1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №143 (1191) за 02.07.2002

ПЕТР ГЕРМАНЧУК ЛОВИТ КРУПНУЮ РЫБУ: КАЗНОКРАДОВ И СОМОВ

К нам в редакцию приехал ревизор. И не простой, а самый "страшный": председатель Главного контрольно-ревизионного управления Украины (КРУ) Петр Германчук. Но пусть его боятся казнокрады. А нам было просто интересно заглянуть под покров таинственности, окружающий структуру, чье название созвучно с самыми одиозными и засекреченными органами бывшего СССР.

НАШЕ КРУ СРАВНИВАЛИ... С ЦРУ

-- В цивилизованном обществе каждый гражданин имеет право знать, насколько разумно держава расходует отчисляемые им налоги. А у нас ?

-- Именно для борьбы со злоупотреблениями в использовании средств казны и была создана государственная контрольно-ревизионная служба. Сегодня она насчитывает 560 подразделений, 8680 сотрудников. В январе 2003-го нам исполняется 10 лет. Указом Президента наше ведомство получило статус центрального органа исполнительной власти, который контролирует расходование средств госбюджета и всех государственных целевых фондов потребления, финансируемых из казны. Кроме того, мы осуществляем контроль за использованием казенного имущества, коммунальной собственности и земельных ресурсов, а также за возвратом кредитов, выданных под гарантии правительства. По заданию правоохранительных органов и частников "трясем".

Помню, в первые дни работы в КРУ ко мне попала докладная записка Мирового банка с описанием контролирующих органов Украины. Нас на полном серьезе сравнивали с... ЦРУ, с его службами дознания и глубокой засекреченностью. Сегодня нас никто не может упрекнуть в закрытости для общества: даже свою страничку в Интернете имеем.

В наш адрес было много нареканий: дескать, контролер идет, куда хочет и проверяет, что хочет. С 2002 года мы перешли на планирование работы. Ежегодно утверждаем в Кабмине план основных направлений деятельности. Все подконтрольные объекты заведомо получают программу с датой встречи и даже вопросами(!), чтобы было время исправить огрехи. Словом, никакого хаоса и спонтанности, как это порой любят рисовать -- мол, налетели, все перевернули. Более того, мы стремимся узаконить периодичность проверок: не чаще раза в год, но не реже раза в три года -- конечно, за исключением поручений правоохранительных органов, в соответствии с законодательством.

МЕЛКОТА НАС НЕ ИНТЕРЕСУЕТ

Но я категорически против того, чтобы распылять силы ревизоров на "ловлю блох". Искать пять копеек неправильно начисленной зарплаты или командировочных -- не наш уровень. В экономике происходят драматичные процессы раздела сфер влияния и перераспределения собственности, там нужен "глаз". Все больше приходится работать с миллиардными суммами растрат...

-- И что надо сделать, чтобы уменьшить злоупотребления?

-- Очень надеемся, что парламент примет предложенные нами изменения в закон о государственной контрольно-ревизионной службе в Украине. Там полномочия контролеров расширяются на любые сферы, соприкасающиеся с бюджетными финансами, государственной и коммунальной собственностью. К примеру, когда мы работали по банку "Украина", то, отслеживая, движение кредитов по 20 крупнейшим заемщикам, провели дополнительные изыскания более чем на 280 других объектах. При этом по каждому из них нужно было иметь предписание следователя или возбуждать уголовное дело.

По нынешнему закону у нас связаны руки, мы не можем предъявлять иски в судебном порядке.

Депутаты уже поддержали нас в вопросе изменения штрафных санкций. Прежде ревизор мог выписать штраф максимум в 80 грн. -- смех, да и только. Если же нарушения исчислялись огромными суммами -- не более 170 грн. Бумага, потраченная на протоколы и документы, наверное, стоит больше. Теперь штраф может составить от 510 до 1700 грн. Причем мы не претендуем по роль последней инстанции, а лишь составляем протокол и обоснование, а решение выносит суд.

-- Петр Кузьмич, не слишком ли много у нас контролирующих структур: Счетная палата, КРУ, ГНАУ, таможня?

-- Нарекания по поводу дублирования их функций безосновательны. На самом деле у каждого -- своя "епархия": Счетная палата занимается глобальными и аналитическими вопросами, КРУ -- более приземленными. Мы с Валентином Симоненко наладили взаимодействие и обмен информацией, не бывает таких случаев, что сегодня на объект идут "счетчики", а завтра -- ревизоры. Аналогичный договор имеется и с налоговиками.

-- Сколько и в каких сферах экономики воруют?

