1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №125 (1173) за 08.06.2002

АЛЕКСЕЙ ЛЕОНОВ: "О ГИБЕЛИ ГАГАРИНА 30 ЛЕТ НЕСЛИ АХИНЕЮ"

От редакции. Есть интервью, которые сразу попадают в печать. А есть такие, которые ждут своего часа. Предлагаемый читателям разговор состоялся несколько лет назад в городе Гагарине (до 1968 г. -- Гжатске). Василий Овчинников, ныне живущий в Киеве, с 1943 по 1953 год был воспитанником местного детдома, примыкавшего к дому семьи Гагариных, и хорошо знал Юрия задолго до того, как он стал знаменитым. В тот раз на родине первого космонавта Овчинников встретился с не менее легендарной личностью -- Алексеем Леоновым.


СПРАВОЧНОЕ БЮРО

Алексей Архипович Леонов первый космический полет совершил 18--19 марта 1965 года и первым в мире вышел в открытый космос. В 1967 году готовился в составе группы к полетам на Луну. Второй космический полет совершил 15--21 июля 1975 года, во время которого была проведена первая в мире стыковка космических кораблей двух разных стран. Кандидат технических наук. Дважды Герой Советского Союза. Именем Леонова назван кратер на поверхности Луны.


"КОРОЛЕВА СРАЗИЛИ ОТВЕТЫ И УЛЫБКА ЮРЫ"

-- Алексей Архипович, вы ведь тоже могли стать первым космонавтом планеты. Можете объяснить, почему Сергей Королев из всего отряда выбрал именно Гагарина?

-- Мне кажется, что мнение о том, кто должен лететь в космос первым, у Сергея Павловича сформировалось еще осенью 1960 года в беседе с кандидатами на полет №1, летчиками первого отряда космонавтов. Юра в собеседовании по счету был третьим или пятым. Королева настолько сразила непосредственность и лаконичность их разговора, ответы и улыбка Юры, что главный конструктор просто забыл про остальных кандидатов на полет.

-- Полет Гагарина, известно, прошел не совсем гладко. Вы знаете, что писал Юрий в секретном отчете?

-- Я слушал магнитофонную запись Юры: "Спал хорошо... в числе других космонавтов направился автобусом к месту старта... Не совсем ловко распрощался с Королевым... поцелуй через скафандр... Перегрузку 50 (при старте) перенес спокойно... Потеряна связь. Но я не отчаивался. Знал, что это могло случиться..." Накануне полета я, для связи с Гагариным, был послан в Петропавловск-Камчатский. Прекрасно вел с ним переговоры в эфире, когда Юра был на орбите. Юра, кстати, называл меня "Блондином" (так звали и в отряде космонавтов). Но вернемся к отчету: Юрий говорил, что при спуске корабля "Восток" с ним стало происходить что-то непонятное: "Я решил, что панику поднимать не надо. Такие ситуации отрабатывались (и неоднократно) на тренировках..."

-- А как же реагировала Земля на сообщения Юры?

-- Дежурный инженер на стартовой площадке рассказал, что корабль, получив толчок, стал вращаться с большой скоростью, и даже не по вертикали, а поперек орбиты, не на торможение, а на разгон -- это уже катастрофа. Об этом писал и Гагарин: "...Две минуты, разделения нет. Нагрузка возросла до 10 q. Время 10 ч. 35 мин., т.е. на 10 минуте после окончания работы двигательной установки... Произошел хлопок и крышка люка ушла... Катапультирование было легким и мягким; взлетел вместе с креслом. Когда летел, увидел большую реку. Догадался, что это Волга... Приземлился на колхозном поле. Шесть минут дышал воздухом в скафандре. Никак не мог добраться до воздушного клапана: заело молнию -- застежку костюма, под которой находился клапан... Вдалеке, метров 800, увидел женщину с девочкой. Шли мы навстречу друг другу... Потом они остановились и попятились назад. Я им вдогонку: "Не пугайтесь меня! Я свой, советский! Космонавт! Как мне добраться до сельского совета -- позвонить?" И вдруг увидел военный уазик, обрадовался. Там сидел майор-артиллерист. Показал ему удостоверение космонавта (теперь этот документ в музее г. Гагарин. -- Авт.). Не совсем доверяя, он все-таки довез меня до своей воинской части. Там тоже недомолвок было много. Не знали, как со мной поступить... Группы поиска все не было... По моему твердому настоянию позвонили в Москву -- генералу Евграфову, а он уже, как потом выяснилось, телеграфировал Хрущеву. Теперь-то мне поверили, что я советский космонавт!"

