1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №127 (1175) за 11.06.2002

УКРАИНУ ПОДЕЛЯТ НА ЗЕМЛИ И ВОЛОСТИ?

То ли быль, то ли политический анекдот. Когда-то диктор Совинформбюро Ю.Левитан по ошибке сказал в эфире "Херсонская область". Таковой на тот момент не существовало в природе. А Совинформбюро ошибаться не могло. Вот и решили срочно создать область... Если сказка и ложь, то в ней --- намек на сегодняшние реалии. Области создавались в свое время, что называется, "с кондачка"...

Часто в процессе территориальной "дележки" не учитывались культурные, этнические и экономические интересы регионов. Потому многие политики считают, что сегодня, когда масштабная административная реформа, созрел момент и для поиска новых, более оптимальных вариантов территориального "покроя" Украины. Правда, для этого понадобятся огромные бюджетные расходы. Лишь новые бланки, печати, переоформления, таблички потянут на многие миллионы...

Готовы ли к этому сегодня граждане и политики независимой Украины? Как считает народный депутат Николай Жулынский, пытавшийся в свое время реформировать украинский язык, "наше общество еще не созрело. Нет системы демократических институтов. Нет мышления категориями гражданского общества. А ведь именно это позволяет, например, в Швейцарии поддерживать единство не административно, а внутренне".

ДЕЛИМ?

По этому поводу у наших политиков и ученых нет единодушного мнения. Кое-кто предлагает поделить Украину на исторически прослеживаемые земли, подобно Германии. Например, Галичина (Львовская, Ивано-Франковская и часть Тернопольской области), Волынь (часть все той же Тернопольщины, Ривненская, часть Житомирской, Хмельницкой областей и, собственно, нынешняя Волынская область), Подолье (Винницкая и часть Хмельницкой области), Полесье (большая часть Житомирской области, север Киевской и вся Черниговщина), Слобожанщина (Харьковская и Сумская области), Донбасс (Донецкая и Луганская области), Таврия (Одесская, Николаевская и Херсонская области), Крым, Закарпатье и Буковина, Приднепровье (Днепропетровская и Запорожская области) и Центральная Украина (Полтавская, Черкасская и Кировоградская области). Кто-то -- на 90-100 относительно автономных округов.

Однако, по мнению, народного депутата Георгия Крючкова "создать самоокупаемый район -- это еще не все. Главное обеспечить конституционные права граждан. И чем дальше мы будем удалять центр организации и жизнеобеспечения, тем больше вреда мы нанесем простым гражданам".

С Георгием Корнеевичем согласен и депутат Юлий Иоффе, который считает, что реформу "надо опробовать на отдельных регионах и не рубить с плеча. В первую очередь следует посчитать экономические, демографические последствия, будет ли это удобно для людей и не придется ли им ехать за решением своих проблем через всю Украину".

Несколько иное мнение высказал в своем интервью народный депутат Юрий Ехануров. Он считает, что "территориальная реформа в Украине возможна в 2005 году. Следует создать прообраз польской гмины или литовской волости. В первую очередь затем, чтобы внедрять бюджетный кодекс, который "провис" на районном уровне из-за того, что нет местных налогов, которые бы поступали в первичное звено -- территориальную громаду. А это -- интересы региональных элит, конкретных чиновников". "Реальным, -- по мнению Юрия Еханурова, -- является решение вопроса на низовом уровне, например, укрупнение районов, с тем, чтобы численность населения в каждом районе была около 60 000 человек. Области никто трогать не будет в ближайших лет десять".

ЗАЧЕМ?

И в этом вопросе -- разнобой во мнениях. Так, известный поэт-депутат Борис Олийнык убежден, что "подобная реформа выгодна глобалистам. При дележе исчезнут те центры, которые определяют духовность украинского народа: Полтава, Глухов и другие. Если будет региональная автономия, то она рано или поздно приведет к сепаратизму". Кстати, о сепаратизме. Большинство опрошенных нами народных избранников причин для развития этого негативного явления в Украине не видят.

Территориальная реформа может быть выгодна, в первую очередь, областным элитам (если они пойдут на укрупнение районов). Большая часть собранных на местах налогов будет оставаться в территориальных громадах. Так было в той же Польше, от которой, по словам Юрия Еханурова, "мы уже отстали лет на десять". Поляки отдали своим 2 500 гминам (низовым подразделениям воеводств) юридические и финансовые полномочия. Таким образом, власти на местах сами формируют свои доходы и расходы. Так же поступили и в Литве, создав волости.

Но территория Украины несоизмеримо больше, чем у той же Литвы. Потому при укрупнении районов многим гражданам придется почувствовать огромный дискомфорт, добираясь до центра самоуправления за любой бумажкой. Есть и еще один минус. Опыт прошлых переделов показал, что из бывшего райцентра сразу же происходит отток населения, что влечет за собой его упадок. Таким образом можно потерять много самобытных городов и местечек.