1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (1176) за 12.06.2002

ФРАНЦУЗСКИЙ АРИСТОКРАТ И НЕМНОГО ГРУЗИН С ДУШОЙ БРОДЯГИ

Стены его комнаты в юности украшал дерзкий девиз: "Все или ничего!" И, возможно, все у него получается благодаря тому, что в его характере намешано много всего, подчас противоречивого: сентиментальный романтик и приземленный реалист, артистократ и бродяга, авантюрист и прагматик, удачливый руководитель собственной фирмы "Фиделина-фильм", комик и трагик -- и наконец -- ходячая антология анекдота: знает более ста тысяч. Он -- просто ПЬЕР РИШАР.

Подойдя к дому в тихом центре Парижа, где сегодня живет знаменитый актер, мы увидели, как он вместе с очаровательной женой Сейлой "борется" с любимым мотоциклом, который почему-то не заводился. Завидев журналистов, он развел руками, указав на неукрощенную машину, и пригласил войти.

Наш разговор вышел на удивление лиричный, даже философский. Но таков уж он: недаром сам себя назвал "веселым пессимистом", а стало быть, настоящим философом.

ЧЕРВЯЧОК ВО ФРУКТЕ СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО

-- Пьер Ришар стал актером вопреки запрету дедушки -- богатого, сурового аристократа-промышленника?

-- Это правда. Я не был запрограммирован на актерство. Родители хотели сделать из меня юриста -- какого-нибудь нотариуса или адвоката. Но мама в моем воспитании допустила одну ошибку. Она любила, когда при гостях я что-нибудь декламировал, и практически каждый званый обед этим и заканчивался. Чаще всего это были отрывки из "Сирано де Бержерака". Благодаря этому во мне проснулся вкус к творческому волнению и аплодисментам -- иными словами, был "запущен червячок во фрукт". Кстати говоря, именно дед как-то сказал моей маме, что я единственный из нашей семьи добьюсь заметного успеха. Семь или восемь лет я провел в закрытом пансионе. А там мог отличиться лишь тот, кто был силен либо физически, либо интеллектуально. Я не принадлежал ни к тем, ни к другим, но быстро сообразил, что умение смешить других тоже завоевывает особенное отношение. Поэтому решил действовать в этом направлении.

-- Мсье Ришар, вы проходили стажировку в знаменитом Национальном народном театре, где в свое время блистал Жерар Филипп. Вы верите в энергетику театра?

-- Действительно, энергетика театра очень важна, как и его профессионализм. В Народном театре знаменитый Жан Виллар предъявлял суровые требования даже к статистам. Скажем, брал в массовку юношей не ниже метра восемьдесят. И я, тогда еще студент театральной школы, подошел именно по этим параметрам.

-- А говорят, что вы -- человек принципиальный. Кинокритики даже вывели четыре принципа Пьера Ришара. Например, в год сниматься не больше, чем в одном фильме. Почему вдруг?

-- Во-первых, я не очень люблю работать, так как ленив. А во-вторых, к новым фильмам нужно тщательно готовиться. Мне бы не хотелось, скажем, в пятницу закончить один фильм, а в понедельник уже начать другой. Хотя как-то было и два фильма в год. Но, как правило, одного мне вполне достаточно.

-- Принцип второй: всегда за все отвечать самому...

-- Когда-то я был лишь актером, а теперь еще и продюсер. Фильм -- как ребенок, которого мы вынашиваем, рожаем, воспитываем, кормим и хотим знать, как он пойдет дальше. Когда я только актер и недоволен своей работой, то жалею лишь по этому поводу. Но когда в фильме сделано что-то плохо по вине других, меня мучает совесть. И потому я решил взять в свои руки еще и эту часть работы.

-- Вы не ограничиваетесь рамками кино: играете в театре, сочиняете песни, пишите книги. Это что, желание самовыразиться и в других областях?

-- Конечно же, это меня обогащает как творческого человека. Но в то же время мне это просто нравится. Я таким образом развлекаюсь и провожу время. Так появилось желание написать воспоминания для своих детей -- сел и написал. Мой приятель сказал, что они интересны и их нужно издать. Потом у меня возникло желание писать песни. Другие послушали и похвалили мои попытки. Но все это делается спонтанно.

-- Вас называют "комедиантом №1".Трудно быть первым?

-- Для меня это очень сложный вопрос, так как в творчестве невозможно ставить какую-то планку. Ведь и до меня были актеры-комики, как, например, Луи де Фюнес, Бурвиль. И сейчас работает много молодых талантливых актеров. И это дело вкуса: для кого-то я первый, а для кого-то -- последний. Об этом есть смысл говорить в спорте, но не в искусстве.

