1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №155 (1203) за 16.07.2002

АВТОБУС "ОТДЫХАЕТ", ПОКА Я ОТДЫХАЮ В "СТОЛИЧНОМ ЭКСПРЕССЕ"

Люди скептического склада, вроде автора этих строк, стараются воздерживаться от высоких слов и превосходных оценок. И не столько потому, что в эпоху советской помпезности они "потеряли смысл, обветшали, как платье", сколько из-за недостатка поводов выразить ими национальные достижения.

Пуск первого в стране скоростного пассажирского поезда "Столичный экспресс" -- как раз тот случай, когда можно без компромиссов со своей совестью гордо заявить: "Могем же!"

ДВЕ СТОЛИЦЫ СТАЛИ ВДВОЕ БЛИЖЕ

Признаться, я не поверил, когда зимой впервые услышал, что через полгода из старой столицы -- Харькова, до новой -- Киева поездом можно будет домчаться почти вдвое быстрее. Теперь это -- свершившийся факт. "Столичный экспресс" ежедневно выезжает из Харькова в 7.05, а в 12.50 он -- в стольном граде. Прибывшие на нем деловые люди успеют провести неотложные встречи, туристы -- осмотреть достопримечательности древнего города, а железнодорожники тем временем подготовят состав в обратный рейс. В 17.30 скоростной поезд отправляется назад в Харьков, и в 23.15 он уже на месте.

Заманчивая альтернатива утомительной поездке в автомобиле, требующей постоянного напряжения за рулем, а тем более -- в междугороднем автобусе: и времени, и денег, и сил автотранспорт забирает больше. Да и самолет, с его "добиранием" до аэропорта, изматывающим оформлением багажа, ожиданием посадки и упованием на подходящую для полета погоду вряд ли сэкономит нам время в пути. Не говоря о нервах и стоимости перелета.

Кстати, о цене. В скоростном "паровозе" она достаточно либеральна: билет первого класса обходится в 47,07 гривни, второго -- всего 30,57 грн. Но об отличиях в удобствах между первым и вторым (скажу сразу: "классового антагонизма" я не обнаружил) -- чуть ниже.

ПРЕЗИДЕНТ: "Я РИСКНУ!"

В это утро жара побила столетний рекорд. Площадь перед харьковским железнодорожным вокзалом накалилась от солнца и взглядов ожидающих "пассажира номер раз". И вот медь оркестра возвестила о прибытии Президента Украины, и короткий праздничный митинг начался.

По словам министра транспорта Георгия Кирпы, "Столичный экспресс" открыл новую эру развития отечественной железной дороги. Ведь по комфорту, дизайну, скорости и безопасности он не уступает западноевропейским поездам, а в чем-то и превосходит их. Министр пообещал в ближайшие годы пустить скоростные поезда от Киева до Одессы, Симферополя и Львова. "Мы проверили себя и убедились в своих силах, -- резюмирует Г. Кирпа. -- Нашли необходимые 300 млн. грн. и всего за 6 месяцев отремонтировали около 500 км путей, 70 вокзалов, 190 полустанков. Наши люди доказали, что умеют работать и поднимать технический потенциал страны до европейского уровня. Я благодарю и работников всех шести железных дорог Украины, участвовавших в создании скоростной линии, и машиностроителей: мы сумели не только колею модернизировать, но и весь подвижной состав научились выпускать. Открывая в прошлом году к 10-летию независимости столичный вокзал, мы показали первый украинский пассажирский вагон. И сегодня "Столичный экспресс" -- это наш локомотив и наши вагоны, которые всего за 4 месяца сделал Крюковский вагоностроительный завод. Это продукция международного класса".

Леониду Кучме, по его собственному признанию, больше всего понравилось, что "захотел министр -- и нашел деньги на проект. Если бы каждый так искал -- мы бы намного лучше жили. Я поздравляю и себя, и вас с этим добрым событием -- пуском скоростного поезда. Ну, а я сегодня первым рискну проехать в нем".

Надо полагать, это была шутка: по уровню безопасности наш экспресс уж точно даст фору западным "собратьям", так что риска -- никакого. И мы с легким сердцем сели в пахнущий свежей краской голубой вагон.

БЫСТРЕЕ ЕДЕШЬ -- ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Так сегодня должна звучать известная поговорка применительно к "Столичному экспрессу". Скорость до 120 км/ч не ощущается: на обновленных колеях практически нет "бортовой качки", а мощные локомотивы тормозят мягко, без рывков (впрочем, остановки только две -- в Полтаве и Миргороде). И дело тут не только в технике, но и в людях. Весь персонал -- начальник поезда, проводники, поездные электромеханики и слесари -- прошли жесткий отбор и дополнительное обучение в Люботинской технической школе. Отсюда -- вежливая предупредительность проводниц, чьи фирменные голубые костюмы и стремительное исполнение пассажирских пожеланий (тому заказ из кафе-бара доставь, этому -- свежую периодику) ассоциируются с вышколенностью стюардесс.

Европейский интерьер вагонов меня приятно удивил. Пастельные тона панелей не напрягают глаза, шторы типа "день-ночь" позволяют создать уютный полумрак, кондиционеры помогают забыть об адской жаре, царящей снаружи, а мягкие анатомичные кресла с регулируемой подставкой для ног превращают поездку в отдых. Но на подъезде к Миргороду -- затрудненьице: выпитое в баре пиво властно заявило о "праве на выход". Оказалось -- никаких проблем, вакуумным туалетом можно пользоваться и на стоянках. А умывальник с "человеческим" краном разительно отличается от всем известного монстра, в котором, изо всех сил давя на шток, пытаешься поймать утекающую струю.

Чем же отличаются вагоны 1-го и 2-го класса? Первый класс -- это трех- и шестиместные купе, оборудованные, соответственно, одним или двумя видеомагнитофонами и регулируемым персональным освещением. Во втором классе -- два "видика" на общий салон, кресла разделены центральным проходом. В обоих классах можно бесплатно взять напрокат детские и взрослые настольные игры, воспользоваться аптечкой и плечиками для одежды. Там и там за умеренную плату проводник доставит заказ из буфета или "забронирует" там столик, сделает объявление по радио, принесет "на почитать" книги и журналы, поможет воспользоваться микроволновкой и поместит ручную кладь в специально оборудованное купе. В 1-м классе еще и холодильник можно поэксплуатировать.

Повторюсь, как на меня -- отличия не принципиальные. Гораздо больше общего: скорость, комфорт и невиданный доселе уровень сервиса, присущие "Столичному экспрессу".