1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №119 (1167) за 01.06.2002

"В ДЕТСТВЕ Я СЧИТАЛ ПЛОХИМИ ТЕХ, КТО НЕ БЫЛ ПОХОЖ НА МЕНЯ"

Вчера на Ваганьковском кладбище в Москве похоронили Виталия Соломина. Это кажется невозможным: вот же он, такой родной, светлый, обаятельный!.. Его смерть многие восприняли как уход близкого человека. А когда уходит близкий -- не станешь же перечислять его заслуги и звания? Хочется вспомнить его таким, каким он был...

"СТАРШЕМУ БРАТУ НЕ СТЫДНО ЗА МЛАДШЕГО"

"Все, кто меня знает, считают, что у меня очень тяжелый характер. Я упрямый, а порою даже вредный", -- отвечал Виталий Соломин тем, кто ожидал встретить в его лице добродушного обаяшку-простака с экрана. За внешней (киношной) мягкостью таилась северная сила и твердость. Крепкая дальневосточная закваска. Недаром Андрон Кончаловский, снимавший Виталия Соломина в "Сибириаде", за стойкий характер прозвал его "каменным цветком".

Полгода назад отмечали его 60 летие. Виталий Мефодьевич выглядел очень молодо, только вот усталость во взоре читалась -- уж очень много он мотался, и играл, и спектакли ставил, и преподавал одновременно во ВГИКе и в Щепкинском, и книжку пытался писать...

Юрий Соломин, на правах худрука театра, тогда высказался: "В Малом театре существует традиция -- юбилеи празднуют, начиная с 60 лет. Считается, что именно в этом возрасте артист, режиссер достигает творческой зрелости, и в то же время у него еще все впереди. У него огромный потенциал -- творить и творить... Никогда не представлял себе, что придется поздравлять младшего брата с 60-летним юбилеем. Ощущаю большую ответственность -- я ведь единственный его старший родич и поздравляю его от имени все нашей семьи. Старшему брату не стыдно за работу младшего в искусстве!.."

"Я БЫЛ ЗАНЯТ КИМОНО И ПОЦЕЛУЯМИ"

Соломины родом из Читы. Виталий родился 12 декабря 1941 года, Юре к тому времени уже было целых шесть с половиной лет. Авторитет был -- ого-го!

"В детстве и юности я завидовал своему старшему брату, который решил, что станет артистом, и упорно шел к намеченной цели, -- рассказывал Виталий. -- В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену.

...Чита -- это военное детство. 41-й год. Хотя боев в наших местах не было. Я видел только пленных японцев. Но и они к нам как бы не имели отношения. Их вроде жалко было, дружили даже. И "Тарзан". Вот такое соединение: военные, "Тарзан", еда. Еды было мало... Появились японские трофеи. Весь парк был заставлен роялями, вешалками с одеждой. И вот мне купили почему-то черкеску, а моей соседке -- она была на один день старше меня -- кимоно. Брат посадил нас в телегу-двуколку (уж не знаю, где он ее нашел), сам впрягся в нее и сказал, чтобы мы целовались. Он бегал по всему городу, что-то кричал -- не помню, потому что я был занят этим кимоно и поцелуями. Мы целовались часа три...

Я был импульсивным, поддающимся настроению, очень нетерпимым, агрессивным, считал плохими тех, кто не был похож на меня. Сразу многим хотел заниматься: несколькими видами спорта плюс еще играл в драмкружке, и, мечтая о карьере певца, собирал разные ансамбли. Время было забито, но и творить всевозможные безобразия успевал, например, таскал огромные сочные огурцы со школьного огорода. По-разному хулиганил...

Дрался я до 5--6 лет. А потом со мной что-то произошло, я не мог ударить человека. И в своей жизни я только один раз ударил человека, и то потом мы разобрались и подружились. Много лет я занимался боксом, но все время получал предупреждения за неведение боя. Научился уходить, закрываться, прыгать, не мог только ударить... Я хотел, чтобы другие считали меня мужественным, уверенным в себе человеком. И все свои увлечения скрывал, чтобы никто не догадался, чем я на самом деле занят. Вот иду себе по улице. Все думают, что я такой важный, а внутри меня все кипит и я играю в разные придуристые игры. На лошади скачу, ковбоя изображаю..."

ОДИН ЗА ВСЕХ -- ПО ВОДОСТОЧНОЙ ТРУБЕ

Родители мечтали, чтобы сын стал пианистом, однако Виталий пианино невзлюбил и музыкальную школу бросил. А после школы уехал из Читы в Москву в Щепкинское училище -- никаких других театральных вузов он и не знал, а, кроме того, в "Щепке" учился старший брат Юрий. Отец напутствовал его словами: "Все правильно, сын. Падать -- так с белого коня".

"Перед вступительными экзаменами со мной в первый и последний раз в жизни занимался брат. Помню, как он сидел с важным видом, закинув ногу на ногу, и слушал меня. Эдакий Станиславский... Не кормил даже специально!

