Выпуск газеты Сегодня №142 (1190) за 01.07.2002
ЧТО ТЕБЕ СНИТСЯ, ГАМЛЕТ-ПОКОЙНИК?
Жолдак-режиссер и Жолдак-оратор -- это, так сказать, две большие разницы. Оба -- провокаторы, оба эффектны и убедительны, обоих впору полюбить. (Хотя и странною любовью.) Но то, что говорит второй, имеет очень мало общего с тем, что ставит первый. Накануне показа в Киеве харьковского "Гамлета" Андрей Жолдак собрал пресс-конференцию, на которой, кроме скорбных реплик вроде "ніхто мене не любить, ніхто не поважає", рассказывал, что Гамлет -- это такое существо-ангел, не мужчина и не женщина, созданное лишь для красоты: не кричать и бороться, а лишь созерцать всяческие приятности окружающего мира.
На самом деле беднягу Гамлета (угробленного, видимо, задолго до начала показываемого нам действа) мучают красивые и кошмарные сны, где стадами носятся железнодорожные проводницы, все друг друга подслушивают за фанерными перегородками, а изъясняться предпочитают при помощи сигналов флажками, Гертруда "фэйсом" об забор убивает бедняжку Офелию, датский двор по-параджановски коллажно, но нескончаемо многократно фотографируется -- группками и по одному, целиком и отдельными частями тела; народ бегает на пляж, ширяется, танцует под немецкие песенки, катается на качелях, моется...
Боюсь, Гамлет видит все эти сны, лежа в морге -- иначе почему бы он был раздет? Ну, а насчет того, что он создан "для красоты" -- так это на любителя. El Кравчук практически весь спектакль медленно фланировал по сцене (сидел, лежал), сияя белоснежным телом, прикрытым лишь в самом-самом причинном месте. Запел только раз, и то в записи, так что эффект "ты нэ пой -- ты толко хады" получился неплохой -- в живые картинки художника Жолдака "солдат кохання" вписался живописно. Хотя, конечно, он просто меркнет рядом с блестящей Офелией -- Викторией Спесивцевой. Она-то может все: и поразить самого искушенного ценителя красоты совершенной внешностью, и с абсолютным самоотрешением пройти "по лезвию ножа" этой опасной затеи, которую сам Жолдак признает "театром риска".
"Поверьте мне, я очень мало думаю", -- изрек на пресс-конференции El Кравчук. Пришлось уважить звезду -- поверить. Кстати, это правильно. Когда смотришь спектакли Жолдака (участвуешь в них, рассуждаешь о них), думать необязательно и даже нежелательно. А то еще, не дай Бог, обидишься за старика Шекспира. А это атавизм. Говорят, репетиционный процесс Жолдак начал с того, что прочитал актерам пьесу вслух -- от первой до последней реплики. Заняло это часа три с половиной. Спектакль втиснулся примерно в те же временные рамки, но текста в нем осталось процентов пять, причем без малейшего намека на хронологический порядок. И звучит он под фонограмму. "Вживую" лишь гулко зовут: "Гам-ле-те! Гам-ле-те!" Кстати, в предыдущем провинциальном шедевре Жолдака (провинция в данном случае -- понятие чисто географическое), "Женитьбе" Черкасского театра, эффект гениальности разбивался именно в тот момент, когда актеры раскрывали рот. В "Гамлете" эта проблема решена.
...В Театре Франко в этот вечер было настоящее столпотворение. Удивительно, но к третьему действию количество народу в зале почти не уменьшилось (стоя в проходах, переминались с ноги на ногу даже солидные тёти и дяди), несмотря на сильную затянутость второго действия. Жолдак -- не какой-нибудь Микельанджело, чтоб "отсекать лишнее" от своих глыб мрамора -- того и гляди, с водою выплеснешь дитя.
В финале плескались в тазиках -- бурно, азартно, щедро поливая первые ряды и доводя до экстаза-апофегея весь зал. Жолдак -- огромный, холщовый, мешковатый, с "оселедцем" на макушке и красным рюкзаком за плечами -- вырвавшись на поклоны, швырял подаренные ему букеты оземь. Припомнилось, что мудрый критик Наталья Ермакова назвала его "стенобитной машиной, которая должна расколоть стену европейского снобизма". И действительно, Жолдак все прочнее входит в число режиссеров, которыми интересуются в мире (и даже, страшно сказать, равняются на них!), а "Гамлет", премьера которого в Харькове состоялась всего месяц назад, уже побывал на фестивале в Румынии и получил несколько зарубежных приглашений.
Андрей собирался ставить подряд трех "Гамлетов", но признался: "Я настолько сильно травмирован украинским "Гамлетом", что от русского (с Витасом в главной роли) отказался, а французский спектакль пока отложил". Что ж, часть публики тоже травмирована. Еще часть -- контужена. Но мы, удачно выжившие (к счастью, пока не из ума) без членовредительства, будем свидетельствовать перед потомками, что сей спектакль -- произведение искусства. Искусства, для которого не существует непопираемых авторитетов и строгих рамок: вот так -- правильно, а так -- нет. Искусства, которое прекрасно именно своим многообразием. А без такой краски, как режиссер Андрей Жолдак, болото отечественного театра окончательно превратилось бы в трясину.