1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №133 (1181) за 18.06.2002

ФАЛЬШИВЫЕ КУПЮРЫ РОДИЛИСЬ ЧЕРЕЗ СУТКИ ПОСЛЕ ВЫПУСКА НАСТОЯЩИХ

Приобрести нужную вещь, отдав за нее несколько купюр, куда проще, чем тащить к месту сделки лошадь или быка, мешок с бобами или связку свиных хвостов. В свое время эти предметы использовались у разных народов в качестве платежных средств. В Африке, странах Азии и Океании, к примеру, рассчитывались ракушками каури. Совсем туго приходилось потребителям с Каролинских островов -- тут свободно конвертировались только каменные жернова.

БАНКНОТЫ ПРИДУМАЛИ БАНКИРЫ

Первые купюры на пергаменте из оленьих шкур появились в Китае во II веке до н.э. А четыре столетия спустя китайцы изобрели способ производства бумаги из коры шелковицы, этот материал стал использоваться и для изготовления денег. Идею бумажных денег на Европейском континенте посеял Марко Поло, венецианец, вернувшийся из путешествия по Китаю. Но в XIII веке современники ему не поверили, так как в Европе бумага не имела такой же ценности, как золото, серебро или медь. Первые европейские бумажные деньги были выпущены испанцами в 1483 году. Причиной послужил дефицит серебра для чеканки монет во время борьбы с арабами.

Жители голландского города Лейден изготовили во время испанской осады картонные деньги с помощью монетных штемпелей. Сырьем для производства "бумажных монет" послужили обложки книг католических церковных записей.

Факт, что бумажные деньги придумали банкиры, закреплен существующей поговоркой. Само слово "банк" происходит от итальянского banca, что означает скамья. Дело в том, что итальянские менялы и ростовщики вели свои операции прямо на рыночных площадях, сидя на скамейках. Первые в Европе банкноты для всеобщего обращения были выпущены Стокгольмским банком в Швеции по истечении трех сотен лет после сообщения Марко Поло о китайском новшестве. К середине XVIII века банкноты стали основным средством денежного обращения в большинстве стран, а металлические деньги превратились в разменную монету.

ТАЙНА РОЖДЕНИЯ КУПЮР

Главный секрет изготовления "товара товаров" состоит в том, чтобы банкноты не могли быть подделаны (первые фальшивки появились в Китае на следующий день после появления банкнот). Весь сложный процесс начинается с изготовления специальной бумаги. В бумажную массу вводятся различные защитные элементы, она хорошо проклеивается (потому наши денежки хрустят). За последние годы в Австралии "бумажные" деньги стали изготовлять из специального полимерного материала (многие называют их пластиковыми).

Чтобы одну денежку легко было отличить от другой, каждая имеет основной преобладающий цвет, хотя в целях защиты от фальшивомонетчиков используется широкий диапазон цветов. Для английских банкнот четырех номиналов, к примеру, требуются краски более чем 100 цветов и оттенков. Чтобы уберечь деньги от подделки, разработан целый ряд защитных средств. Прежде всего, это водяные знаки, которые трудно скопировать "народным" умельцам. На бумажных деньгах они впервые появились в Англии в 1697 году. Рисунок будущего водяного знака штампуется на проволочной сетке, с помощью которой потом выдавливается на бумаге, пока она еще полусырая. В бумагу для денег иногда добавляют окрашенные (бесцветные) волокна или разноцветные маленькие бумажные диски, бывают купюры с микропечатью, невидимой глазу, но светящейся в ультрафиолетовых лучах. Кроме того, на бумаге делается тиснение, вводятся защитные нити (как на нашей 20-гривенной купюре), наносится филигранный рисунок (пиджаки американских президентов на долларах США), а также микротексты, совмещенные рисунки (в кустарных условиях добиться такой точности весьма сложно), коды для слепых. Защищают купюры с помощью оптических эффектов (цифры на 50- и 100-долларовых купюрах меняют цвет с зеленого на серый при изменении угла зрения).

НОВЫЕ ДЕНЬГИ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

С первого же дня текущего года 12 стран Европейского континента перешли на единую валюту -- евро. Три государства ЕС -- Великобритания, Дания и Швеция -- так и не решились расстаться с нацвалютой и остались пока на обочине процесса "евроизации". Название общей валюты после многолетних дебатов было принято в 1995 году на конференции премьер-министров стран ЕС в Мадриде. Тогдашний английский премьер Джон Мэйджор высказался насчет названия "евро", что хоть "это не вдохновляет, но я допускаю, что мы сможем жить с этим".

Когда разгорелись споры о "наднациональном" внешнем оформлении евро-банкнот, королева Нидерландов Беатрикс однажды пошутила: "Чтобы ускорить переход к новой валюте, я готова пожертвовать своей головой на наших гульденах". Европейский институт денег (ныне Европейский Центробанк) остановился на двух темах для изображения на серии банкнот: "Эпохи и стили Европы" и какая-либо абстрактная тема. Победителем конкурса проектов, объявленного в 1996 году, стал Роберт Калина из Австралийского нацбанка.

