1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №140 (1188) за 27.06.2002

ОХОТА НА ПРЕМЬЕРА

Похоже, теперь для нашего премьера, более года правившего Кабмином так бесконфликтно и тихо, что казалось, будто он вообще в стороне от большой политики, наступают другие времена. Не связанный ни с какими финансово-промышленными группами, Анатолий Кинах весной прошлого года легко прошел через "парламентское сито", потому что оказался в то время самой компромиссной фигурой на фоне тупикового противостояния различных политических сил, каждая из которых считала: главное -- не пропустить кого-нибудь из лагеря "врага". И пока сохранялось прежнее политическое равновесие, спокойный и "тихий" премьер всех устраивал. Но прошедшие выборы, новая расстановка сил в парламенте, кадровые рокировки в президентской Администрации серьезно изменили ситуацию...

Доселе скромно державшийся особняком премьер-министр вдруг оказался в центре всеобщего внимания. Ему приходится испытывать на себе, велика ли доля правды в известной шутке о том, что человек никогда не бывает одинок, ибо кто-нибудь всегда за ним следит. Впрочем, взоры "заинтересованных" лиц прикованы не столько к самому Кинаху, сколько к его премьерскому креслу.

ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ ОППОЗИЦИЯ

Некоторые сегодняшние события, происходящие на политической сцене страны, могут показаться иррациональными и нелогичными. Но это лишь на первый взгляд. А если на них посмотреть в свете уже начавшейся подготовки к президентским выборам 2004 года, то все обретает определенную логику.

В предстоящих сражениях безусловно важны все административные рычаги -- и недавно "разобранные" главные должности в руководстве парламента, и председательские места в комитетах и фракциях, и ключевые посты в администрации Президента, на которые тоже пришли новые люди. В этой ситуации кресло премьера смотрится как последний бастион, который еще предстоит "взять". Именно поэтому, несмотря на заявления Президента о том, что премьер-министр его устраивает, многие влиятельные политики считают, что правительству Кинаха уже пора "сворачивать" дела. И, конечно же, психологическое самоощущение обороняющихся в "последней незанятой цитадели" резко меняется, "... ведь Бог войны иной, чем Бог терпенья".

Первой начала "боевые действия" Юлия Тимошенко, объявившая сбор подписей за отставку правительства. Но поскольку основные обвинения "газовая леди" строила на акциях протеста шахтеров, требовавших погасить задолженность по зарплате, а сам премьер в срочном порядке предпринял необходимые меры и решил эту проблему, инициатива Тимошенко скорее напоминала спонтанную популистскую выходку.

Более основательно готовила наступление "Наша Украина". Еще накануне запланированного в Верховной Раде отчета правительства по исполнению бюджета собрался политсовет этой фракции и постановил: предстоящий отчет признать неудовлетворительным. Затем фракция провела работу в "депутатских массах" для поддержки "разгромного" проекта постановления, подготовленного бюджетным комитетом. И хотя глава комитета дипломатично объяснял, что предлагается "самая допустимая по отношению к правительству санкция", было понятно: речь идет о "высшей мере".

Некая ассоциация с терминологией Уголовного кодекса возникает потому, что в проекте упомянута и Генеральная прокуратура, которой предписывалось "решить вопрос о привлечении виновных к ответственности". А спикеру поручалось направить Президенту письмо с предложением о "принятии мер" в отношении некоторых членов правительства. Обитатели правительственных кабинетов были немало озадачены: так ли уж оправдано использование "судебно-процессуальной" терминологии, если во многом правительство Кинаха проводит политику предыдущего премьера, а ряд "старых" министров и поныне сохраняют свои посты?

Конечно, все понимают: атмосферу здорово подогревают страсти политической борьбы, и в этой ситуации премьер-министр становится заложником собственной должности. Но как бы там ни было, за предложенный проект проголосовали 216 нардепов -- для принятия решения не хватило десятка голосов. Атака захлебнулась, но не прекратилась. Уже на следующей неделе бюджетный комитет повторно будет выносить на голосование свой проект. Правда, уже "доработанный". А затем еще предстоит обсуждение программы деятельности Кабмина... Так что в ближайшие дни правительству придется еще по крайней мере дважды занимать оборону.

По дошедшей до нас информации из конфиденциальных источников, в минувшие выходные в штабах главных "оппонирующих" сил работа не прекращалась. Состоялись и "встречи без галстуков" на нейтральной территории. Обороняющаяся сторона предпринимает попытки не только защититься, но и "договориться". Наступающие стороны пытаются "прощупать", в какие формы можно облечь дальнейшие отношения
с Кабмином, если премьера свалить не удастся.

