1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №139 (1187) за 26.06.2002

ИСТОРИЯ

ПЕРВЫЙ САНИТАРНЫЙ ФУРГОН ПОЯВИЛСЯ В ВЕНЕ

...Зрители Венской комической оперы 8 декабря 1881 года не подозревали, что для половины из них этот вечер станет последним в жизни. Во время представления загорелся занавес, затем -- пожар, паника, давка... Больше суток 500 стонущих раненых, обожженных лежали у сгоревшего здания театра в ожидании помощи. И это при том, что больниц в городе было немало. Врачи не торопились к несчастным: кто им заплатит-то...

Потрясенный случившимся, профессор-хирург Яромир Мунди бросился к властям доказывать: надо создать специальную скорую помощь! Но понимания у чиновников не нашел. И тогда горожане на деньги графа Ганса Вильчека создали "Вольное общество подаяния первой помощи в Вене" -- кроме медиков, в нем была пожарная команда и спасательная лодочная станция.

В 1883 году в Вене появился первый санитарный фургон. Через несколько лет медики обзавелись 25 экипажами "на резиновом ходу". Экипажи стояли наготове около остановок конно-железных дорог. В случае необходимости у извозчиков брали коней, запрягали в фургон и ехали на место происшествия. А когда появились свои лошади, то после удара колокола, возвещавшего о несчастье, врач успевал выехать через 10 минут! По тем временам неслыханная оперативность. На стенах домов прикреплялись носилки, а рядом была табличка с надписью: "Этими носилками может воспользоваться каждый нуждающийся в них. Покорнейшая просьба привезти их тотчас на то же место, как только в них минет надобность, и снова застегнуть ремни"...

"КРУЖОК ВРАЧЕЙ ДЛЯ НОЧНЫХ ДЕЖУРСТВ"

В 1881 году по инициативе киевских ученых-медиков при городской думе на Крещатике был создан первый и долгое время единственный в Российской империи "кружок врачей для ночных дежурств" -- по сути скорая медпомощь. В городе с 330-тысячным населением дежурили сначала 19 медиков, через пару лет -- 29. А в конце июня 1902 года на ул. Больничной, 6 (теперь ул. Пирогова) заработала первая в России Станция спасательной медицинской помощи с тремя каретами для 8 врачей и 8 санитаров. В тесных, непригодных для жилья помещениях оборудовали приемную, перевязочную, аптеку, комнату дежурных врачей, канцелярию. Тут же жил завстанцией, во флигеле -- санитары. Была и кухня. За образец взяли опыт таких учреждений Вены, Будапешта, Варшавы и Лодзи. Даже кареты были куплены австрийские. А через год такая служба возникла в Одессе, затем в Риге.

С 9 до 23 часов дежурили два врача, ночью -- один. Постоянно, при любой погоде, наготове к выезду стояла запряженная карета. Одна выезжала, сразу же готовили другую. Если обе были на выезде, на помощь в любое время отправлялся заведующий станцией. Всего за сутки могли оказать помощь 20--27 потерпевшим. А за полгода было больше 2000 выездов.

ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ГОНОРАРА ПРОСЬБА ВРАЧЕЙ НЕ УТРУЖДАТЬ

Общество скорой медпомощи обратилось к жителям Киева с просьбой. "Просим лиц... руководиться исключительно нижеследующими правилами и помнить, что общество учреждено лишь с целию оказывать первоначальную медпомощь в несчастных случаях, внезапных заболеваниях и болезненных припадках (обмороки, колики, истерия и т.п.).Заболевания на частных квартирах не входят в круг деятельности общества. В виде исключения -- в случаях, требующих однократного, но немедленного пособия, когда каждая минута запоздалой врачебной помощи является вопросом жизни или смерти пострадавшего: отравления, угар, удавления, тяжелые ранения, ожоги, случаи, вызванные обвалом потолков, ... последствия взрыва газа, поражения током, кровотечения, укусы бешеными животными и т.п."

Помощь при несчастных случаях и травмах оказывалась бесплатно, а средства на это собирали на благотворительных вечерах, с пожертвований филантропов. И общество просило не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, который они ни в коем случае принять не могут. Санитарная прислуга и кучера за принятие "дачек" немедленно увольнялись со службы. В 1909 году биржевая артель подарила станции карету-ландо с конями для перевозки больных пассажиров с железнодорожного вокзала в городские лечебницы.

... А НА ВЫЗОВЫ ХОДИЛИ ПЕШКОМ

В гражданскую войну, во время уличных боев, врачи и сестрички оказывали помощь раненым -- и белым, и красным. В 1919 году ее национализировали и подчинили комиссариату здравоохранения. В 1941 году в Киеве работали 115 врачей "скорой", 23 бригады и 46 санитарных автомобилей.

В первые же дни второй мировой большинство работников станции были мобилизованы. 100 человек не вернулись с фронтов. Некоторые эвакуировались, а те, кто остался, после дежурства разгружали эшелоны с ранеными... Во время оккупации Киева все имущество, оборудование, аппаратура было разграблено или уничтожено. Но уже через месяц после освобождения столицы Украины станции дали грузовой автомобиль, подводу -- приступайте к работе! На вызовы врачи в основном ходили пешком, а после дежурства восстанавливали мастерские, гараж. И вскоре "скорая" стала лучшей не только в Киеве, но и в бывшем Союзе.