1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (1168) за 03.06.2002

ТВОРЧЕСТВО НА ЗОНЕ: СВЯТОЕ И ГРЕШНОЕ

В представлении обывателя зона -- это небо в клеточку, постная перловка, "чифир", вши и железные нары. Придирчивые надзиратели, небритые хмурые зэки... Доля правды в этом есть, однако мало кто знает, что именно в колонии у осужденных проявляются такие таланты, о которых на свободе они и не подозревали. Хладнокровные убийцы, циничные насильники, серийные воры становятся художниками, скульпторами, поэтами. Наиболее популярно творчество на религиозные мотивы. Это -- святое, не для широкой публики. Но и без грешного, как это всегда бывает в жизни, не обходится.

МАДОННА ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ

Ольга хорошо училась в школе, поступила в институт, получила диплом экономиста. Устроилась работать товароведом. Мечтала, что ее жизнь будет счастливой и обеспеченной. Но получилось совсем иначе. С пятилетним ребенком на руках 27-летняя Ольга вышла замуж за Николая. Свадьбу сыграли в мае 1989 года. Поначалу молодожены друг в друге души не чаяли. Однако через три с половиной года все изменилось. Ольга забеременела, а чувства Николая охладели. Он признался Ольге, что хочет вернуться к своей первой жене. А через пару дней просто выставил Ольгу за дверь...

Несчастная женщина, прихватив своего первого ребенка, переехала к матери. А к Николаю переселилась его предыдущая пассия. Ольга прорыдала несколько дней, а когда слезы просохли, возникла ненависть. Бессонными ночами женщина обдумывала план мести. Однажды в воскресенье, 13 февраля, в канун Дня всех влюбленных, Ольга взяла топор и пошла к дому бывшего мужа. Несколько часов брошенная женщина простояла под окнами неверного любимого. Дождавшись, что парочка уснула, Ольга своим ключом открыла дверь, зашла в спальню и начала рубить топором своих обидчиков. Топор поднимался в воздух и опускался на кровать, пока та не превратилась в кровавый бассейн.

Вся забрызганная кровью, Ольга выбежала на улицу. Топор и одежду сложила в мешок и спрятала его на кладбище. Когда на следующий день в дом к ее матери пришла милиция, Ольга вела себя как ни в чем не бывало. Только позже, когда у правоохранителей появились неопровержимые доказательства, женщина созналась в двойном убийстве. Потом был суд и приговор -- пятнадцать лет лишения свободы. Долгие годы за решеткой оставляют отпечаток на любом человеке, тем более на женщине. Ольгу спасает лишь то, что она научилась рисовать. Это и держит ее "на плаву". Последняя работа Ольги -- икона с изображением Девы Марии с младенцем. Когда на нее смотришь, хочется плакать. Видимо, Ольга не может простить себе, что двое ее маленьких детей растут без матери...

КАЖДОЙ КОЛОНИИ -- КРУЖОК "УМЕЛЫЕ РУКИ"!

Икона, написанная Ольгой, и около сотни других работ заключенных были представлены в Киево-Печерской Лавре на выставке, организованной совместно с Синодальным отделом по взаимодействию с военными формированиями, Украинской Православной Церковью и Госдепартаментом Украины по вопросам исполнения наказаний. До этого, в апреле конкурс проходил на территории колоний, в нем приняли участие 96 осужденных. Лучшие работы были отобраны начальством и переданы на второй тур в Госдепартамент. Здесь работало профессиональное жюри -- священнослужители УПЦ и искусствоведы. Они выбрали несколько десятков экспонатов, которые отправили на выставку в Лавру. Часть выставочных работ будет продана с аукциона. 70% вырученных денег переведут на лицевые счета заключенных, а остальные 30% -- на покрытие затрат, связанных с организацией выставки.

Выставка разместилась в военно-полевом храме-палатке. Кроме иконы Девы Марии, наше внимание особенно привлекло пасхальное яйцо, расписанное бисером. Это работа 16-летней Светланы. Девочка родилась в неблагополучной семье. Ежедневные родительские пьянки-скандалы гнали ребенка из дому. Света практически жила на улице, просила милостыню, собирала объедки из мусорных баков. Позже попала в интернат. Там ей стало немного легче. А сейчас 16-летняя Светланка находится в Мелитопольской девичьей колонии. Поделки из бисера -- ее единственная отдушина.

-- За последнее время в пенитенциарной системе многое изменилось. К заключенным стали относиться гуманнее. В каждом спецучреждении выделено помещение под кружок, так называемые "умелые руки", -- рассказал для "Сегодня" Олег Безорчук, замначальника отдела Управления воспитательной и социально-психологической работы со спецконтингентом Госдепартамента Украины по вопросам исполнения наказаний. -- Заключенным выдаются инструменты и все необходимое для поделок. Они работают под наблюдением администрации колонии.

Кроме того, теперь в жизни заключенных все большее место занимает религия. Во всех украинских пенитенциарных учреждениях созданы условия для верующих осужденных. Правда, храмы построены только в Ивано-Франковской, Коломыйской и Зябовской колониях, а в остальных -- молитвенные комнаты, причем как православные, так и баптистские. Существует даже одна мусульманская мечеть в Керченской колонии (АРК).

