1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №121 (1169) за 04.06.2002

ПОЛЕТЫ ЗА ГРАНИЦУ ПОДЕШЕВЕЮТ

Парадоксальное на первый взгляд утверждение, не так ли? Между тем мы далеки от мысли, что министр транспорта Георгий Кирпа, заявивший одной из приоритетных задач снижение стоимости авиабилетов, не учитывал планы правительства создать до конца этого года единую национальную компанию в сфере международных авиаперевозок.

По словам министра, высокая цена билетов компенсирует недозагрузку авиалайнеров. Поэтому начинать надо с создания единого диспетчерского центра для всех украинских авиакомпаний, который отвечал бы за максимальную заполненность авиарейсов. Но это -- паллиатив. Стратегическая задача -- "подрезать крылья" инофирмам, которые, по словам директора госдепартамента авиационного транспорта "Укравиатранс" Андрея Шкатюка, сегодня контролируют 57% международного воздушного сообщения Украины. Противопоставить им правительство намерено сильного конкурентоспособного национального авиаперевозчика, для начала объединив две крупнейшие отечественные авиакомпании -- "Международные авиалинии Украины" и "АэроСвит". В будущем, возможно, к проекту присоединятся "Авиалинии Украины", но не раньше, чем оздоровятся финансово. Предполагается, что в итоге наша пассажирская авиация сможет конкурировать с ведущими компаниями мира по уровню безопасности полетов, сервису, эффективности и прибыльности.

Каким образом? Правительство рассчитывает, что такое наращивание мускулов и концентрация мозгов позволят оптимизировать управление единой компанией, расширить возможности для инвестиций, увеличить объемы перевозок и уменьшить расходы и себестоимость услуг. Так вот где кроется главный резерв для удешевления полетов за границу! Когда себестоимость услуги ниже, то и продавать ее можно дешевле, наращивая прибыль за счет привлечения новых клиентов. Если, конечно, новоявленного воздушного богатыря жадность не заест, и вместо удешевления он не взвинтит цены на билеты.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
В 2001 г. услугами украинских авиаторов воспользовались 1383 тыс. человек. Из них "Международные авиалинии Украины" (МАУ) перевезли 283,2 тыс. пассажиров, "АэроСвит" -- 316 тыс., "Авиалинии Украины" -- 105,8 тыс. Парк компании "АэроСвит" насчитывает 5 лайнеров Boeing, МАУ -- 6. Доля отечественных собственников в уставных фондах этих компаний -- соответственно 62 и 61%.


Сами кандидаты на объединение в "единый могучий союз" оценивали эту перспективу со сдержанным оптимизмом (а после смены власти в Минтрансе такое ощущение, что "принишкли", выжидая, куда выведет). Григорий Гуртовой, гендиректор "АэроСвита", назвал приоритетной задачей будущей нацкомпании увеличение ее доли на рынке и более активное продвижение на другие авиарынки. Для чего нужны дополнительные инвестиции и создание на базе аэропорта "Борисполь" международного хаба. Президент МАУ Виталий Потемский подчеркнул, что национальная авиакомпания не собирается становиться монополистом на внутреннем рынке, речь идет исключительно о повышении конкурентоспособности на рынке международном.

И все же автор усомнился, что данный "проект века" не породит монополиста, который начнет устанавливать цены на авиабилеты, исходя из принципа "очень хочется денег". И высказал свои опасения в запросе Антимонопольному комитету Украины. Председатель АМКУ Алексей Костусев ответил, что в 2000 г. общая доля трех названных компаний в международных авиаперевозках Украины составляла 30,1% (а по нашему законодательству, монополистом считается компания, контролирующая 35% и более рынка. -- Авт.). И, по предварительным выводам АМКУ, их объединение приведет не к монополизации международных авиаперевозок, а к так называемой экономической концентрации, на которую, впрочем, тоже нужно согласие Антимонопольного комитета.

Но здесь возникает "но": цифирь, которой оперирует АМКУ, быстро устаревает. По статистике, за прошлый год украинские авиакомпании увеличили пассажирские перевозки на 10,1%, а за первый квартал 2002 года -- на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом 2001-го. "АэроСвит", например, добился в минувшем году прироста в 28,5% и на текущий запланировал 15-процентный "взлет". Искренне надеемся, что наши труженики неба по крайней мере не снизят темпы развития. Однако такие успехи уже в следующем году позволят объединенной авиакомпании (если будет заключен именно "тройственный союз") контролировать более 35% рынка -- то есть, все-таки стать монополистом.

"Я не разделяю восторгов по поводу создания единой национальной авиакомпании, -- говорит Алексей Кучеренко, президент Антимонопольного союза (не путать эту общественную организацию с АМКУ). -- В условиях отсутствия в Украине регулирующей комиссии в сфере транспорта, создание такой компании -- довольно опасная для потребителей затея. По сути, мы порождаем монополиста, что может привести к повышению тарифов и ухудшению качества обслуживания. Ведь потребитель будет лишен возможности сравнивать цены билетов и уровень сервиса разных авиакомпаний, "выбирая" из... одной.

К сожалению, некоторые из разрабатываемых и реализуемых правительством масштабных проектов усиливают монополии и ослабляют потребителя. При этом абсолютно ничего не делается для создания механизмов защиты потребителей от диктата монополистов. Такая политика бесперспективна, поскольку приводит к росту социальной напряженности и формирует негативное отношение населения к рыночным реформам".

Вот такие диаметральные оценки получил проект. Так хороша или плоха эта затея для пассажирского кошелька? Ответ на этот житейский вопрос в решающей степени зависит от умения и желания правительства регулировать аппетиты будущей единой авиакомпании.