"Я 10 ЛЕТ ПРОЖИЛ НА СЕНЕ В БАРЖЕ"

-- Мсье Ришар, говорят, что вы -- полная противоположность своим беззащитным экранным героям: человек собранный и железной рукой ведете дела своей фирмы.

-- Это не так. Я не могу сказать, что я такой наивный, как большинство моих героев. Но я и не настолько организованный. Я немного и то, и другое. У меня есть одна черта: если я чем-то занимаюсь, то полностью на этом концентрируюсь. И уже ничто и никто не должен меня отвлекать от этого. Особенно, если это работа.

-- Знаменитый поэт Бодлер писал о времени, которое, как вода, проходит сквозь пальцы. Вы, живя одно время на барже в центре Парижа, чувствовали это?

-- Я 10 лет прожил на Сене, а тут, где мы сейчас с вами разговариваем, был мой офис. Как-то, придя сюда, я подумал, что здесь чересчур красиво для офиса, и переселился сюда. А вообще, наверное, именно это ощущение скоротечности времени, как воды, и заставило меня уйти с баржи. С тех пор, как я здесь живу, время как будто остановилось и не бежит, как вода сквозь пальцы.

-- Здесь, в центре Парижа, можно даже услышать тишину и пение птиц за окном, выходящим в тихий дворик. А вы способны почувствовать, что кому-то рядом с вами плохо?

-- Поверьте, я никогда не забываю, что у меня очень неплохая жизнь. Но при этом всегда вижу, когда у моих близких что-то не ладится, и стараюсь, несмотря на то, что я, в общем, эгоист, открывать пошире глаза и уши и чувствовать страдания вне своего дома. Хотя это трудно.


ОТ АВТОРА

Услышав это, перестаешь удивляться тому, что признанный комик провел огромную исследовательскую работу и снял как автор и режиссер очень серьезный документальный фильм о знаменитом кубинце Че Геваре -- "Расскажите мне о Че". Личность этого культового революционера многие годы магнитом притягивала благополучного француза. Где-то внутри этого рыжего симпатяги скрывается бунтарский дух, который время от времени пытается найти выход.


-- В одном интервью вами была высказана философская мысль: "Смех -- это не счастье, но уже его предчувствие". Что вы имели в виду?

-- Вообще-то счастье, прежде всего, связано с внутренней гармонией. И никогда -- с деньгами. Я знаю многих богатых людей, которые чувствуют себя несчастными, и знаю бедняков, тоже считающих себя несчастными. А смех -- это лишь один из способов, помогающих вам частично очиститься от жизненных шлаков, отдалить какие-либо неприятности, и поэтому он может быть способом на пути к счастью. Для меня счастье также связано с очередным успехом в работе. Во всяком случае, я очень ценю ощущение хорошо сделанного дела.

-- Вам часто приходилось попадать в такие ситуации, в которые попадали ваши герои?

-- Я всегда стараюсь запомнить все, с чем сталкиваюсь в реальности, и потом использовать этот опыт. Был, к примеру, в моей молодости такой случай. Родители собрали большой праздничный ужин. Подали очень старинное и дорогое вино, которое налили в такие же чудесные и дорогие хрустальные бокалы. Я сказал: "Какое чудесное вино!" -- и при этом нечаянно зацепил бокал. Он упал и разбился, вино разлилось по белой скатерти. Мне снова принесли бокал, налили вина, и я, извиняясь, сказал: "Я ведь ничего не собирался делать, а лишь сказал, какое чудесное вино". И, растерянный, указал на бокал, а тот снова разбился. Хозяйка не выдержала и сказала: "Дайте ему стакан для горчицы -- возможно, тогда он прекратит бить дорогие бокалы". Этот случай я использовал в своем первом фильме "Рассеянный".

"В ДУШЕ Я ЕЩЕ ТОТ ПОВЕСА!"


ОТ АВТОРА

Его личная жизнь так же противоречива, как и он сам -- с экзотическим привкусом женщин высокого искусства и нефранцузского менталитета. В юности он был влюблен в Марину Влади, но, скорее, не в реальную, а в образ девушки со славянскими чертами. Женился же на французской балерине, которая родила ему двоих сыновей (в свою очередь, уже подаривших ему четырех внуков). Потом мсье Ришар был очарован еще одной актрисой, затем -- марокканкой Айше, которая была намного моложе его, и вот уже несколько лет он со "своей бразильянкой", топ-моделью Сейлой, которая, отойдя от активной высокой моды, увлеклась бижутерией. Несмотря на латиноамериканское происхождение, Сейла -- спокойная, уравновешенная и доброжелательная молодая женщина. Говоря о муже, она просто расцветает в улыбке: "Ришар был настолько непохож на всех мужчин, которых я знала до этого -- с какой-то сумасшедшинкой, -- что он и меня свел с ума". А 68-летний актер констатирует: "Мне уже не 30 -- и даже не 40, но в душе я еще тот повеса! Но только в душе..."


