1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №131 (1179) за 15.06.2002

БЕНЗИН ЕЩЕ НЕМНОГО "ПОДРАСТЕТ" И БУДЕТ ДЕШЕВЕТЬ

Резкое подорожание "горючки" многих повергло в шок. Сегодня автолюбители с тревогой ждут, когда и чем закончится повышение стоимости бензина и дизтоплива. Мы решили проанализировать возможные сценарии развития ситуации на рынке нефтепродуктов.

НАДЕЖДА И ОПАСНОСТЬ

С 1 мая и по сей день цена бензина на автозаправках выросла в среднем на 39%. Чтобы определить дальнейшую динамику цен на топливо, необходимо понять, что этот рост цен был объективным. Он вызван тремя факторами: повышение цен на нефть в мире и в России, введение дополнительного налогообложения в РФ (экспортная пошлина) и в Украине (НДС на импорт нефти), необоснованно низкие цены на бензин и дизтопливо, сложившиеся в прошлом году, вследствие чего подорожание было неизбежным. И надо быть готовыми к тому, что горючее еще немного "подрастет", ведь рост цен в рознице еще не догнал подорожание в опте.

Итак, стоимость ГСМ в большой мере зависит от мировой цены нефти. И здесь есть повод для радости: за последние две недели на International Petroleum Exchange (Лондон) стоимость нефти снизилась на 4%. Цены уменьшаются под влиянием информации о том, что страны ОПЕК продолжают превышать квоты поставок нефти на мировой рынок. В частности, Венесуэла увеличила ежесуточную нефтедобычу еще на 200 000 баррелей. Кроме того, в США увеличились складские запасы бензина при одновременном снижении спроса на топливо. Это, скорее всего, будет иметь больший вес, нежели недостаточно конкретное заявление Ирака о намерении приостановить экспорт нефти в знак протеста против ценовой политики ООН. Таким образом, сырье в ближайшее время будет дешеветь, но не это будет основным фактором стабилизации цен в Украине.

Как считает Николай Приймак, генеральный директор производственного объединения "Укрнефтехимпереработка", если 21 июня, на встрече премьеров Анатолия Кинаха и Михаила Касьянова, удастся решить вопрос снятия российского НДС на экспорт нефти, то горючее подешевеет на 15-17%. Если всего лишь получится договориться о гарантиях поставки 15-16 млн. тонн российской нефти в Украину, то топливо понизится в цене на 10% -- до 1,87 грн. за литр Аи-95. Ну, а если Кабмин введет льготы для импортеров готовой "горючки", то это лишь усугубит ситуацию: фактически остановятся отечественные нефтеперерабатывающие заводы, что приведет к подорожанию всего горючего раза в два, до четырех гривен за литр.

ИСКУШЕНИЕ ЦЕНОЙ

Сдерживающим фактором роста цен будут и джобберские программы нефтяных компаний. Дело в том, что 60% украинских АЗС сегодня работают с крупными НПЗ или их владельцами. Нефтекомпании ("Укртатнафта", "ТНК-Украина", "ЛУКОЙЛ-Украина", "Нафта-Херсон", "Альфа-Нафта", "Сентоза", "Галнафтогаз" и ряд других) искусственно удерживают рост цен, не давая возможности владельцам АЗС начать активное повышение. "Если бы не этот фактор, заправщики уже повысили бы цены до 2,5-2,7 грн. за литр "пятого", -- говорит Олег Стрельников, исполнительный директор консалтинговой компании FKG Ukraine.

В то же время, некоторые джобберы могут не выдержать "искушения ценой" и выйти из состава "брендовой сети", чтобы самостоятельно максимализировать прибыль, увеличивая ее на процент подорожания в опте. Если это явление будет массовым, то уже в июне стоимость горючего в рознице может взлететь до тех же 4 гривен за литр. "Но, скорее всего, этого не произойдет по нескольким причинам, -- говорит Н.Приймак. -- Во-первых, владельцы АЗС уже не найдут сравнительно недорогих нефтепродуктов, какие им предлагают производители и владельцы джобберских сетей. Во-вторых, рынок не всегда находится "на подъеме", за ежегодным сезонным всплеском цен обязательно следует их осенне-зимнее падение. Пережить это без надежного партнера--поставщика ГСМ, как показывает опыт прошлых лет, просто не возможно. В-третьих, стандартный джобберский договор предусматривает, что, в случае выхода из состава джобберов, "обратного пути" у владельцев АЗС нет, и тактический выигрыш обернется стратегическим поражением".

По мнению большинства экспертов, до конца июня цена горючего на АЗС повысится еще на 8--15 копеек на литре. Средняя стоимость ГСМ в рознице при этом может достичь 2,2 грн. за литр Аи-95 и 1,6 -- за литр А-76 и дизтоплива. После чего цена стабилизируется, а с середины лета даже начнет снижаться. А вот насколько серьезно подешевеет бензин, зависит от успеха названных российско-украинских переговоров.