1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №118 (1166) за 31.05.2002

КАЖДЫЙ УКРАИНСКИЙ ЛИФТ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МОЖЕТ СТАТЬ УБИЙЦЕЙ

На днях в Киеве произошел случай, который заставил вновь поднять тему состояния лифтового хозяйства. В доме по ул. Лайоша Гавро из-за поломки лифта едва не погиб младенец. Девочка осталась жива, но получила травмы ног.

Председатель правления АО "Укрлифт" Анатолий Луковина считает, что ребенку еще повезло. Случаи гибели людей в лифтах исчисляются десятками. Общей статистики по ЧП в лифтах не ведется. Но только в прессе за последние пару лет упоминалось о нескольких десятках трагедий. Так, в октябре 1999 года 51-летняя одесситка разбилась насмерть, пытаясь выбраться из лифта, застрявшего между этажами. В декабре 1999 года в шахту лифта в одном из домов по улице Мостицкой в Киеве упал 8-летний мальчик. В Лисичанске 4-летний мальчик, играя с дедушкой, хотел спрятаться и оперся спинкой о двери шахты лифта, а они разъехались, и он упал в пустоту. Это был долгожданный, поздний ребенок. Дедушка в отчаянии повесился. Его жена, придя домой и обнаружив два трупа, хотела выброситься в окно. Ее вытащили буквально за юбку, но, говорят, рассудок у нее после этого помутился.

Перечень трагедий можно продолжать. А с оглядкой на состояние лифтового хозяйства можно смело прогнозировать, что число жертв "домашнего" транспорта будет расти, причем в прогрессии.

Массу хлопот лифтовикам доставляют вандалы, снимающие электродвигатели, тормозные катушки, реле, контакторы и алюминиевые пороги, без которых двери превращаются в свободно движущийся фартух. Но есть проблемы и кроме "металлоискателей". Как рассказал Анатолий Михайлович, из 110 тыс. лифтов, которые эксплуатируются в Украине, свой нормативный срок (25 лет) отработали 10 тыс. А из 18 тыс. столичных лифтов в ремонте или замене нуждается больше половины. Так, только из 4477 лифтов, находящихся на балансе управления "Киевлифт-3" (среди них -- и лифт в доме на Лайоша Гавро, где произошел несчастный случай), 922 отработали более 25 лет, еще 203 -- более 30. В частности, лифту, который чуть не стал убийцей, 29 лет. По нормам, его, как и всех остальных "старичков", нужно было бы подвергуть экспертному исследованию, но... эта работа в Украине сейчас не проводится вообще.

Причина -- все та же, уже набившая оскомину: отсутствие денег. По состоянию на 20 мая "Укрлифт" получил всего 32% необходимой суммы. Рабочим не выплачивается зарплата по 13--15 месяцев (в Киеве -- 4), нет денег на закупку деталей, а уже тем более -- на замену "убитых" лифтов.

Выхода из сложившейся ситуации лифтовики не видят. По крайней мере -- на ближайшее время. Лифты представляют собой сегодня места повышенной опасности, причем чуть ли не каждый первый. И спокойно себя может чувствовать сегодня только тот, кто ходит пешком.