-- Ваши сыновья -- Кристоф и Оливье также связали свою жизнь с творчеством. Вы были за или против?

-- Я старался не вмешиваться. Они стали музыкантами, и мне это нравится. Мы даже вместе работаем -- в спектакле "Страсти по Ришару", они написали музыку к моему последнему фильму. Только я всегда им говорю: "Нужно много и хорошо работать!"

-- Как вы думаете, мсье Ришар, сценарий нашей судьбы существует?

-- Я не хотел бы в это верить, потому что если все уже предопределено и написано, тогда зачем работать, страдать? Если все и так решено, тогда просто неинтересно. Нет, я все же думаю, что свою судьбу каждый формирует сам. Но время от времени возникают ситуации, когда мы уже не можем "писать" свой сценарий, так как там (наверху) происходит авария.


ОТ АВТОРА

У него всегда был фирменный типаж недотепы -- рыжего, неуклюжего, вечно попадающего во всевозможные передряги. И чаще всего эти чудики -- люди искусства: скрипач, художник, актер. Грузинский режиссер европейского масштаба Нана Джорджадзе разглядела в нем совершенно другого человека -- тихого, грустного, одинокого -- и решила изменить его многолетнее амплуа, показав зрителям нового Ришара в своем фильме "1001 рецепт влюбленного кулинара". Этому фильму актер обязан и своим новым внешним имиджем. Муж Наны, известный режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе, написавший сценарий этого фильма, категорически не хотел, чтобы снимался актер с такой "легкомысленной" внешностью. Но незря говорится: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Ришар сломал ногу и, отсиживаясь в своем родовом замке, пригласил Нану и Ираклия к себе в гости. За время болезни он зарос бородой, и, увидев его, Ираклий сказал, что наконец-то он видит именно то, что ему нужно. Самому Пьеру его новый облик так понравился, что он и в жизни остался ему верен.


-- Я согласился участвовать в этом фильме, так как сразу же влюбился в сценарий. К тому же эта роль -- что-то новое в моей жизни. Честно говоря, я уже не находил себе места в комедии, как раньше, в 90-х годах. Хочется развиваться, а не стоять на месте. В роли моего влюбленного повара есть и поэзия, и романтизм, и комедия, и жестокость, и, в целом, новые для меня нотки.

Аристократ Ришар снимался в Грузии, не ропща на сложные бытовые условия, а ведь там плохо и с водой, и с отоплением. Хотя поначалу он вообще был в ярости: истинный профи не привык работать без сценария, который ему долго не предоставляли. Потом смирился и сказал: "Гениально. Я больше никогда в жизни не стану читать сценарии". Он "закипал" на съемочной площадке, когда вдруг ни с того ни с сего начинала петь массовка и процесс надолго останавливался, или все шли пить молодое грузинское вино (кстати, Ришар -- сам винодел, и его вино "Шато Бель-Эвек" довольно популярно в Европе). Но уже после съемок, ностальгически вспоминая этот период жизни, он говорил, что в нем порой уже "проклевывается" грузинская натура. И когда Пьер узнал, что Джорджадзе-Квирикадзе начинают съемки нового фильма "27 потерянных поцелуев", он сам позвонил и напросился -- уже даже не спрашивая о сценарии. В результате специально для него была написана роль чудаковатого капитана, которую он с блеском и сыграл.

А вообще, в кино Ришар попал относительно поздно -- в 33 года, но уже потом оно лет двадцать его не отпускало. И только несколько лет назад он вдруг понял, что пора возвращаться к "живой" публике в театр, где больше вероятность сыграть то, что хочется. А хочется многого: и чеховского дядю Ваню, и шекспировского короля Лира, и булгаковского Шарикова (ему всегда хотелось изобразить собаку, хотя он самоиронично комментирут: "Правда, сейчас эта собака постарела"). А его друг-- актер Жерар Депардье мечтает увидеть Ришара героем Достоевского. Ришар уже сыграл в двух спектаклях -- триллере и мюзикле. Но где бы ему ни довелось осуществлять свои новые роли, он все равно остается "высоким блондином" -- настоящим французом, любящим вино, женщин и жизнь в целом...