1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (1162) за 27.05.2002

ИВАН-ДА-МАРЬЯ -- ПРЕСТУПНИКИ, А СИНЯЯ БОРОДА -- ПЕРВЫЙ МАНЬЯК

Никогда бы не подумала, что наш старый дружок, знакомый с детства Колобок, так бесславно окончивший свой жизненный путь, в древности был... девочкой. И звали его (ее) Калабушкой. Толстенькую круглую печеную лепешку, долго не черствеющую, хозяйки готовили только тогда, когда в доме не оставалось муки на обычный хлеб (поэтому-то бабушка и скребла по сусекам). Но история Колобка -- это еще цветочки по сравнению с "родословными" других сказочных героев.

ИВАНА ДА МАРЬЮ ОБВИНИЛИ В ИНЦЕСТЕ

Самые популярные герои русских сказок, молодец Иван и красна девица Марья, оказывается, были преступниками! Вот что рассказывают старинные купальские песни: когда-то жили брат и сестра, а когда выросли, то полюбили друг друга как... мужчина и женщина. И за такой грех поплатились жизнью -- превратились в маленький желто-синий цветок, который и назвали их именами. Девушки в ночь на Купала пели: "Ай, пойдем мы у темный лес. Ай, скинемся травою, что братейка с сестрою. На братейку желтый цвет, на сястрице -- синий. Будут девки краски рвать, брата с сестрою поминать. Где та травица, что брат и сестрица?" (в Купальскую ночь дозволялась абсолютная сексуальная свобода, а Иван-да-Марья были ее "вдохновителями"). Кстати, в славянских сказках и былинах нередко встречаются сюжеты, в которых женят брата и сестру. А в Полесье даже существовала такая традиция: чтобы в дом не забрела непрощенная душа, семья, увидев покойника, начинала громко говорить о будущей свадьбе сестры и брата.

"Кровосмесительное прошлое" и у лошаденки Сивки-Бурки-Вещей-Каурки. Во-первых, она зеброй была, и кличку ей дали благодаря черным и белым полосочкам по всему телу. Во-вторых, сказочная Сивка не просто летать умела. Согласно преданию, северный бог ветра Борей, превратившись в коня, посеял семя в дюжине кобылиц, пасущихся на лугу. Они родили двенадцать жеребят, которые умели летать, говорить и предсказывать будущее...

К БАБЕ ЯГЕ НА ПОКЛОН

Даже в нынешний век компьютерных бэтменов и джокеров непослушных детей по-прежнему пугают старой злющей Бабой Ягой. Зато наших маленьких предков ею никто не пугал -- совсем наоборот! Она была берегиней, о чем свидетельствуют многочисленные легенды о Золотой Бабе на одной ноге, которая считалась покровительницей семьи. Был даже храм Золотой Бабы, к которому шли из далеких земель, чтобы поклониться ее статуе и оставить у подножия свое подношение. Считалось, что если человек ничем не одарил богиню, он обязательно сгинет в пути.

Помните, что Бабка в сказках говорила, когда к ней в избу богатырь заходил? "Фу! Тьфу! Русским духом пахнет!" А чем же таким пах русский молодец, что бабка вынести этого не могла? Дело в том, что деготь, который использовали русские мужики для смазки обуви, имел очень неприятный запах. Он страшно раздражал их соседей-угров, которые смазывали обувь гусиным жиром. Если русский гость заходил в избу к уграм, после него еще долго стоял запах дегтя, то бишь "русского духа". Получается, что Ягушка-то наша -- иностранка, из угров родом. Домик ее -- обыкновенный амбар для хранения снеди, построенный на столбах, чтобы хищники не добрались. Туда можно было войти только со стороны лесной дороги, поэтому герои сказок и просили повернуться избушку "к лесу задом".

Еще одним прототипом бабкиной избы были ритуальные сарайчики "без окон и дверей". В домики клали тряпичных куколок в национальной длинной одежде из меха -- "яге". Так и появилась Баба-в-Яге или попросту Баба-Яга.

