1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №138 (1186) за 25.06.2002

КАК "ЗАЙЦЫ" НОВУЮ ЭЛЕКТРИЧКУ "СЪЕЛИ"

Мы уже привычно (и часто справедливо) жалуемся на переполненные, душные, с раскуроченными сиденьями пригородные электрички. В этом -- неоспоримая сермяжная правда пассажиров. Но у железнодорожников -- не менее бесспорный довод: трудно обеспечить комфортность практически бесплатной услуги.

И ТУТ СЧИТАТЬ МЫ СТАЛИ... УБЫТКИ

Я уже слышу возмущенный голос гражданина, добросовестно оплачивающего свои поездки в электричке и резонно рассчитывающего на "человеческие" условия. Уважаемый, вы для "Укрзалізниці" -- VIP-персона, поскольку являетесь счастливым исключением из правила. А оно, это незаконное, но удивительно живучее правило, гласит: электричка -- единственный в стране бесплатный вид транспорта. По крайней мере, так считают девять из десяти пассажиров электропоездов, привыкшие ездить "на халяву". Уверенные, что серьезные неприятности им не угрожают, они спокойно "фильтруют" назойливые призывы станционного громкоговорителя покупать билеты. Берегитесь, "зайцы", железнодорожники объявили вам тотальную войну!

Но о ней -- чуть позже, а сейчас давайте вместе оценим железную цифирь статистики. Ею поделился начальник пассажирского отдела Киевской дирекции железнодорожных перевозок Александр Гудков. Итак, с 1 гривни, вложенной в развитие и обеспечение жизнеспособности "электричкиного хозяйства", железнодорожникам возвращается 16-17 коп. "Только за первые 4 месяца с начала года наши убытки от пригородных перевозок составили 24,9 млн. грн., -- констатирует Александр Михайлович. -- Причина не в том, что эта деятельность априори убыточна, а в том, что на 50-60% контингент электричек состоит из безбилетчиков. Еще 10-15% пользуется фальшивыми документами на право бесплатного проезда: пенсионными, чернобыльскими и прочими удостоверениями. Я сам участвовал в рейдах с контролерами-ревизорами и милицией, поддельные ксивы изымали сотнями, и каждому ее владельцу я оставлял свой телефон: звоните, если считаете, что вас незаконно обидели. Так вот, за все время был один звонок. Я предложил приехать и со специалистами на месте убедиться, что этот документ -- "липа". "Ха-ха", -- отреагировал звонивший и положил трубку".

На сегодня правительством утверждены 33 категории льготников, имеющих право на бесплатный проезд в пригородных поездах. Но далеко не все из них знают, что при этом должны брать в кассе бесплатный билет. Зачем это нужно? Финансово-экономическая служба "Укрзалізниці" ведет учет таких билетов, ведь на каждом из них проставлена цена. И по истечении определенного периода выставляет счет на компенсацию затрат соответствующим государственным органам -- Пенсионному фонду, министерствам и ведомствам, к которым "прикреплены" льготники. Правда, железнодорожникам компенсируют всего несколько процентов этих затрат, даже если в бюджете упомянутых госорганов на транспортные расходы "забиты" куда большие суммы. Это -- уже проблема государственной политики, перезревшая и требующая немедленного решения.

Мы же вернемся к нашим баранам, то бишь -- "зайцам". Тем, кто сетует на переполненность электричек, небезынтересно будет узнать, что двуногие "грызуны" только за первый квартал "съели" новенькую электричку, которая могла пополнить парк пригородных поездов Киевского отделения. Ведь на ее покупку нужно 16 млн. грн. А на капремонт одной электрички -- от 1,6 млн. грн. Но откуда возьмутся деньги на обновление подвижного состава, если железнодорожники по вине безбилетчиков вместо "прибытков" получают убытки.

НЕ ЗАПЛАТИШЬ -- ПО ШПАЛАМ ПОЙДЕШЬ!

Но, как говорил Гете, "Мертва теория, мой друг, а древо жизни -- зеленеет". Чтобы воочию убедиться, как обстоит дело с размножением "зайцев", мобильная группа журналистов выехала в рейд. Железнодорожники предложили провести эксперимент на станции "Ирпень", в 27 км от столицы. Это -- одна из 63 станций, находящихся в ведении столичной дирекции, самая что ни на есть типичная по всем показателям.

Начальник станции Петр Паюк докладывает оперативную обстановку: по пути следования электрички №6632 из Коростеня купили и получили бесплатные билеты всего 120 человек. "Сейчас вы сами увидите, сколько народу в ней на самом деле едет". И вот мы на платформе. Поезд приходит вовремя (кстати, график движения электричек сейчас выполняется на 99,2%). Десять вагонов, в каждом -- 81 "сидячее" место. Вместе со стоящими, по нашим прикидкам, набирается по сотне человек на вагон. Итак, на тысячу пассажиров -- 120 билетов...

Увы, Ирпень не улучшил это соотношение. На платформе собралась толпа, больше 400 человек, и все они пополнили "население" электрички. "А теперь запросим кассу о количестве проданных билетов", -- предлагает Паюк. Оказывается, нашлось всего лишь 40 добросовестных граждан, обзаведшихся платными или бесплатными билетами.

"Так дольше не может продолжаться, -- резюмирует А. Гудков. -- Пусть через прессу "зайцы" узнают, что мы начинаем применять к ним самые жесткие меры. С 1 июля организуем усиленный контроль: группа, состоящая из работников милиции и ревизоров, прочесывает электричку. Затем, остановив ее на 10-15 минут, высаживает всех безбилетчиков. Срыва графика из-за этого не будет: время поезд нагонит в пути. Думаю, прождав несколько часов следующей электрички или протопав по шпалам десяток километров, в другой раз "заяц" решит, что дешевле купить билет".

Наверняка добросовестные пассажиры сочтут справедливым такой крутой подход. Ведь лучше платить за проезд и с комфортом ездить в новых поездах, чем толкаться в старых ради блага любителей дармовщинки.