1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (1160) за 24.05.2002

НЕРАДИВЫХ ПОПРОШАЕК СПУСКАЮТ В ПОДВАЛ -- НА ПОТЕХУ ИНВАЛИДАМ

В таком мегаполисе, как Киев, нищих мы встречаем ежедневно: в подземных переходах, в метро, на паперти и у светофоров... Стало быть, их много. Что это за люди, какие среди них царят нравы и как они строят свои взаимоотношения с властями и себе подобными? Корреспондент "Сегодня" повстречался с некоторыми попрошайками и попробовал "нарисовать картинку"...

НИЩИЙ НИЩЕМУ РОЗНЬ

Всех тех, кого мы ежедневно встречаем на улицах с протянутой рукой, можно разделить на "настоящих" и "ненастоящих" страждущих. Первые -- бомжи. Вторые -- профессионалы, которые от нищенства далеки, но, несмотря на это, именно они оккупировали самые доходные места. Кого здесь только не встретишь: безрукие и безногие, "афганцы" и беженцы, погорельцы, слепые и брошенные. Все воюют за место под солнцем. Проигрывают в этой борьбе чаще всего настоящие обездоленные, хотя и те имеют свои "прикормленные" места и готовы за них бороться.

"Работают" нищие по-разному. Молдаване "бьют на жалость": они голодные, бездомные и не могут уехать. У цыган часто встречается агрессивная тактика: настырное, назойливое приставание, они не просят, а требуют. Среди украинцев большинство людей пожилого возраста, в отличие от молдаван, у которых попрошайничающие старики практически не встречаются. Среди цыган больше всего детей и женщин с детьми. Инвалиды, искалеченные на войне, а также пожилые женщины -- почти исключительно наши соотечественники.

"Ненастоящих" нищих можно условно поделить на несколько категорий. Первая, самая многочисленная -- цыгане. Эти нищенствуют организованно, стараясь подмять под себя как можно больше "рыбных" мест. Сами просят редко, предпочитают курировать процесс -- находят инвалидов, женщин-украинок (желательно с детьми), голодающих старушек, в общем, всех согласных за тарелку супа отстоять целый день с протянутой рукой. Так что, подавая милостыню калеке с вполне славянской внешностью, вы, чаще всего, способствуете обогащению их "работодателей".

КАЛЕКИ ЖИВУТ ЛУЧШЕ ВСЕХ

Вторая категория -- молдаване. Схема во многом похожа на цыганскую, однако не брезгуют загонять в рабство своих соплеменников. Кстати, многочисленные "не местные погорельцы с Западной Украины" -- молдаване. Их акцент вполне сходит за западноукраинский. На станции метро "Гидропарк" мне удалось побеседовать с одной из представительниц этой "диаспоры". Рада -- довольно опрятно одетая смуглая женщина с лицом Матери Терезы. Она как раз присела на скамейку передохнуть, и несколько гривен, предложенные мной в качестве гонорара за интервью, были ей как нельзя кстати.

"Пострадавшей от наводнения" 30 лет, приехала она из Молдовы. В Киеве полгода, до этого несколько лет промышляла в Одессе, но что-то не поделила с собратьями по цеху и вместе с подругой подалась в столицу.

-- Живем мы у хозяина ("работодатель". -- Авт.) в частном доме в Новобеличах, недалеко от станции электрички. Всего нас там 9 женщин из Молдовы возрастом от 30 до 50 лет и три инвалида-украинца, но они живут отдельно -- в подвале. Как живем? Хорошо. Кормят нас нормально -- тарелка супа и хлеб два раза в день, по праздникам самогоном угощают. Чем расплачиваемся? Каждая должна собрать минимум сорок гривен в день, или останется без еды. Если больше соберу? Куплю себе поесть, нести деньги домой нет смысла -- отберут. Если несколько дней без выручки -- на ночь спускают в подвал, на потеху инвалидам... Калекам хорошо -- их кормят лучше и самогон каждый день, правда, и зарабатывают они больше. Хозяева находят их среди бомжей, некоторых отдают "сердобольные" родственники. Женщинам-молдаванкам дают "на работу" грудных детей, которых хозяин берет напрокат у местных алкашей за бутылку самогона. Тем, кто с детьми, подают больше. Детей поят водкой или кормят таблетками -- чтобы спали. У одной из женщин свой ребенок лет шести, она с ним ходит...

Вот такая "нормальная" жизнь. Тем не менее возвращаться домой Рада не хочет, хотя, по ее словам, у нее там есть семья -- родители, ребенок...

ГРАЖДАНИН ВСЕЛЕННОЙ

Таких, как он, кличут "сухими" или "сидящими на якоре". Они собирают подаяние деньгами на облюбованном "прикормленном" месте. Дядя Паша "настоящий" нищий -- говоря его словами, "ни кола, ни двора, да весь мир в "сидоре". Гражданин Вселенной!". История его жизни повторяет судьбу нашей страны: семья, работа, доска почета, перестройка, смерть жены, афера с квартирой...

