1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №119 (1167) за 01.06.2002

ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ

Это случилось 2 июня (20 мая) 1892 года. "При проходе по улице вагона тротуары были усеяны публикой, интересующейся электрическим трамваем; движение вагона сопровождалось шумом, происходившим, как надо полагать, от трения блока", -- писала на следующий день одна из киевских газет. Трамвай, пришедший на смену конному и паровому транспорту, стал первым во всей царской России и вторым -- в Европе. Его маршрут пролег "по Александровской улице от подъема у церкви Рождества до Александровского сквера", а по нынешнему -- по Владимирскому спуску от Европейской площади до Почтовой. По одноколейке длиной 1,5 км курсировали попеременно всего два вагона.

Первый электрический трамвай в народе сразу прозвали "тяни-толкай" -- за то, что вагоны имели водительские кабины с обеих сторон (последние "тяни-толкаи" исчезли со столичных улиц 15 декабря 1987 года: в этот день был разобран участок пути от ул. Саксаганского до "красного" корпуса Университета им. Шевченко по ул.Толстого).

Власти позаботились об удобстве пассажиров: по маршруту следования были устроены 6 павильонов для публики, где бы она могла ожидать вагоны в случае ненастной погоды. А вот того, что трамвай станет помехой для телефонной связи, к которой киевляне приобщились несколькими годами раньше, никто не мог и предположить. Однако если до появления трамвая связь между абонентами прерывалась лишь в грозу, то потом -- каждый раз, когда над телефонным кабелем проходил вагон. И такое неудобство жителям окрестных районов приходилось терпеть до 50-х годов XX века.

Первую трамвайную линию закрыли вскоре после того, как на Подол провели метро. Теперь о ней напоминает лишь памятный знак, недавно установленный на Почтовой площади.