В Щепкинском училище был талантливый курс, но жутко безалаберный, и нас постоянно пытались в этом уличить, ткнув носом. Однажды завуч пошла на крайние меры: закрыв аудиторию, где царил полный бардак и хаос, вызвала руководителя курса Николая Анненкова, чтобы он на все это полюбовался. Я, чтобы спасти положение, по водосточной трубе через окно проник в эту комнату, все там убрал, вычистил -- и тем же путем вернулся обратно. И когда комиссия во главе с Анненковым открыла дверь, ее взору предстала идеальная чистота".

КАК ФИЕСКО ПОТЕРПЕЛ ФИАСКО

Его пригласили в Малый театр еще студентом -- со второго курса Виталий репетировал во "взрослой" труппе и прослужил этой сцене 40 лет. Лишь однажды попытался уйти -- в 87-м, в Театр Моссовета. Судачили о сложных взаимоотношениях с братом, но сам Виталий Мефодьевич был более чем корректен: "О родственниках, о женщинах, о любимых я не распространяюсь". А через два года он вернулся в Малый. И именно после того, как этот театр возглавил Юрий Мефодьевич. Братья воссоединились. Хотя и в конце жизни Виталий говорил: "Нас с братом объединяет лишь то, что мы оба служим одному делу -- искусству театра и кино".

И еще: "Хобби у меня нет. Но я очень люблю все, что связано с театром. Люблю участвовать в создании декораций, костюмов, вообще реквизита. Мне нравится ставить трюки..."

Его любили в театре и... немного побаивались -- уж слишком серьезно он относился к делу. Смешно, но легендарная Елена Гоголева, которая в свои 80 лет играла в дуэте с 37-летним Соломиным в спектакле "Мамуре", писала: "В глубине души я понимала, что кажусь им (братьям Соломиным. -- Авт.), особенно Виталию, несколько отсталой и старомодной. От этого я чувствовала скованность на репетициях. Да и просто побаивалась холодных глаз Виталия..." А потом она устроила хитрый трюк: попросила его... помочь ей -- великой Гоголевой! -- в освоении новой актерской техники. Он все понял. И с того момента стал одним из самых любимых партнеров Елены Николаевны. Она рассказывала всем, как училась у него...

Ну а уж о молодых и говорить не приходится. Вспоминает Александр Клюквин: "В спектакле "Заговор Фиеско в Генуе" Виталий Соломин, уже известный артист, играл Фиеско, а мы -- студенты -- охрану герцога. Мы с ним в противоположных лагерях. Вышел довольно забавный спор. Виталий сказал режиссеру Леониду Хейфецу: "Эти немцы-охранники -- все не по правде, понарошку. Если я захочу зарезать герцога, то зарежу". Я, услышав это, возразил: "Не зарежете!" Он говорит: "Спорим?" -- "Спорим!" -- "На что?" -- "На что хотите!" -- "На пиво". -- "Хорошо, на ящик". Вызов был брошен. На следующей репетиции все затихли -- ждали продолжения. Вдруг боковым зрением я заметил какую-то тень. До появления Фиеско-Соломина еще оставалось время, но чутье подсказало: сейчас будет нападение. И я, невзирая на то, что должен был стоять неподвижно, резко развернулся и поймал Соломина. Он бежал на герцога с кинжалом в руке. Я схватил его, повалил на пол, мы приставили ему ножи к горлу. Поймали... И вот -- следующая репетиция. Мы снова на сцене, открывается люк, из него появляются две руки и выставляют прямо на сцену ящик пива. Затем поднялся Виталий Мефодьевич и сказал: "Я проиграл!" Это было красиво... Виталий -- один из идеальных партнеров. Он умеет дать тебе ровно столько "воздуха", сколько тебе нужно, и ты работаешь с ним вместе, в сцепке, в тандеме. Партнер для него -- это святое".

На самом деле, не только актерские и режиссерские таланты ценили в нем коллеги. Соломин, хоть и старался казаться серьезным, строгим, не мог удержаться от широких жестов искреннего добряка. "Я люблю устраивать праздники, -- признавался Виталий. -- В театре это знают и их ждут. Осетра однажды достал такой величины, что в печку не помещался. А однажды я в театре Новый год в марте устроил. Скучно стало, я и устроил. С елкой, с Дедом Морозом -- все, как полагается..."

Он обожал своего коккер-спаниеля Романа и мечтал... завести лошадь.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОХИЩЕНИЯ СТОЛА С МУСОРКИ

"Искусство -- это воплощение всего самого лучшего и самого доброго, что может выразить человек. Ни о каком развале его или деградации не может быть и речи. Развал, распад... Такое впечатление создают те, кто зарабатывает себе на хлеб тем, что создает впечатление!" -- возмущался Соломин. А еще Виталия Мефодьевича возмущало нищенское положение этого самого искусства: "У меня, народного артиста, работающего в старейшем национальном театре страны, зарплата меньше, чем у уборщицы!"

