1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (1162) за 27.05.2002

ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ ПУТАЮТ УМНЫХ И ПОСЛУШНЫХ

Шестой раз в Украине прошел Международный конкурс педагогов. Хорошая новость -- за первое место, как и прежде, торжественно вручили $ 3 000, несмотря на то что количество номинаций увеличилось. Неутешительная -- с завидным постоянством "золото" берут российские учителя. Не стал исключением и нынешний год. Сгоряча можно предположить: значит, наши хуже. Однако организаторы конкурса, который традиционно проходит в Международном детском центре "Артек", заверили прессу, что ума нашим педагогам хватает. Просто многие из них до сих пор не ведают, что есть место, где можно разбогатеть на несколько тысяч долларов.

"КОГДА СОБРАЛСЯ К ВАМ В ГОСТИ, НАЧАЛ СУШИТЬ СУХАРИ"

Журналистам как-то сразу приглянулся будущий победитель. У него чаще всех брали интервью, непрерывно щелкая фотоаппаратами, просили "сделать умное лицо". Конечно, никто до церемонии награждения наверняка не знал, что первое место возьмет именно он -- учитель математики из Астрахани Виктор Сероглазкин. Но многие на это надеялись. Жюри оправдало надежды.

На конкурсный урок в пятом классе Виктор Борисович пришел с двумя огромными сумками. "Когда собрался к вам в гости -- начал сушить сухари, -- пошутил сходу, распаковывая пакеты с хлебом. -- Когда вез через границу, все удивлялись: или отсидел, или наркотики прячет".

Все математические задачки и формулы вертелись вокруг этих "волшебных" сухарей. "Когда забросил 56 кусочков хлеба в духовку, начался футбольный матч. К несчастью треть сухарей сгорели. Сколько осталось?" -- спрашивает господин Сероглазкин. Через несколько секунд -- лес рук. "Всего я привез 300 сухарей, 25% -- из черного хлеба. Сколько кусочков белого?" Ребята будто родились с поднятыми руками. Играя с педагогом, они "щелкали" задачки, как семечки. За каждый правильный ответ Виктор Борисович вручал сухарик. Урок пролетел незаметно. К слову, сухарики у педагога Сероглазкина даже остались. Ими он еще несколько дней подкармливал членов жюри, коллег-конкурсантов и журналистов.

После просмотра всех экспресс-уроков, журналисты дружно решили, что определить претендентов на призовые места -- раз плюнуть. Да чего там гадать: если к середине занятия дети украдкой поглядывали на часы, то учителю однозначно не удалось доказать свое мастерство. Члены жюри прислушались к нашей "оригинальной" методике, но на обсуждение кандидатур призеров не пригласили.

-- Нам было очень тяжело определиться с победителями, -- признался после совещания, которое длилось несколько часов, один из членов жюри, ректор Крымского государственного гуманитарного института Александр Глузман . -- Одно дело -- видеозаписи уроков, которые нам заранее предоставили участники конкурса. Там они проводят полноценные уроки со своими учениками. Совсем другое -- сегодняшние 20-минутные экспресс-занятия. Времени "раскрыться" у конкурсантов было совсем мало, да и с учениками они познакомились только накануне выступлений. Это была просто борьба за выживание -- но как профессионально они выдержали испытание!

КОЭФФИЦИЕНТ УМА У... КОШКИ

Стыдно признаться, многие из нас и не подозревали, какой увлекательный народ -- учителя. Кому еще придет в голову определять с младшеклассниками коэффициент ума у... кошек? Только одному из конкурсантов -- доктору педагогических наук из Москвы Александру Савенкову. "Услышали как-то мои ученики, что кошек считают глупыми, -- рассказывал журналистам Александр Ильич. -- Одна из девочек тут же заявила: "Хочу доказать, что моя Алиса умная. Помогите". Я стал возражать. Дескать, вот собака много команд знает, а кошка -- нет. А она мне: "Собака -- послушная, а кошка -- умная. А вы, как все учителя, путаете послушных и умных". Пришлось помочь. Нашли в Интернете тест для собак, переделали его. Маша исследовала кошек всех одноклассников и защитила с блеском "диссертацию" об "умности" кошек.

Другой мальчик с помощью Александра Савенкова соорудил на бумаге детскую площадку. На защиту его проекта пришла глава муниципального округа. Выслушав доклад мальчика, она предложила: "Сейчас Лужков проводит конкурс "Московский дворик". Давай предложим и твой проект". Трудно поверить, но школьник победил маститых архитекторов. Сейчас его работу воплощают в жизнь. "А кто, как не ребенок, лучше знает, как должна выглядеть детская площадка?" -- скромно отреагировал на наши похвалы профессор.

В КАКИХ УСЛОВИЯХ ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ!

Учительница математики из Винницы Павлина Прилуцкая (завоевала II премию и соответственно $2000) уже множество лет работает по учебнику, который сама написала. Эта книга представляет собой толстую тетрадку, исписанную вручную. Выдать полноценный учебник ей до сих пор не позволяли средства. Теперь она стала знаменитой и богатой. Павлина Григорьевна с улыбкой вспоминает, как ее долго уговаривали принять участие в конкурсе, а она все сомневалась. Госпожа Прилуцкая радостно воскликнула на церемонии вручения наград: "Я не знаю, какие чувства испытывают те, кто получают "Оскар", но я думаю, что они не так счастливы, как мы сегодня".