1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №136 (1184) за 21.06.2002

КАК ЗАЙТИ В ЦЕРКОВЬ, ЧТОБЫ НЕ НАВЛЕЧЬ ГНЕВА БОЖЬЕГО

Святая Троица -- пятидесятый день после того, как Иисус пострадал на кресте за грехи человечества. В этот великий день, разъясняет отец Евгений из кафедрального Владимирского собора УПЦ КП, ученики Спасителя (всего около 120 человек), собравшиеся на горе Сион, услышали шум с неба. Потом увидели огненные языки, которые спустились и почили на 12 апостолах. Тут произошло чудо -- апостолы заговорили на разных языках. Схождение Святого Духа и разноречие апостолов символизировали рождение Христовой церкви на земле. Впоследствии апостолы свидетельствовали перед всеми народами на понятных им языках о подвиге Христа, указывая им путь к спасению.

В большие православные праздники, к которым принадлежит и День Святой Троицы, количество прихожан в храмах заметно умножается. И в этом году приобщиться к обряду поспешат многие из нас, обычно наведывающиеся в храм только по большим праздникам. На самом деле церковь -- это место особенного присутствия Бога на земле. Посему, учат духовные пастыри, вести себя в храме нужно так, чтобы вместо благословения не навлечь на себя гнев Божий. Но как именно это делать, мы зачастую просто не знаем. Поэтому, в преддверии Троицы (23 июня), предлагаем читателям ознакомиться с самыми простыми правилами достойного поведения в православной церкви, как советует Наместник Чудотворной Великой Лавры Преосвященнейший Павел, Епископ Вышгородский.

ПЕРЕКРЕСТИСЬ, СЫНОК...

Приходить лучше за 5--10 минут до начала службы. Входя в церковь, следует перекреститься и сделать поясной поклон. Мужчины при входе снимают головной убор. Женщины же наоборот, покрывают голову (в знак смирения перед Всевышним за нарушение прародительницей Евой первого завета, касающегося запретного плода). Одеваться надо "соответственно своему полу". В храме не рекомендуется громко разговаривать, держать руки в карманах и жевать жвачку. Если вы привели на службу свое чадо, не позволяйте ему бегать и резвиться. Плачущего ребенка нужно сразу вывести на улицу. Подпевать хору можно, но очень тихо. При общенародном пении тоже не следует допускать "бесчинных воплей". Сидеть в православном храме разрешается только больным или сильно утомленным. Но как бы вы ни были утомлены, закидывать ногу на ногу, опустившись на скамеечку, все-таки не стоит. На церковной паперти нельзя курить, исключается визит в святую обитель с домашними любимцами: котами, собаками, попугаями и другой живностью.

...Как-то на моих глазах неумелая женщина, впервые, видимо, вошедшая под своды собора, подошла к иконе Богородицы "О Неожиданной Радости" не сбоку, как принято, а в открытые для священников врата. Это грубая ошибка, но тон, коим нравоучали ее более опытные сестры, оказался, как по мне, еще менее богоугодным делом. Потому, если ваш ближний нарушил правила благочестия, замечания следует делать тихо и деликатно, чтобы его первая ошибка в храме не стала причиной его последнего посещения обители Господа. А лучше всего вообще воздержаться от замечаний. В церкви надо оставаться до окончания службы. Уходить раньше можно лишь по причине болезни или в случае серьезной необходимости. Переступив порог храма, человек, как правило, подходит к свечному ящику. И это правильно, ведь с маленькой восковой свечи начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду, разъясняет Преосвященнейший. Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорил, что чистый воск означает чистоту и нескверность приносящих его людей. Свеча -- это знак раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска символизирует готовность послушания Богу. Горение же свечи означает обожение человека, его превращение в "новую тварь" действием огня Божественной любви. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действо должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами. Нет обязательных правил, куда и сколько следует ставить свечей. Завсегдатаи стараются каждый раз поставить несколько: к праздничной иконе, которая лежит на аналое -- посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы -- о здравии близких; ко Кресту на прямоугольный подсвечник (канун) об упокоении усопших. Можно поставить свечку любому святому или святым. Если на подсвечнике нет свободного места, не стоит гасить и выбрасывать в ведерко для огарков чужую свечу. Лучше подождать или попросить служителя поставить ее в более подходящее время. Если же вашу не догоревшую свечу потушили по окончании службы, не огорчайтесь -- жертва уже принята Богом. Поучения старушек, что свечу надо обязательно ставить правой рукой, а опалять нижний конец для устойчивости в лунке -- смертный грех, -- не что иное, как околоцерковные суеверия: их много, но все они бессмысленны, разъясняют духовные пастыри.

-- Перекрестись, сынок, -- говорит негромко женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо осеняет себя крестным знамением. "Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа", -- шепчут губы. Это идеал. Но многие верующие, тем более миряне, крестятся неправильно. "Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, а осыпает себя солью; третий -- со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Самая распространенная ошибка, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи", -- огорчается автор "Азов Православия". Мелочи? Пустяки? Но вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен". Сила крестного знамения необычайно велика, учат отцы церкви. Известно много случаев, когда бесовские чары рассеивались, как только человек перекрестился (вспомним хотя бы героев Гоголя). Потому те из нас, кто делает это небрежно, попросту радуют бесов.