КАТАПУЛЬТИРОВАВШИСЬ, ГАГАРИН МОГ ЗАДОХНУТЬСЯ

-- Злополучный день 28 марта 1968 года... О нем столько говорили, писали -- где правда, где ложь?

-- Участниками тренировочного полета Гагарина и Серегина были летчики Степан Сухарин, Александр Устенко. Задача полета: тренировка по двадцатичасовой программе, специально разработанной для Гагарина. Необходимо было восстановить его летные качества. Вы сами прекрасно понимаете: если водитель 5--6 лет не сидел за рулем, ждать от него необходимой реакции на дороге просто смешно. У летчика это в три раза получается хуже. Юра же посетил столько стран, встречался со всеми знаменитостями и первыми руководителями государств того времени -- был очень занят. Летное мастерство, безусловно, ослабло.

-- А что, все-таки, было накануне?

-- Вечером мы были на пятидесятилетнем юбилее зам. командира по полетам. Юра, помня, что у него рано утром тренировочный полет, выпил граммов 150 твиши (это такое легкое вино) и, извинившись, раньше всех покинул застолье. Я ушел вслед за Гагариным, потому что рано утром должен был отрабатывать прыжки с парашютом с кандидатами в космонавты, недалеко от аэродрома.

-- Утренняя полетная видимость была в пределах допустимой?

-- Полетная видимость -- 650 метров. Снижалась, но была в пределах нормы, то есть соответствовала программе.

-- Когда вы узнали о трагедии?

-- Дул сильный промозглый ветер, и вдруг по ушам ударил взрыв. Полторы-две секунды -- повторно! Что-то нехорошее промелькнуло о Юре... Мгновение -- еще взрыв. Через 20 минут я был на базе. Спрашиваю инженера полка: "Что случилось?" В ответ: "40 минут с ним никакой связи; у них нет горючего." Доложил Каманину (командир центра подготовки космонавтов, тот самый, что спасал челюскинцев со льдины; один из первых Героев Советского Союза. -- Авт.). В деревню Новоселово был послан вертолет для осмотра зоны полета самолета. Пилот доложил по рации, что видит в лесу черные груды выбросов земли; идет пар или дым из центральной части воронки: "Сесть не могу, мешают деревья". Но сел все-таки -- возле церквушки. Это сообщение -- как гром среди ясного неба. Какое-то предчувствие... Состояние -- хуже не бывает. Срочно выслали еще вертолеты.

-- А что же пилот первого вертолета?

-- Путь от приземления до предполагаемого места гибели пилотов самолета оказался около полутора километров, а это полтора часа пешком по насту мартовского снега. И обратно столько же. А он один...

-- Неужели не была направлена сразу же в район катастрофы поисковая группа соседней воинской части?

-- Поднятые по тревоге два батальона солдат всю ночь занимались поисками погибших. Но тщетно, несмотря на освещение фарами бронетранспортеров вездеходов. Только на следующее утро на одном из деревьев нашли шевиотовую куртку (вернее, то, что от нее осталось) Гагарина. Об останках пилотов никто не обмолвился и словом. Трижды армада солдат "просеивала" все вокруг в поисках перьев птиц или останков радиозонда (первая, наскоро выдуманная кем-то версия о причинах катастрофы). Увы! Поиски были тщетны.