КОШКА, КОТОРАЯ ГУЛЯЕТ САМА ПО СЕБЕ

Почти во всех сказках о Костяной Ноге присутствует еще один популярный герой -- Кот, помогающий своим друзьям в большой беде и спасающий молодцев и девиц. Заметьте, в славянских сказках это животное всегда с хозяином и его детьми (наши предки считали кошку лучшей хранительницей детского сна). А в европейских кот -- сам себе хозяин: Кот в Сапогах Шарля Перро, ученый Мурр Гофмана... Забавные и необычайно загадочные существа. Улыбка Чеширского Кота из сказки "Алиса в Стране Чудес" вообще стала поводом для литературных исследований.

Да что там, давным-давно, еще в Древнем Египте богиня радости Баст изображалась в виде красивой женщины с кошачьей головой. А в Бубастисе нашли даже кладбище кошек. В этом городе любое издевательство над кошкой моментально наказывалось, часто смертью.

СИНЯЯ БОРОДА -- ПЕРВЫЙ СКАЗОЧНЫЙ МАНЬЯК

О народных сказках и их героях можно рассказывать очень много, но гораздо интереснее истории происхождения авторских сказок. Конечно, многие из них тоже вышли "из народа". "Синяя Борода", например, которую Шарль Перро написал во Франции три века назад, "выросла" из сплетен.

Трудно сказать, кто действительно был прототипом героя сказки, рассказывающей о богатом аристократе, который убивал своих жен. Но главный "подозреваемый" все же есть -- французский барон Жиль де Рэ, известный страстью к сексуальным извращениям. Говорили, что он сходился и с аристократками, и с красавицами из народа, обещал им золотые горы и титул баронессы. Но когда женщины ему надоедали, они просто исчезали... Правда, женат барон был всего один раз, а не семь, как говорится в книжке Перро.

А началось все с того, что молодого барона познакомили с несколькими алхимиками. Среди них был некий Франческо Прелати, который убедил дворянина, что ему служит сам черт и что тот может подарить ему чудесный эликсир власти. Барон "повелся". Помещения замка Тиффож он превратил в химические лаборатории. А Синей Бородой своего хозяина прозвали слуги, потому что испарения химикатов окрасили светло-русую бороду барона в дымчато-голубоватый цвет. Чтобы обеспечить лабораторию всем необходимым, де Рэ пришлось заложить несколько имений. Но он не расстраивался, потому что верил, что через каких-то пять-шесть лет у него будут кучи золота. Время шло, золото у барона так и не появилось, а земли нужно было выкупать. Совсем обезумевший, он привел своих солдат к заложенному замку, взял его штурмом и заковал хозяина в кандалы. Тогда уже перепугались остальные кредиторы и донесли на Жиля де Рэ. В "телеге" было все, даже ложь: насилия, убийства детей, сексуальные извращения. В суд вызывали слуг, родителей пропавших детей, горе-алхимиков. Барон под пытками сознался даже в том, чего не делал. Его приговорили к смертной казни через повешение. Похоронили Жиля с большими почестями, потому что он храбро служил королю. Кстати, Карл II разгневался на инквизицию, отобрал у нее все поместья казненного барона и отдал их его вдове и дочке.

Век спустя все забыли об увлечении барона химическими опытами, зато рассказы о его сексуальных извращениях обросли слухами. Стали появляться сказки о маньяке, губившем юных женщин. И Шарль Перро просто подхватил эту легенду.

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ -- ПАРОДИЯ НА "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

Некоторые сюжеты вообще ходили по рукам в прямом смысле слова -- от одного именитого автора к другому. Можно написать целый детективный роман о том, как Андерсен свое "Огниво" нашел в "Синей свечке" братьев Гримм, а Белоснежка и Спящая красавица -- две знаменитые сестрички... Или такая история: когда-то во французском фольклоре был сюжет о девушке, которая добровольно пошла жить в замок страшного Чудища, которое в нее влюбилось и стало прекрасным принцем. Легенду подхватила некая Мадам Лепренс де Бомон. Написала незамысловатую сказку и издала под своим именем. А в русском фольклоре, оказывается, тоже был такой сюжет. Маленький Сергей Аксаков услышал нечто подобное от ключницы Пелагеи во время своей болезни. Уже в конце своей жизни Аксаков написал сказку "Аленький цветочек", а опубликовали ее в 1858 году. Десять лет назад "Аленький цветочек" с подачи вездесущего Уолта Диснея трансформировался в яркий полнометражный мультфильм "Красавица и Чудовище". Правда, милая сказка почему-то превратилась в американский боевичок с мелодраматическим уклоном. Естественно, в мультике нет ни скромной Аленушки в сарафане, ни доброго отца-купца. Зато есть здоровая шустрая девица, полоумный папаша и толпа хулиганов, штурмующих замок несчастного Чудовища. Правда, конец сказки -- весьма "хэппи". Страшилище становится принцем и женится на Красавице. Мультик, кстати, получил два "Оскара".

