не захотел. Утирая пот, анголец выдохнул на чистом русском языке: "Зае...ся!"

В основном нелегалов Украине "поставляет" Россия. Дельцы из соседнего государства зарабатывают на этом немалые деньги, так как 90 процентов азиатов въезжают в Россию абсолютно легально, покупая визы. Едут в качестве туристов или бизнесменов. Исключение составляют афганцы, которые могут попасть на российскую территорию через республики Средней Азии нелегально.

-- Нередки случаи, когда одну и ту же группу нелегальных мигрантов приходилось задерживать по нескольку раз, -- рассказывает Александр Дудко. -- А все потому, что у россиян не отработан механизм "возврата": они сажают переданных им нарушителей на поезд в сторону Москвы, а те благополучно сходят на ближайшей станции и... снова -- к нам. Многие из задержанных нелегалов понятия не имеют о существовании такого государства, как Украина. Для них все мы -- Советский Союз. Они тычут нашим пограничникам российские визы -- дескать, мы тут легально. Приходится объяснять, в чем, собственно говоря, дело.

Комендант пограничной комендатуры "Семеновка" Сергей Крюков вспомнил анекдотический случай, когда они неоднократно задерживали одного и того же нелегала. В очередной раз "эмигрант", проходя мимо коменданта, радостно отсалютовал ему, гаркнув по-русски: "Босс, привет!"

Сами стражи кордона признают, что, к сожалению, часто нелегалам удается пройти через границу, а затем пересечь и Украину. Впоследствии, если их поймают в сопредельных странах (Венгрии или Словакии, к примеру), они снова оказываются на украинской территории. И уже нашему государству приходится думать, где найти деньги для дальнейшей депортации. А пока эта проблема решается, на погранзаставах выстраиваются целые "нелегальные городки".

УКРАИНСКИЙ КОНТРАБАНДИСТ ОТЛИЧАЕТСЯ ЖИВУЧЕСТЬЮ

Законодательство Беларуси, по сравнению с нашим или российским, намного жестче относится к нарушителям границы. К тому же у "сябров" есть "ведомственный" интерес: тот транспорт, на котором была нелегально пересечена граница, изымается в пользу погранвойск. Это привело к тому, что в течение 2000 года в Беларуси трижды применялось огнестрельное оружие против нарушителей границы. Во всех трех случаях были обстреляны украинцы.

Одна из этих историй заслуживает особого внимания. В те времена, когда топливо было в дефиците, из Беларуси в Украину ехали два наших гражданина и везли контрабандную солярку. Заметив их, белорусские пограничники открыли предупредительный огонь, но нарушители не отреагировали. "Сябры" стали палить по машине и попали... в голову водителю. Тот, как ни в чем не бывало, продолжал сматываться. Зато его друг, сидевший рядом, увидев сквозную рану в голове водителя, моментально "отключился". "Подстреленный" украинец остановился, когда в баке закончился бензин. Пострадавшего доставили в больницу. Оказалось, пуля прошла сквозь голову, не задев жизненно важных центров. Он и до сих пор жив-здоров, колесит область на своей "героической" машине.

Еще два случая с обстрелом произошли на Днепре. Украинские рыбаки, которые случайно пересекли фарватер, были обстреляны белорусскими пограничниками с катеров. К счастью, все остались живы. Кстати, и у автора этих строк остался неприятный осадок после "контакта" с братьями-сябрами. Когда мы топтали землю на "Добрянке" -- пункте местного упрощенного пропуска через госграницу, -- нас предупредили, что фотографировать (а мы пытались это сделать) пограничников сопредельного государства без их согласия запрещается. Мы не стали "нарываться" на неприятности и удалились подальше от "несдержанных" соседей. Однако белорусские погранцы не преминули пожаловаться своему начальству, которое сразу связалось по телефону с командованием черниговского погранотряда. И когда мы вернулись на заставу, то получили -- в общем-то ни за что -- "нагоняй". Вот так, по сути, разразился настоящий международный скандал на пустом месте!

-- С 1993 года оружие пограничниками Черниговского отряда ни разу не применялось, -- уверяет нас Александр Дудко. -- Есть другие способы остановки транспорта. Например, еж (лента с шипами) или уничтожение (перекапывание) дорог, ведущих в сторону границы, если, конечно, на них нет пропускных пунктов. Используются также и поистине партизанские методы -- завалы, когда дороги "перекрывают" спиленными деревьями. Какую дорогу "закрыть", решают на всеобщем координационном совещании силовых структур области в начале года.

Мы подъезжаем к международному автомобильному пункту пропуска "Новые Ярыловичи". Через пару десятков метров -- Россия. На наших глазах туда повезли группу нелегалов из Индии. Мы терпеливо "торчим" на нейтральной полосе в ожидании: примет российская сторона индийцев или нет. Забегая вперед, скажу, что таки да, приняла. Но оставим нелегалов, так как, кроме них, на пограничниках "висит" еще несколько задач первостепенной важности -- контрабанда оружия и наркотиков.

-- Пару лет назад полковник одной из структур внутренних органов был замечен в торговле оружием. После поступившей ориентировки его автомобиль досконально проверили на КПП пограничники, -- вспоминает пресс-секретарь. -- "Силовик" твердил, что возвращается от родственников домой. Правда, он не смог объяснить, почему "родственнички" спрятали в обшивках дверей его машины... 28 (!) "стволов". Уже не является секретом также история, случившаяся на западной границе, когда действующий полковник милиции гнал машины из-за кордона, специально нарушая границу. В Украине машины конфисковались, а милиционер выкупал их за мизерные цены (без уплаты всевозможных сборов и пошлин на ввоз). Потом продавал вдвое дороже. Эту лавочку прикрыла Верховная Рада, приняв Закон, согласно которому и за конфискат надо платить пошлины.

-- Контрабандисты с пристальным вниманием следят за всеми новинками техники, и подчас их экипировка во много раз превосходит ту, что имеется в наличии у наших пограничников, -- говорит Владимир Андрейчук, начальник штаба Черниговского погранотряда. -- Серьезный груз (оружие, наркотики) везут с особой осторожностью. Впереди посылают "разведчиков", которые в случае возможной опасности по рации связываются с груженной машиной и "дают красный свет".

Но пограничники тоже не лыком шиты. При отсутствии спецсредств используют свою, выработанную годами наблюдательность. Так, в поезде Харьков--Минск на пункте пропуска "Хоробичи" только благодаря внимательности контролера нашли в упаковке из-под "Ариэля"... марихуану. Удивило контролера то, что у барышни в авоське среди булок и колбасы почему-то "притаилась" упаковка стирального порошка. В вагон привели инструктора с собакой, которая моментально подтвердила догадку контролера звонким лаем. Кстати, и анекдот в тему, от пограничников...

Кинолога с собакой послали искать нарушителя границы по следу. Спустя полчаса инструктор связывается по рации с начальником заставы и сообщает: "Товарищ капитан! Собака след не берет. Не ее участок. И вообще она говорит, что мы на сопредельной территории".