-- В прошлом году контролеры побывали на 7840 объектах: почти каждый второй грешит перед бюджетом. Нашли нарушений на 1,2 млрд. грн., за пять месяцев этого года -- уже больше чем на полмиллиарда. Из прошлогодних растрат порядка 580 млн. грн. возвращено в казну, остальное -- в работе. Ведь часто оказывается, что деньги уже потрачены, сразу их не вернешь. Поэтому мы стараемся упреждать нарушения, а не констатировать их постфактум.

Больше всего махинаций замечено в структурах Минэнерго, что объясняется обилием в этой отрасли целевых программ под бюджетное финансирование. Но в последнее время ситуация в энергетике улучшилась благодаря упразднению суррогатных расчетов через векселя, дисконт и спецфирмы. Финансовые махинации сразу сократились на 60--70%. У коррупционеров выбили почву из-под ног: когда расчеты идут через банковскую систему, нарушать практически невозможно. Считаю, в этой победе есть и наша заслуга.

Еще одно "поле чудес" -- сфера землепользования. Умышленно занижается арендная плата, неправильно оформляются договорные отношения, земля фактически разбазаривается. Сельские князьки придерживают для этих целей энное число нигде не учтенных гектаров. Наши проверки выявили, что в незаконную аренду было передано около 400 тыс. га запасных земель, только прямые потери для местных бюджетов составили более 32 млн. грн. Если же подсчитать урожай, который можно было собрать с этих площадей, выйдет цифра иного порядка. А местные бюджеты все жалуются, что сидят без денег...

-- И какой процент возбуждения уголовных дел?

-- Как я уже говорил, КРУ не уполномочен возбуждать дела, а лишь информирует компетентные органы. Если нарушения очень серьезные, материалы идут премьер-министру, в прокуратуру, СМИ и даже ложатся на стол Президента. Плюс к тому каждый месяц мы готовим для правоохранителей сводку "Наиболее распространенные финансовые нарушения". К сожалению, у нас нет с ними четкой обратной связи. Это большое упущение, и мы стараемся налаживать контакты с прокуратурой и МВД. Но по своим каналам знаем, что результативность представлений КРУ составляет до 50%. Чаще материалы проверок "зависают" на региональном уровне, а вот в центре -- практически стопроцентный эффект.

КАК "ЗАКОПАЛИ" МИЛЛИАРД

-- Назовите самые популярные схемы растранжиривания денег.

-- Иногда их перекачивают на личные банковские счета. Но чаще руководители фирм и предприятий действуют хитрее. К примеру, есть госпрограмма сооружения жилья для военных. Участвующие в ней предприятия направляют на строительство часть своей прибыли, а держава не берет с этих средств налоги. Однако нередко "спонсор" лишь имитирует бурное созидание, которое перерастает в хроническую "незавершенку". В одной воинской части таких объектов числится на $90 млн. Строительные организации, в свою очередь, оприходовали на собственные нужды перечисленные им авансы на $112,5 млн. А ведь, по сути, "зарытые" таким способом деньги должны были пополнить госбюджет! Только по трем субъектам недоплаты составили 20 млн. грн.

-- Приходилось ли вам испытывать политическое давление -- мол, эту "священную корову" визитами ревизоров не тревожь?

-- Представьте, такого ни разу не было. Предположение, что "своих" просто не включают в списки проверяемых, тоже несостоятельно. Эти списки открыто рассматриваются и утверждаются на правительственном комитете. В частности, в этом году мы наметили проверить Государственную налоговую администрацию. Согласитесь, ее председатель Николай Азаров, человек влиятельный, мог бы как-то повоздействовать. Но -- ничего похожего. Если же, скажем, я потребую от ревизора исказить материалы проверки, то это уже -- коррупция, с вытекающими отсюда последствиями...

-- Вы были министром финансов в 1994--96 гг., когда Украину начали обвинять в засилии коррупции. Ныне вы -- член Координационного совета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью при Президенте Украины. По-вашему, в этой борьбе уже есть серьезные победы?

-- Действительно, был период беспредела в отношениях Минфина и Нацбанка, когда наполнение бюджета завязывалось на "пирамиде" гособлигаций, царил бартер и суррогатные расчеты. Это была благодатная почва для злоупотреблений. В 1995--96 гг. нам удалось затормозить печатный станок, перейти на цивилизованные отношения с НБУ и вскоре -- ввести гривню. Покончили с практикой, когда банки вынуждали финансировать угольную промышленность и другие бюджетные "дыры". Кстати, на том мы и разошлись с Павлом Лазаренко, и я с большим удовольствием ушел в парламент.

