1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №157 (1205) за 18.07.2002

НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ НА СКОРОСТИ ОТДАЛЯЮТСЯ ОТ НАРОДА

Мы все уже привыкли к тому, что власть отдалена от народа. Она -- сама по себе, мы -- сами по себе. Иногда создается впечатление, что политики живут в собственной, выдуманной ими стране, где действуют другие правила. Очень характерно, что ни один из депутатов, которому на прошлой неделе было предложено "оторваться от народа", публично не возмутился...

Итак, на прошлой неделе всем народным избранникам были предложены новые автомобильные номера 0-ХХХ ВР. "Сегодня" пока не располагает информацией, все ли 447 депутатов эти номера получили, но удалось узнать, что спецномер стоит 145 гривен, и в пятницу за ними выстроилась целая очередь. Номер 0-001 ВР принадлежит председателю парламента, с цифрой 2 и 3 ездят, соответственно, первый вице-спикер и вице-спикер. Пятый номер достался руководителю аппарата ВР, а шестой -- управляющему делами. Далее идут номера руководителей фракций, однако некоторые пока еще не сменили "старые" трехзначные номера с трезубцами на новые, поэтому назвать весь перечень не можем. Как стало известно "Сегодня", некоторые депутаты уже подали заявки на установку на их автомобилях еще и маячков.

К концу сессии, помимо номеров, депутаты получили еще один презент -- от министра МВД Юрия Смирнова -- розовые корочки, которые предписывают гаишникам "оказывать всяческое содействие" обладателям оной "ксивы". И это при том, что министерство недавно распорядилось штрафовать всех нарушителей дорог, невзирая на лица!

Традиционно наши политики ссылаются на опыт заграниц. Что ж, сошлемся и мы. Оказывается, с 1 апреля 2002 года в Москве, согласно постановлению правительства, число машин с "флаговыми" номерами и "маяками" сокращено на 1200 единиц. Таким образом, в строю осталось только 600 машин со спецномерами и сигналами, которыми будут пользоваться администрация президента, министры, члены Совета Федерации, некоторые депутаты Госдумы, руководители спецслужб и правоохранительных органов, а также губернаторы, председатели законодательных собраний регионов, руководители администрации президента.

В странах Европы, США, Японии спецсигналы ставят преимущественно на машины оперативных служб -- в первую очередь полиции и "скорой помощи". Машины, в которой ездят должностные лица во время исполнения служебных обязанностей, могут сопровождаться эскортом охраны -- полицейскими машинами со спецсигналами. Полиция имеет право перекрывать движение или освобождать полосу для проезда правительственного кортежа только при проведении мероприятий государственной важности, например, встреч иностранных делегаций на высшем уровне. Однако эта практика не распространяется на частные поездки, включая проезд чиновника из дома и обратно.
      
В Швейцарии "мигалками" обладают только представители федеральной администрации. В Австрии -- президент и высшие чиновники федеральных органов. Только первые лица государства имеют специальные регистрационные знаки на официальных автомобилях в Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Испании. В Японии исключение сделано лишь для президента.

У папы Иоанна Павла II сразу несколько "папомобилей". Номерной знак -- SCV1 (Statto delea Citto Vaticano -- государство -- город Ватикан). В Италии спецзнаки не выделяются ни для кого. Объясняется это тем, что в стране часты теракты против судей и правительственных чиновников, поэтому, по мнению местных дипломатов, "психически здоровому человеку не придет в голову ставить на крышу "мигалку".

В Великобритании тяжелый бронированный "Роллс-Ройс" Ее Величества движется по улицам в сопровождении трех мотоциклистов: два впереди, один сзади. Перед перекрестком мотоциклисты перестраиваются: "одиночка" уходит вперед и буквально на минутку останавливает движение тех, у кого загорается зеленый свет. Королевский лимузин проезжает на красный и далее следует по улицам города, не нарушая транспортного потока. Так же ездит по дорогам и кортеж премьер-министра, состоящий из правительственного автомобиля и единственной машины сопровождения. "Привилегированными видами транспорта" в Великобритании считаются пожарные машины и "скорая".
      
Особая практика в США. Там в каждом штате -- свои правила и приоритеты. В ряде штатов, например, транспорт со спецзнаками предоставляется ветеранам войны, имеющим орден "Пурпурное сердце". Бизнесменам нигде в мире "мигалки" не выдаются: президенты и чиновники крупных корпораций, естественно, могут иметь собственную охрану, но без каких-либо спецсигналов.

И последнее -- из собственного опыта. На недавнем семинаре, организованном в Германии для украинских журналистов фондом Конрада Аденауера, читал лекции депутат высшего законодательного органа страны -- Бундестага. Каково же было удивление присутствующих, когда этот самый народный избранник прикатил на семинар на... велосипеде. (Причем, если я не ошибаюсь, депутат этот был не простой, а являлся заместителем главы комитета по вопросам СМИ.) Отчитал лекцию -- и опять за руль -- на заседание. Демократия...