Предложенные им банкноты отображают архитектурные стили семи периодов в истории европейской культуры: классический (античный), романский, готический, Возрождение, барокко и рококо, век железной и стеклянной архитектуры и современную архитектуру. Эти стили он сумел выразить, используя три архитектурных элемента: окна, двери и мосты. На лицевой стороне купюры достоинством 5 евро, к примеру, изображен портал, который мог бы служить входом в античный храм или быть триумфальной аркой. На оборотной ее стороне помещен типичный для I тысячелетия двухъярусный мост. А вот на купюре достоинством 500 евро красуются современные здания из стекла и бетона. Их фасады представляют собой как бы одно сплошное окно. На обороте -- контуры двух висячих мостов (по типу нашего Московского, соединяющего берега Днепра в районе столичного парка Дружбы народов) с вантовыми фермами и стержнями из стальных тросов.

Если у евробанкнот обе стороны одинаковы для всех стран, то с евромонетами ситуация куда разнообразнее. Здесь общим является только аверс, а реверс каждая страна оформила по-своему. Группы монет отличаются цветом. "Младшие" (1, 2, 5 центов) имеют медный цвет, они изготовлены из стали и покрыты тонким слоем меди. "Средние" (10, 20 и 50 центов) -- золотистые, сплав меди с алюминием и цинком. А старшие (1 и 2 евро) -- двухцветные: сочетание серебристо-белого с золотым. Разумеется, евромонеты отличаются между собой размерами, весом и толщиной.

По-разному подошли страны к оформлению оборотной стороны монет. Австрия, к примеру, разместила на реверсах "младших" монет альпийские цветы -- гиацинт, эдельвейс и примулу. На 10-центовике изображен собор святого Стефана, украшающий центр Вены; на 20-центовике -- замок Бельведер. Реверсы "старших" монет почтены портретами величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта и австрийской писательницы Берты фон Саттнер (роман "Долой оружие!"). Германия использовала для изображения на монетах традиционные мотивы: ветка дуба, символизирующая силу и могущество, Бранденбургские ворота и одноглавый орел -- символ объединенной Германии.

Греки разместили на своих монетах триеру, корвет и современный танкер. Итальянцы не забыли о Марке Аврелии, императоре и философе, а также воспроизвели известный рисунок Леонардо да Винчи "Человек", иллюстрирующий идеальные пропорции человеческого тела. На всех 8 голландских евромонетах изображена ныне правящая королева Беатрикс -- третья подряд женщина-монарх в Нидерландах. На оборотах французских монет увековечены женщины-символы: Марианна, персонифицирующая Свободную Республику и женщина-сеятельница, зовущая к созидательному труду. На "старших" монетах -- древо жизни в шестиугольнике, стилизированном очертании Франции.

ГРИВНА -- НЕЗАКОННЫЕ ДЕНЬГИ

Восхищаясь ювелирным подходом правительств европейских стран к проблеме общих денег, невольно проникаешься гордостью и за отечественную валюту -- чем не произведение искусства? Но, повертев в руках стогривенную купюру, начинаешь ощущать некоторый дискомфорт. Великий Кобзарь почему-то изображен на ней в преувеличенно преклонном возрасте. Да и внешность, приписываемая максимум 47-летнему мыслителю и поэту, что-то весьма сомнительна. Если он на кого-либо похож, то на деда Мазая или Сирка, папашу Прони Прокоповны из знаменитой комедии. Известный коллекционер-бонист Петр Рябченко, зампредседателя Ассоциации нумизматов Украины, составитель "Полного каталога бумажных дензнаков России, СССР, стран СНГ", которым с 1990 года пользуются все бонисты мира, вспоминает, что художник Василий Лопата, трудившийся над созданием гривни, в частном разговоре отрицал свою причастность к размещенному на стогривенной банкноте этого портрета. Изображение появилось в последнюю минуту. Откуда -- пока не известно. Ну, ладно, если истории угодно сохранить в тайне, откуда взялся на деньгах лик "поэта-гречкосия", то не менее интересно узнать, куда в то же время подевался обязательный атрибут государственности -- герб Украины, т.е. тризуб? И еще один вопрос, самый простой: почему на сотках отсутствует элементарная информация -- дата их выпуска? Возможно, ответ следует искать где-то в плоскости самовольного увеличения бумажной денежной массы?.. А что, взяли да напечатали, а когда -- кто узнает.

Вы будете смеяться, но кроме прочего, наша гривня -- незаконна. Статья 92 Конституции (1996 год) гласит, что по всем вопросам, касающимся денежного обращения в Украине, должен быть принят Закон, разъясняет Петр Федорович. Но закона о денежном обращении у нас нет, как и закона о денежной единице и денежной системе государства. Верховной Радой принят пока что только закон "О Нацбанке". Короче говоря, наши деньги -- полусироты. У них есть "папа" -- президент государства, который в 1996 году издал Указ о проведении денежной реформы. Но "мама", долженствовавшая в течение полугода их узаконить, не сделала этого до сих пор. Вот и получается, что мы пользуемся деньгами незаконными. Но указными.