ОТКУДА ДРОВИШКИ?

Есть еще и два знаменитых сказочных братца -- Буратино и Пиноккио. Еще в древних мифах многих народов люди были созданы из дерева и его плодов. Например, в меланезийских сказаниях первый человек "родился" из кокосового ореха. У индейцев людей выточили боги из орехов пальмового дерева. В кетском сказании человек появился из палки. А в карельских мифах есть сюжет, по которому маленького человечка вытачивают бездетные старики из ольховой чурки -- вот тебе и Буратино.

Но здесь пути деревянных человечков расходятся. Один, Пиноккио, отправляется в Италию, а второй, Буратино, в Россию. Как-то раз редактор итальянской газеты для детей попросил писателя Карла Коллоди сочинить сказку-приключение с оригинальным персонажем. Всего за одну ночь автор придумал деревянную куклу, которая вечно совала нос туда, куда не следует. Коллоди назвал ее Пиноккио (от итальянских слов "сосна" и "орех", т.е. "сосновый орешек"). За два года было напечатано целых тридцать шесть глав. В конце концов, Коллоди это надоело и он превратил деревянную марионетку в живого мальчика с симпатичным, курносым, вполне нормальным носом. Книжка Карла Коллоди надолго стала бестселлером. Она была переведена на 87 языков, существует 27 ее официальных продолжений, 400 раз сказку ставили на сцене театров и экранизировали. Смешной мальчуган покорил Европу. И вот в начале века он добрался до России. В 1924 году сказка была опубликована под редакцией Алексея Толстого. А чуть позже "Пионерская правда" напечатала историю о мальчике из полена под названием "Золотой ключик, или Приключения Буратино" того же Алексея Толстого. В предисловии говорилось: "Когда я был маленький, читал одну книжку: она называлась "Пиноккио, или Похождения деревянной куклы". Я часто рассказывал друзьям о приключениях деревянной куклы. Но так как книжка потерялась, то рассказывал каждый раз по-разному, выдумывая такие похождения, которых в книге совсем и не было. Теперь через много-много лет я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка"... Вот так родился младший брат Пиноккио.

Толстой довольно существенно изменил сюжет и переименовал героев. Итальянский столяр Дженетто стал папой Карло (возможно, дань уважения Карло Коллоди), мальчишка из полена -- Буратино (по-итальянски -- "деревянная кукла"), забегаловка "Красный Рак" -- "Харчевня Трех Пескарей". Имя "отличницы" Мальвины тоже возникло не случайно, с древне-германского оно означает "друг справедливости". А у Буратино, в отличие от Пиноккио, нос был длинным от "рождения", а не от вранья.

Зато с Карабасом-Барабасом исследователи помучились. В образе злого Карабаса-Барабаса (кстати, и это имя не было придумано Толстым, а заимствовано у Шарля Перро), который плеткой гонял своих кукол, современники узнавали режиссера-самодура Мейерхольда. Некоторые считают, что имя произошло от имени еврея Барабаса, воплощающего собой настоящее исчадье ада. Так звали разбойника из Евангелия, вместо которого был распят Христос -- в переводе Нового Завета на русский язык имя грешника звучит как Варавва.

...В сказках больше правды, чем мы предполагаем. Не зря они часто заканчиваются словами: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Это наше прошлое. Кто знает, может, уолтдиснеевские богач-селезень Скрудж МакДак и дятел Вуди -- это просто современные Гадкие утята?