Выпуск газеты Сегодня №129 (1177) за 13.06.2002
ПОЕДУТ ЛИ СТОЛИЧНЫЕ СТРОИТЕЛИ ОТСТРАИВАТЬ КАБУЛ?
Думала, народ уже сидит на чемоданах. Но в упомянутых организациях -- тишина. Руководители только приняли информацию к сведению. Конкретных разговоров на этот счет (точные сроки отъезда, количество строителей) пока не велось и указаний не поступало.
Поинтересовалась мнением рабочих. Метростроевцы, с которыми я встретилась на строительстве станции метро "проспект Победы", об этом вообще ничего не слышали. Один из них рассказал, что в 1984 году строил в горах Армении тоннель для поездов. При Союзе ехали не ради денег, а по приказу, братскую помощь оказывали. Однажды рабочего (то ли россиянина, то ли белоруса) привалило землей. Местные спасатели, прежде чем вытащить человека из-под завала, с его земляков скачали приличную сумму. Такое отношение было на каждом шагу. Уж лучше нашу столицу строить, заключил собеседник. Для своих детей и внуков. Только один согласился бы поехать месяца на два, если бы там в день платили по... тысяче долларов.
Что ждет киевлян, которые все же захотят поехать в Кабул? Поговорила с теми, кто уже был в Афганистане.
-- Два года, с 1985-го по 1987-й, служил в Афгане, -- вспоминает генерал-майор Виталий Раевский. -- Обычная азиатская страна. Средняя температура летом +40, зимой +5 -- -10. Страшно достают ветры. Кабул находится между горами, там тише. Большие проблемы с водой. Подземные воды очень глубоко, до них редко бурят скважины. Летом дождя почти не бывает, незначительные осадки выпадают в феврале. Наших ребят часто валили с ног эпидемии. Врачи объясняли, что смена климата резко снижает иммунитет. В Кабуле "стройбатовцы" построили целый район -- Советский. Но любую работу делать в невероятную жару адски трудно. Все время -- на пределе возможностей.
Минусы:
Туалетов со смывом и канализацией нет. Там принято на склонах пригорков строить деревянные сооружения -- только для того, чтобы укрыться от посторонних глаз. Нет бань. Наши солдаты сами себе строили. Насекомые настолько адаптированы, что никакого яда не боятся. Почти нет ограничений в дорожном движении (единственное правило: "Не мешай другому").
Плюсы:
Изобилие фруктов и овощей. Процветает базарная торговля. При желании параллельно со строительством можно заняться земледелием, грунты там хорошие.
Мэр Киева на встрече с послом Афганистана упомянул также об опыте работы наших строителей после землетрясения в Армении.
-- Власти дали приказ областям сформировать поезда со строителями и ехать на помощь республике, -- вспоминает Владимир Кравченко, управляющий треста "Київміськбуд-2". -- Киев пошел на это неохотно. Но республиканское начальство настояло. Меня назначили начальником поезда. Собрали из разных строительных организаций Киева около 1000 человек, взяли технику и отправились застраивать развалины Кировакана.
В Армении провели около двух лет. Зарплаты были в 4-5 раз выше, чем тогда в Киеве. Деньги ежемесячно поступали на сберкнижки. В республике начали говорить о суверенитете. Когда строительство почти завершили, узнали, что власти готовят документ, согласно которому все материальные ценности, деньги нельзя будет вывезти за пределы страны. Киевляне срочно собрали свою технику, перевели в Украину деньги и, никого не ставя в известность, уехали. Рабочие из других областей уехали позже, они так и оставили там свои машины и заработанные деньги.