Для нынешнего состава Кабмина жизненно важно найти с оппонентами "общий язык". Ибо совершенно ясно, что некоторые фракции не поддержали резолюцию бюджетного комитета отнюдь не из-за симпатий к правительству или премьеру, а просто из логики, что главу Кабмина лучше по осени снимать. Собственно, только вопрос о "часе Икс" и внес в ряды оппозиционных фракций разногласия по поводу дальнейшей премьерской судьбы. Если "Наша Украина" и БЮТ готовы свалить Кинаха уже сегодня, то социалисты полагают, что целесообразней это сделать на следующей парламентской сессии , поскольку трудности, с которыми в октябре-ноябре столкнется правительство, ослабят его сторонников, а следовательно -- создадут для оппозиции более выгодные условия реального влияния на формирование будущего Кабмина.

ЧЕГО ХОТЯТ ПРОПРЕЗИДЕНТСКИЕ ФРАКЦИИ

Не только в стане оппозиции премьер приобретает новых противников. 39 членов бюджетного комитета -- это представители всех фракций. А 288 голосов за то, чтобы проект постановления, предложенный бюджетным комитетом, был вынесен на голосование -- это чуть ли не конституционное большинство, которое настроено по отношению к премьеру не очень дружески.

И даже фракция, сформированная из представителей "Трудовой Украины" и возглавляемой Анатолием Кинахом Партии промышленников и предпринимателей (на эту силу Анатолий Кириллович рассчитывал как на свою главную опору в парламенте), не оправдала его надежд. Лидер фракции Сергей Тигипко без обиняков заявил: "То, что дал сегодня Кабинет министров, мы считаем неприемлемым. Нас не удовлетворяет очень многое, и в первую очередь -- отсутствие приоритетов".

Немало нардепов расценили такое высказывание как заявку самого Тигипко на то, чтобы и его кандидатура рассматривалась в качестве одного из возможных претендентов на пост премьера. По нашим данным, и в некоторых других фракциях, "вылупившихся" из "Единой Украины", тоже лелеют мечты если не о должности премьера, то, по крайней мере, об участии в новом составе Кабмина.

ЧЕГО ХОТЕЛ БЫ САМ ПРЕЗИДЕНТ

Глава государства сейчас напоминает недремлющего игрока, строго следящего за поддержанием баланса политических интересов и в случае необходимости умело разрушающего многоходовые конструкции как своих противников, так и союзников. Дабы не позволить ни тем, ни другим заполучить слишком много позиционных преимуществ, которые могли бы в дальнейшем дать им свободу для каких-то неожиданных "маневров". Поди знай, куда эти маневры могут завести...

Президент сегодня -- главный хранитель целостности Кабмина. Но из его последних заявлений прочитывается и готовность в определенных обстоятельствах пожертвовать премьером. Разумеется, при железном условии: если выбор новой фигуры будет диктоваться не интересами "Нашей Украины" или, тем более, всей оппозиции, не интересами эсдеков или "регионалов", а прежде всего интересами самого Президента или, по крайней мере, интересами создания такого парламентского большинства, на которое Президент мог бы уверенно опереться.

НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО ПОСЛЕДНЕЕ?

Ющенко упорно твердит, что парламентское большинство возможно только на основе предложенного "Нашей Украиной" договора о взаимной ответственности. Однако проект договора, не говоря уж о весьма прохладном к нему отношении нескольких парламентских фракций, не устраивает и самого Президента. Документ предусматривает существенное ограничение его полномочий, но всерьез соглашаться на это глава государства, как видно, даже и не помышляет. Поэтому есть все основания полагать,
что работа по формированию парламентского большинства все же ведется, но ... по "обходному" сценарию. Представитель Президента в Верховной Раде Александр Задорожный даже цифру озвучил -- 240 нардепов составят большинство, которое появится в начале следующей парламентской сессии.

А вот конфигурация этого большинства и определит, какой премьер лучше других "впишется" в новый политический расклад. И, конечно же, не только Кинахом ограничится возможный выбор. Уже сегодня поговаривают о Януковиче, Дубине, Радченко... К осени могут появиться и другие имена.

...На недавнем приеме в посольстве влиятельной европейской страны один из наших министров выделялся в оживленной многоязычной публике тем, что как-то уж очень неприкаянно, как будто в прострации, блуждал среди гостей с бокалом вина в руке. Вдруг он подошел к представителю "Сегодня" и затронул вопрос, который, по всей видимости, очень мучил его в последнее время:

-- А вот у вашей газеты какие прогнозы -- устоит наш Кинах или нет?

От дальнейшей судьбы премьера, конечно же, зависит и его собственная карьера. Поэтому наши бедолаги-министры все сейчас немножко Гамлеты -- быть им завтра или не быть?