РАСКАЯВШЕГОСЯ ТРИ МУЗЫ ПОСЕТИЛИ

Прошлой осенью наша газета рассказывала о 38-летнем заключенном Коломыйской колонии -- Евгении Приходько, который сам расписывает церковь на территории зоны. Большинство его работ -- приблизительные копии росписей Владимирского собора, Киево-Печерской Лавры. Есть и свои образы, которые явились ему после чтения Библии.

До заключения Евгений в Бога не верил и Священное Писание не читал. Работал инженером в научно-исследовательском институте, учился в аспирантуре, которую так и не окончил. От двух браков у него есть дочь и сын. Однако единственный человек, кто приезжает к Евгению на свидания, -- это мама. Она покупает и привозит ему краски, которых немало нужно для его икон. Евгению осталось около двух лет до конца срока. Тринадцать он уже отсидел за... убийство таксиста.

Сейчас у Жени, как и у многих раскаявшихся заключенных, совсем иная жизнь -- они чтят церковные каноны и каждый день смотрят в глаза святым. Кроме занятий живописью, Женя пишет слова и музыку к собственным песням. Это еще один из способов коротать тянущееся, как резина, время на зоне и хоть как-то показывать свое исправление. Тематика литературного творчества осужденных сводится к самому дорогому, чего так не хватает за решеткой -- жажде свободы, воспоминаниям о любимых, родных, друзьях. Между строк прочитывается боязнь потерять все и всех, кто был дорог. Почти в каждом стихотворении -- слова раскаяния и осуждения самого себя за содеянное.

В 2000 году в Украине была издана книга "Творчість за гратами", в которой помещены лучшие стихи и проза зэков. Вот строфа из стихотворения осужденного в Николаевской области:

"Боюсь я в зверя превратиться
И по законам волчьим жить,
Где каждый только и стремится
Другому глотку перегрызть!
Боюсь! От страха цепенею.
Но не сдаюсь -- с собой борюсь..."

ТАТУ НА ЗОНЕ В ПОЧЕТЕ

Все вышеописанные виды творчества поощряются и всячески развиваются администрациями колоний. И это справедливо: ведь в работы, посвященные религиозной теме, заключенные вкладывают свою душу и сердце, над ними они размышляют о грехах, о своей несложившейся судьбе. Однако не все талантливые зэки ограничиваются росписью икон и украшением храмов ликами святых. На зонах есть мастера так называемого "теневого творчества". Одно из его направлений -- изготовление "тюремных клинков". Это ножички с замысловатыми узорами на лезвии и очень красивыми рукоятками. "Клинки" используют в качестве сувениров. Зэки пытаются передать ножичек на свободу во время свидания или вынести с собой, когда освобождаются.

Отдельная тема -- тюремные татуировки. Это не просто рисунки на теле, а самые настоящие знаки отличия, присущие тому или иному бандитскому рангу. А его соблюдают в этих местах очень строго. И не приведи Господь присвоить себе (сделать самостоятельно) татуировку, которой ты не заслуживаешь. Например, тату перстня на пальцах рук или ног отражает "вес" ее владельца в воровском мире. У авторитета перстень должен быть в форме картины, на которой -- три церковные колокольни и два туза, а у "мокрушников" на перстне красуется пирамидка из трех черепов.

С предложением сделать татуировку к новоприбывшему обращаются довольно скоро. Наколка как бы привязывает вас к тюремному клану. Отказаться от тату -- создать себе проблемы со стороны зэков-старожилов. Так что, если вы увидите на татуировке змею в короне, черепа, кинжалы, звезды со всякими страхолюдинами и чертями, знайте: перед вами человек, изнутри знающий "прелести" тюремной жизни. Кстати, и в наколках может присутствовать тема Господа: пытаясь воплотить тоску по воле, тюремные художники выкалывают на теле обереги. Обычно это -- ангелы, церковные купола, Иисус Христос... Эти тату считаются высшим пилотажем.

Отличительная черта женских тату -- сентиментальность. Надписи, типа "Мама, прости!" или "Черная роза -- эмблема печали" часто встречаются на дамских татуировках. Осужденные женщины часто заказывают "боди-арт" из цветов. Самый популярный цветок, конечно же, роза. А поскольку "грудная площадь" у женщин значительно больше, чем у мужчин, то художественные возможности значительно расширяются. На дамском бюсте делают... движущиеся тату. Например, соитие, страстный поцелуй или мордобой двух барышень из-за мужика. Аналогичными сюжетами украшают и дамские ягодицы. Во время ходьбы вытатуированные сюжеты как бы оживают.

Ну и, наверное, самое необычное произведение тюремного искусства -- изделия из... хлеба. Чтобы слепить небольшую фигурку, понадобится более десяти хлебных буханок и столько же помощников. "Подмастерья" часами сидят и пережевывают мякиш, а потом из этого псевдопластилина "мастер" лепит черта. Поделку покрывают специальным лаком и высушивают. Один из таких хлебных уродцев имеется в "арсенале" отдела "Криминал" нашей газеты. Его подарили корреспонденту "Сегодня" на одной из украинских зон.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Какими бы талантливыми ни были зэки, некоторые из них, выходя на свободу, забрасывают искусство и принимаются за старое, то бишь возвращаются на преступную тропу. Они снова попадают за решетку и снова начинают каяться. Может быть, это происходит из-за того, что государство не совсем готово принять освободившихся зэков, а возможно, они сами не пытаются устроиться в жизни. Однако как бы там ни было, каждый вправе решить -- жить ли ему на грани "фола" или по правилам общечеловеческой морали.