1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №122 (1170) за 05.06.2002

ПОТОМОК ДОРОШЕНКО, СЫН МАЛЯРА, ОТЕЦ И ДЕД СКРИПАЧЕЙ

О том, что композитор Кирилл Стеценко -- классик украинской музыки, знают многие. Учебники и энциклопедии дают о нем исключительно официальную информацию. А ведь был он очень интересной личностью. Глубоко религиозный человек, он дважды принимал духовный сан, разрывался между обязанностями священника и общественной деятельностью. Его преследовали царская охранка и ЧК, его потомков "добивал" КГБ...

О своем знаменитом предке рассказывает внук, наследник и тезка, скрипач Кирилл Стеценко:

-- По семейным преданиям наш род происходит от гетмана Дорошенко. Дед -- "светлый батюшка", как его называли прихожане, прожил короткую, почти детективную жизнь, умер от тифа в 1922 году, не дожив до своего 40-летия. Он вышел из очень бедной сельской семьи, не имевшей собственного куска земли, стал известным композитором, дирижером, педагогом, государственным деятелем. А его отец зарабатывал на жизнь "малеванием" портретов жителей окрестных сел и иконописью...

По воспоминаниям прабабушки, Григорий Михайлович Стеценко был человеком непрактичным. "Случалось сидеть без копейки, но он мог выкинуть последние деньги музыкантам на свадьбе -- так любил танцы", -- рассказывала о нем жена. Увлекался Григорий и песнями, сам немного играл на скрипке. Очень любил живопись, но к своему "богомазству" относился с юмором. "Бывало, нарисует портрет, а его не примут. Тогда он напишет имя святого -- вот и икона". Мать композитора, Мария Ивановна Горянская была энергичная умной женщиной, стремилась вывести детей в "люди". У нее был прекрасный голос, она знала много песен и часто пела их вместе с мужем.

Кирилл рано увлекся музыкой -- не пропускал возможности послушать бродячего лирника, "троистых музык". Сам мастерил сопилки и скрипки из дощечек и конского волоса,организовал семейный оркестр. Мать вспоминала: "Пойду по воду или на мельницу, а Кирюша соберет братьев и сестер, раздаст кому качалку, кому макогон, расставит около дверей, пустой скрыни и бутылок, а сам с гребешком. Только я в дверь, он крикнет: "Мама идет!" -- и весь оркестр -- марш. Бывало, насобирает кусочки мела, засохшие краски, возьмет рубель и начнет разводить на нем, как на палитре... А в другой раз забьется в угол и рисует угольком на стенке всех присутствующих... Потом стал помогать отцу -- растирал краски, подмалевывал лики, ходил по селам".

Жили Стеценки бедно, в хате были постоянные злыдни, дети росли худыми, квелыми. Непостоянные заработки отца, тяжкий труд матери и детей не спасали положения. В 8 лет дяк Старжевский взял Кирилла в церковный хор. Ради того, чтобы брат поехал учиться, сестра Наталья пошла в наймы. В Киеве десятилетний Стеценко поступил в школу художника Николая Мурашко и одновременно в Софийскую духовную школу. В 1897 году его приняли в семинарию и дали стипендию, но в первый же год лишили ее -- за то, что увидели на улице с папиросой. Он прошел серьезные жизненные университеты, не гнушался никакой работы.

... Потом дед принял духовный сан, служил в церкви, -- продолжает рассказ Кирилл Стеценко-младший. -- За украинофильство его преследовала царская охранка: он создал собственный вариант музыки к тексту Чубинского "Ще не вмерла Україна".

Ласковый, общительный, добродушный, он легко контактировал с людьми разных сословий. Жена его, Евгения Антоновна, наоборот, была женщиной строгой и ревнивой -- дед ее даже побаивался. Ничто человеческое было ему не чуждо: мог и чарочку опрокинуть, и на вечеринке потанцевать, любил посидеть в Народном доме на углу Пушкинской и Прорезной, где в те годы собиралась молодежь. Кирилл Григорьевич развлекался под присмотром младшей сестры Нюси, которую брал с собой "для прикрытия" (и которая рассказывала о поведении брата его супруге).

В семье Кирилла Григорьевича кроме родных сына Вадима (впоследствии -- скрипач, профессор Киевской консерватории) и дочерей Зины и Насти жила приемная дочь Настасья. Дед пережил ссылки, работал в глухой провинции, часто менял место жительства -- с его именем связаны черкасское село Квитки (где родился и рос), Белая Церковь (где жил), местечко Тывров на Хмельнитчине и село Голово-Русава (сейчас Великая Александровка) на Виннитчине. В последние годы он жил и работал в селе Вендик под Фастовом, здесь его могила и дом-музей. В Киеве нет музея Кирилла Стеценко. В районе станции метро "Лукьяновская" стоял дом, в котором жила сестра композитора, у нее он обычно останавливался. В 80-е годы здание снесли, а во время строительства многоэтажки погибли архив и документы, захороненные семьей в годы оккупации...