-- А что говорил об этом один из руководителей комиссии по расследованию, доктор технических наук Белоцерковский, руководитель дипломного проекта Гагарина?

-- По его словам, дефектом тренировочного УТИ МИГ-15 было наличие двух баков по 260 литров топлива, что значительно снижало перегрузку. Вдобавок к этому их самолет не прошел испытание на сваливание.

-- Почему же ни Серегин, ни Гагарин не катапультировались?

-- По инструкции в подобном случае (признаки аварии, катастрофы, как хотите, так и называйте) первым должен был катапультироваться Серегин. Но не сделал этого -- тогда бы погиб один Гагарин (было малое расстояние для катапульты до земли, не успел бы). Полковник Серегин мог катапультироваться, и, может быть, был бы жив. Парашют мог раскрыться. Но вы можете представить, что было бы, если бы это произошло? Что ожидало в будущем комполка? Он прекрасно понимал, кто рядом с ним! Какое наказание? А репутация Героя Великой Отечественной, его семьи...

-- Предположим, катапультировались бы оба пилота.

-- В потоке отработанных газов Гагарин мог бы задохнуться при одновременном с Серегиным катапультировании.

-- А что "черный ящик"?

-- "Черных ящиков" тогда не было...

"Я НЕ УЗНАЛ СВОЕГО ПОЧЕРКА!"

-- Какими были официальные выводы комиссии и согласны ли вы с ними?

-- Официально -- помеха на высоте около 450 метров свела самолет в штопор. Но в одном из 30 томов расследования Белоцерковский нашел документ, где говорилось о сближении МИГ-15 с СУ-15 (новейший истребитель того времени). Несмотря на то, что у него зона полета должна была быть не ниже 10 тысяч метров (кстати, как потом выяснилось, он стартовал с испытательного аэродрома пгт Жуковский), а у самолета Серегина и Гагарина -- 4,5 тыс. м, СУ-15 сблизился с их самолетом до 450 м. Почти рядом. Он мог их просто перевернуть, так как угол снижения у них был довольно большой.

-- Ваше мнение запротоколировано в акте комиссии?

-- Да! Я написал о двух самолетах. Но спустя 20 лет после трагедии и расследования не узнал "своего" почерка на этом "документе". Его переписали! Кому это было выгодно?


МЕЖДУ СТРОК

В расследовании гибели Гагарина до сих пор не расставлены все точки над "і". И вместе с вопросом "Как это произошло?" все чаще задается вопрос "Кому это было выгодно?" Полковник в отставке Иван Рубцов, при жизни Гагарина бывший ответственным за безопасность полетов в руководстве Воздушных Сил Союза, привлекался к работе комиссии №13 (из 20-ти) по расследованию гибели Гагарина и Серегина. Комиссия 13 констатировала: "На высоте 4 тысячи километров произошла разгерметизация кабины Гагарина. Нагрузка возросла до 8--10 условных единиц (во время полета на корабле "Восток" она не превышала 6 условных единиц при запуске и спуске космического аппарата). Взорвался виброблок. Через 51 секунду самолет вошел в пике, а потом врезался в землю..." По словам Рубцова, отрабатывалось двадцать версий: от алкоголя до террористического акта. Сам он склонен к последней как более правдоподобной и тоже задается вопросом -- кому это было выгодно?


-- Алексей Архипович, известно ли вам мнение людей, наблюдавших за полетом?

-- Один из полковников, наблюдавших за двумя целями, сказал маршалу Кутахову об этом. Когда самолет Гагарина упал, на экране еще светилась вторая цель... Кто ее пилотировал, кто был заинтересован, чтобы она вошла в зону полета МИГа -- это знали они!.. И разве могли Кутахов и Каманин писать на самих себя?

-- Была ли новая экспертиза по случившемуся?

-- 30 лет несли всякую ахинею о причинах гибели! Но Белоцерковский все-таки поднял архив. И сотни спецов от военных до академиков, докторов наук единодушно вынесли вердикт: виноват СУ-15!