Но он мог любую тему обсуждать как всерьез, так и шутливо. Даже бедность. Как веселились Соломины, рассказывая пришедшей к ним в гости программе "Пока все дома", как Виталий Мефодьевич притащил с помойки шикарный деревянный стол! А сам добытчик даже в подробностях изложил технологию процесса:

"На нос надеваются темные очки. На лоб напяливается кепка. Обязательно надо поднять воротник и с независимым видом хромать на левую ногу. Другие прохожие, глядя на вас, должны думать, что вы просто хромаете себе мимо. Хромать надо, чтобы оправдать палку, которая будет в ваших руках. Лучше, если палка будет железная. Ее надо уметь быстро воткнуть в бак и быстро прощупать помои. Главное, чтобы все подумали, будто стол, который стоит рядом с баком, вас вовсе и не интересует. Но как только вы увидите, что никого рядом нет, хватайте стол и быстро бегите с ним!.."

Теща Виталия Соломина призналась: "Когда я смотрела его первый фильм "Женщины", а Машка еще ребенок была, что-то в душе екнуло. Я подумала: "Вот бы Маше встретить в жизни такого человека..."

"А ПОТОМ ОН СКАЗАЛ: "ИЛИ Я, ИЛИ КИНО"

С женой, Марией Антониновной, они прожили вместе больше 30 лет. Виталий Мефодьевич шутил, что "жену по отчеству подбирал -- чтобы постраннее моего было". К одному из юбилеев он посвятил своей Антониновне поэму -- а ведь никогда в жизни ничего не рифмовал! Они вырастили двух дочерей. Старшая из них, 28-летняя Настя, уже сама родила двоих сыновей. Танцевала в ансамбле Игоря Моисеева. Младшая, 17-летняя Лиза, учится в МГУ. Мария Соломина -- дизайнер. Хотя познакомило их с Виталием кино: когда Маше было 17, Петр Тодоровский снял ее в фильме "Городской романс".

"Нас тогда пригласили обоих, -- рассказывал Виталий. -- Но Машу утвердили, а меня нет. Маша была на съемках в Одессе, а я оставался в Москве и делал вид, что очень занят. А сам в это время копил, копил, поднакапливал денег и прилетал туда. Три дня гулял так, что она думала, будто я миллионер. Через три дня деньги кончались, я принимал суровый вид и, глядя в сторону, говорил: "Работа, работа!" и быстро исчезал. Так продолжалось какое-то время. А потом съемки из Одессы переехали в Москву, а наш театр поехал в Одессу на гастроли. И мне пришлось теперь летать из Одессы в Москву дня на два. Потом уже на день: копить становилось все трудней. Но дело было сделано, она уже поняла, что я крутой, богатый.

Мария Антониновна: "А потом он сказал: "Или я, или кино". Я выбрала его".

Соломин: "А потом у нее было еще три фильма. Это мой принцип: вначале решительно отказать, потом решительно согласиться..."

Однажды они все-таки снялись вместе, сыграв беззаботную парочку, Бонни и Стасси в "Сильве". Виталий Мефодьевич вспоминал: "По сценарию мы должны были поцеловаться. И это доставило нам немало хлопот. Знаете, с любой женщиной поцелуюсь перед камерой, если это необходимо. И сделаю это совершенно спокойно, но с женой!.. Мне было стыдно. Ведь это только наше, интимное..."

"НЕПРИСТУПНЫЙ ОСТРОВ В ОКЕАНЕ БУДНЕЙ"

В детстве одним из любимых писателей Соломина был Артур Конан Дойл. Доктора Ватсона он представлял себе "пузатым и низеньким человеком". А через несколько десятилетий англичане объявили Василия Ливанова и Виталия Соломина "лучшими Холмсом и Ватсоном на континенте". Когда перед съемками последней серии им долго не давали сценарий, Соломин даже заметил: "Вы думаете, будто мы в самом деле уже Холмс и Ватсон?"

Они и в жизни стали большими друзьями. Василий Ливанов: "Я бы сравнил Виталия Соломина с островом в океане жизненных будней, островом неприступным, к которому трудно пробиться сквозь рифы и мели. Но кому удается это сделать, те уже не могут с ним расстаться".

...Около двух лет Соломин как режиссер работал над постановкой спектакля "Свадьба Кречинского". "Я не предполагал, что получится мюзикл", -- говорил он потом. Но сегодня это одна из немногих постановок Малого театра, неизменно собирающих аншлаги. В этом спектакле драматические артисты одного из самых ортодоксальных театров запели, а сам Соломин, по словам коллег, "бегал три часа кряду" и садился на шпагат.

В тот день, 24 апреля он смог доиграть лишь первый акт. Еще до начала спектакля Виталию Мефодьевичу стало плохо, но неписанное правило великих артистов гласит: ты можешь пропустить репетицию или спектакль только в одном случае -- если ты умер... И он пошел на сцену. А в антракте его на руках унесли за кулисы и увезли в больницу с диагнозом "кровоизлияние в мозг". Врачи говорили, что состояние артиста тяжелое, но стабильное. А в последнее время замечали некоторое улучшение. Увы...