-- И вот я здесь! -- дядя Паша широким жестом показывает на вокзал. -- Восьмой год уже. Ничего, живу... Я вам так скажу: человеку много не надо, как пташке Божьей -- и ладно. А остальное все -- суета. Нет, каждому свое, конечно, но сдается мне, что после того как жена умерла, не было у меня счастливей времени. И Бог с ней, с квартирой -- оставлять все равно некому было, да и держала она меня, как на цепи... А может, кровь заговорила? У меня ведь дед из цыган был...

"Сидеть на якоре", по признанию бомжа, гораздо удобнее, чем быть "ходоком" или "стоять в стойке". Меньше устаешь. В крайнем случае можно и вздремнуть. Ты спишь, а денежки идут. Хотя не все так гладко и в нищем промысле. Едва закемаришь, как тарелочку с подаянием раз -- и уведут. Этим либо конкуренты промышляют, либо детишки беспризорные. Поэтому “на якоре” лучше не дремать. Да и подают бодрствующему лучше. С алкоголем у дяди Паши отношения особые:

-- Выпить? Ни-ни! У меня рабочий день еще не закончился. Вот вечером поесть куплю, да грамм 150 в придачу... А больше -- нет, тем более в рабочее время. Кто ж пьяному подаст? Люди ведь тоже не дураки.

УБЕЖАТЬ ОТ ЦЫГАН ПОМОГ ТАКСИСТ

В отличие от "заякоренных" бомжей, "сухие в стойке" облюбовали переходы метро. Здесь не присядешь -- люди бегут, наклоняться некогда. "Опустившимся" бомжам это не под силу, поэтому самые ходовые места оккупировали не настоящие обездоленные, а те, для кого подаяние стало дополнительным источником дохода. Чаще всего в роли нищих выступают люди, имеющие крышу над головой и даже пенсию.

С одной из таких "стоячих" я познакомился в подземном переходе на Майдане Незалежности. Анне 48 лет, киевлянка, трое детей, инвалид 2 группы. Девочка 11 лет -- с ней, остальные двое -- якобы в школе.

-- Я редко выхожу -- раз-два в месяц. А что делать? На "инвалидные" деньги не проживешь, а тут в день можно собрать до 30 грн. Нет, сейчас милиция не гоняет, только иногда -- если смена нехорошая. Бывает, правда, рэкет "наезжает"... Ну, отдаю им десять гривен и все...

"Сухих в стойке" можно встретить и на оживленных перекрестках. Одно из самых "рыбных мест" такого типа -- светофор около станции метро "Днепр". Здесь "несет вахту" мужчина в камуфляже и на костылях. Зовут его Славик. Стаж попрошайничества у одноногого "афганца" -- 13 лет, за это время успел побывать в рабстве у цыган, однако сбежал от них и впоследствии сам стал "хозяином" этого места. "Пригрел" старика-инвалида, тот, якобы, ничего Славику не платит. Сам Славик тоже никому не платит, цыган с "точки" выгнал и "дружит" с ГАИ -- когда едет кортеж, милиционеры просят его уйти.

-- Как к цыганам попал? Да по глупости -- неопытный был, поверил их обещаниям. После того как ногу потерял, запил страшно, потом решил уйти от жены, думал: зачем я ей такой... А тут в пивной ко мне цыганка подходит, так, мол, и так, есть для тебя работа -- просить. Коляску тебе купим, будешь у нас жить, под присмотром. И все это за тридцать процентов от выручки. Ну я и согласился. Нет, кое-что они сделали -- инвалидную коляску мне достали, например. Но это не от большой любви, а чтоб подавали больше. Кормили сносно, а вечером еще и бутылку водки выдавали. Но ко всему этому -- постоянно били, но не по лицу, чтоб "товарный вид" не потерял. Деньги забирали все. Понятно, что такие "заработки" меня не устраивали. Однако сбежать от "благодетелей" было трудно -- во-первых, на коляске далеко не уедешь, во-вторых, со мной постоянно был кто-то из цыган. В конце концов мне удалось договориться с одним таксистом, чтобы он подъехал и помог мне быстро перелезть в машину. Сбежал я, слава Богу. Только вот коляску пришлось оставить... Но это я такой переборчивый попался, а в основном все довольны -- у цыган какая-никакая, а все же жизнь, люди... А так живешь один, слово некому сказать. Мне-то проще было -- меня жена ждала. Потом мы с ней на пару работать начали -- я с одним человеком, "хозяином", за место договорился, а она меня туда отвозила и со мной стояла. Умерла вот недавно... У кого жены нет, ищут себе женщину, чтоб приглядывала, на "точку" вывозила. Ну и процент, понятно, ей выплачивают... Сколько зарабатываю? Раз на раз не приходится, но сто гривен в день имею...

P.S. Многие считают, что среди нищих есть и миллионеры. Автор таких не встречал. Хотя в истории подобные случаи известны. В 1899 году на Митрофаниевском кладбище Москвы полиция задержала нищего из Таганрога Григория Павлова. При обыске у него были найдены 707 рублей наличными и сберегательная книжка, на которой лежало еще 900 рублей (денежки по тем временам немалые). Это факт. А уж слухов о миллионах, зашитых в нищенские матрасы, -- сами знаете, сколько... Прочитав изложенное выше, сами прикиньте, может ли такое быть.