Какое же крестное знамение будет правильным? "Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца -- плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение сына Божия с неба на землю (два пальца -- образ двойной природы Иисуса Христа). Сначала касаемся лба -- для освящения ума, затем переносим в область солнечного сплетения -- для освящения чувств, после этого на правое плечо и заканчиваем невидимый рисунок возле левого плеча, освящая телесные силы. Опустив руку, православные совершают небольшой поклон условно изображенному на себе Голгофскому кресту. Кланяться одновременно с начертанием не следует, поскольку крест для поклонения еще не готов. Кстати, в старых учебниках Закона Божия при описаниях крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. Но в таком случае он получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

НЕ ПРОТЯГИВАЙТЕ РУКУ СВЯЩЕННИКУ

Часто в телерепортажах можно увидеть, как присутствующему на каком-либо торжестве высокопоставленные госмужи протягивают митрополиту, Патриарху, иному духовному лицу ладонь для рукопожатия. Это свидетельствует о том, что простым правилам, о которых мы сейчас говорим, они не обучены. Дело в том, что при встрече с батюшкой верующие стараются непременно испросить для себя благословения, а поздороваться со священником за руку может только равный ему по сану. Все остальные, даже диаконы, благословляются у него. Чтобы получить благословение, надо сложить вместе ладони (правая обязательно поверх левой), чтобы принять в них благословляющую руку. Мнение старушек, что в протянутые ладони священник опускает "благодать", не более чем досужие вымыслы. Кстати, благословиться у батюшки можно и тогда, когда он одет "по гражданке", то есть не облачен в ризу. И не только в храме, но и в публичном месте. Однако не стоит приставать, скажем, в вагоне метро к духовному лицу, которое с вами не знакомо.

Попав на службу, невольно обращаем внимание на одеяние священнослужителей. Оказывается, цвет -- неотъемлемая часть церковно-литургической символики. Гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Используется также белый цвет, как совокупность всех ранее перечисленных, и его противоположность -- черный. Белый -- символ Божественного света (священники одевают белые одеяния в великие праздники -- Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения, а также на Пасхальную заутреню. В белом совершается обряд крещения и погребения); красный цвет символизирует несказанную или невысказанную до конца пламенную любовь Бога к человеку, в красных облачениях (цвет крови в то же время) проходят и службы в честь мучеников. Желтый и оранжевый цвета символизируют славу, величие и достоинство (воскресные службы), зеленый -- слияние желтого и голубого (сочетание цветов нашего флага, кстати) означает оживотворение человека Христом (желтый) и возведение его на небо (голубой). Голубой или синий -- цвета праздников Богородицы, это цвет неба и соответствует учению о Божьей Матери, вместившей Небожителя в Пречистой Утробе. Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный (цвет крови Иисуса и Воскресения) и синий, что означает -- крест открыл нам дорогу в небо. Черный или темно-коричневый -- символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Поэтому черную одежду одевают миряне в дни траура. Кстати, траурная одежда королевы -- белая.

Поскольку мирская суета зачастую мешает нам приходить в церковь, молиться можно, следуя легко выполнимому правилу, установленному для людей, у которых хроническая нехватка времени, святым Серафимом Саровским. "Поднявшись от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы. Потом песнь Богоматери -- "Богородице Дево, радуйся" также трижды. В завершение -- Символ Веры -- "Верую во единого Бога", один раз". Можно не ограничиваться этим малым правилом и читать про себя молитвы на ходу: в транспорте, тогда меньше будут мешать набившиеся в салон автобуса или трамвая ближние, дома, на работе, если вашим инструментом не является ум. Указанные молитвы в описанном порядке можно читать и отходя ко сну. Святой Серафим уверяет, что, держась этого малого правила, можно достигнуть меры христианского совершенства, потому что эти три молитвы -- основа христианства.

Ставшие модными крестики, церковники воспринимают как символ глумления на Православием. Ничто так не радует бесов, как непочтительное отношение к кресту. Потому выставлять золотой крест на всеобщее обозрение, особенно в глубоком разрезе декольте не стоит. Право носить крест поверх одежд до XVIII столетия имели только епископы, позже -- священники. Всякий, кто пытается уподобляться им, совершает грех самосвятства. Потому нательный крестик носят на теле, под одеждой. Лучше всего покупать святыню в храме, где они уже освящены.

БЛАГОВЕСТ, ТРЕЗВОН, ПЕРЕБОР

Если хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка была прочитана, напишите ее разборчиво, крупно, упоминая не больше 10 имен. Вверху начертите крест. Озаглавьте записку: "о здравии" или "об упокоении". Имена близких следует писать в родительном падеже (кого?), ставить полную форму имени (не Серегу, а Сергия; не Васю, а Василия, не Галку, а Галину). Детей до семи лет в записке называйте младенцами, от 7 до 15 лет -- отроком (отроковицей). Допускается включение в записку определений: воина, монаха, монахини, болящего, путешествующего, заключенного. Все, что больше этого, к примеру, заблудшего, озлобленного, девицы, вдовицы и т.д., -- от лукавого. В заупокойных записках допускаются уточнения: новопреставленного (до 40 дней после кончины), приснопамятного (усопший, имеющий в этот день памятные даты), убиенного.

Церковные звоны -- это отдельная тема. Многие таланты обращались к этой ней. Знаю поэтическое произведение, построенное на звуковом подражании колоколам. Одно только слово "благовест" будит в сердце трепетные детские впечатления. Потому просто интересно уяснить, что церковный звон бывает двух видов: благовест (мерные удары в один большой колокол) -- им прихожан созывают на службу, и собственно звон, когда бьют во все колокола. Звон разделяется на следующие виды: трезвон -- повторяется трижды после небольшого перерыва; двузвон -- звон во все колокола дважды; перезвон -- поочередно в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз; перебор -- медленный звон в каждый колокол поочередно от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так много раз. Перебор еще называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь. Но перебор всегда завершается трезвоном -- символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.