-- Справедливо ли Украину включили в "черный список" стран, не борющихся с отмыванием денег, полученных преступным путем?

-- Считаю такое отношение к нам необъективным. Мы не выполнили кое-какие формальные процедуры, но сейчас есть все предпосылки исключить нашу страну из пресловутого списка: экономика растет, да и нет уже тех нарушений, по которым вешают ярлык штрафников.

-- Как финансист, не считаете ли вы, что большой внешний долг угрожает безопасности Украины?

-- Как-то экс-министр финансов Игорь Митюков пошутил, что долги отдает только трус. Сегодня Украина, стремящаяся войти в Евросоюз, не допускает даже мысли, что долги можно не вернуть. Нынешний внешний и внутренний долг (около 90 млрд. грн.) составляет треть валового внутреннего продукта. Это сравнительно немного: у некоторых стран он доходит до 60% ВВП, и они чувствуют себя неплохо.

МОИМ ПАРТБОССОМ БЫЛ МОРОЗ

-- Вы -- принципиально беспартийный, но ведь в свое время были коммунистом. Не жалеете о тогдашних привилегиях?

-- Как коммунист, я имел "привилегию" быть в первых рядах: прошел на Новой земле испытательный атомный полигон, потом -- четыре года Чернобыля. Кстати, секретарем парткома областных организаций и учреждений был у меня Сан Саныч Мороз.

-- Все ли сотрудники КРУ имеют "холодную голову, горячее сердце, чистые руки"? В смысле наличия иммунитета ко взяточничеству?

-- Тьфу-тьфу (стучит по столу), с этим порядок. Хотя я с содроганием думаю, как они справляются, особенно если у проверяемого есть серьезные мотивы для сокрытия и за этим стоят "серьезные" люди. Ведь средняя зарплата у нас в 2001-м составляла 394 грн. Разве что в этом году был один эпизод: на Луганщине в коррупции уличили женщину-начальника отдела, умышленно смягчившую итоги ревизии. За это на садовом участке ее матери обрезали деревья -- услуга "аж" на 70 гривен.

Вот говорят, педагог -- это не профессия, а состояние души. Думаю, ревизор -- тоже "состояние", это очень своеобразные, сильные духом люди. Но есть у нас и "болевые точки". Нашим сотрудникам все чаще приходится отслеживать движение денег через заокеанские оффшоры, но, к сожалению, мы к этому не вполне готовы, начиная от знания ревизорами иностранных языков. Поэтому для работы в таких сегментах экономики, как рынки валюты, ценных бумаг нужны деньги на повышение квалификации. Но их, как водится, нет.

-- Петр Кузьмич, нам известно, что вы имеете Орден Святого Владимира. За что удостоены?

-- За реконструкцию взлетной полосы в аэропорту "Борисполь": тогда приходилось договариваться с иностранными инвесторами о кредитных линиях. Я и не подозревал, что министр транспорта подал на меня представление. Было очень приятно ощутить свою "нужность". Кстати, думаю, стоит возобновить советскую традицию морального стимулирования. Люди сами говорят, что, отработав всю жизнь на предприятии, хотят иметь какую-то память, ведь премии -- не всегда лучший эквивалент общественного признания.

-- По Конституции, медицина у нас бесплатная, а в жизни почти всегда за лечение "добровольно-принудительно" взимают плату. Насколько, на ваш взгляд, это законно?

-- Такие взносы должны быть учтены в бюджете лечебного учреждения. Только тогда они становятся законными.

-- У вас взрослый сын, он пошел по стопам отца?

-- Нет, он -- повар. С удовольствием иногда готовит семейные обеды.

-- Всю жизнь вы имеете дело с финансами. Признайтесь, любите деньги?

-- Да кто же их не любит? Они должны быть. Но в бытность министром финансов я и не чувствовал, зачем деньги: на работу приходил в 7 утра, уходил -- в полночь. Тогда было одно желание: выспаться.

-- Сейчас, наверное, свободного времени побольше. Как его используете?

-- У меня одно хобби -- рыбалка. И мне везет! В прошлом году поймали в Черкассах сома на 82 кило: несколько часов нас на лодке за собой таскал! Я лично его разделывал: добычу подвесили на дерево и освежевали, как кабанчика. И по-честному разделили на пятерых. А вот охоту не признаю, даже в утку не могу стрелять -- жалко.
Беседу вели Александр РУЩАК, Михаил РОМАНЦОВ,
Наталия ЯВОРСКАЯ, Светлана ЛИТОВЧЕНКО, Ирина СЛОБОДЯНЮК,
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Виктор ЦВИЛИХОВСКИЙ, Алла ДУНИНА