1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (1206) за 19.07.2002

"Я ХОТЕЛ БЫ УМЕРЕТЬ ВМЕСТЕ С МОЕЙ МОДОЙ"

ПЬЕР КАРДЕН на днях отпраздновал 80-летие. Его карьера беспрецедентно уникальна, ведь только на своем имени он сделал баснословное состояние. "Итальянского француза" Кардена называют любимцем удачи -- его мечты, даже самые невероятные, всегда сбываются.

И сегодня он производит впечатление бодрого, полного энергии и планов человека: "Я, наверное, умру, работая. Сен-Лоран ушел -- это его право. Он хотел остановиться и остановился. А я хочу работать и буду работать и хотел бы умереть вместе с моей модой", -- заявил он в день своего юбилея.

Карден, в отличие от других кутюрье, может одинаково хорошо рисовать, кроить и шить, при этом имеет слабость философствовать о форме и содержании, о человеческом теле, о мимолетности моды и вечности искусства. Но ему также не чужда тщеславная мысль о собственной вечности: он обожает успех, внимание, с удовольствием позируя для фото, теле- и кино, даже содержит личного кинооператора. И чего только мэтр не напридумал: им запатентовано более 500 изобретений во многих сферах жизни. Ими успешно пользуются многие модельеры, выдавая за свои ноу-хау: цветные чулки и высокие сапоги, мини-сарафаны, фривольные галстуки "в цветочек", длинные пиджаки без воротника и узкие брюки на пуговицах, первоначально созданные для "Битлз". Карден -- бесспорный король лицензионного дизайна и торговли. Недаром журнал "Тайм" назвал его "хитроумным фанатиком", умудрившимся написать свое имя на всем, что "можно прибить гвоздями, приклеить, пришить, привинтить, привязать, растиражировать или разлить по бутылкам, закрыть, открыть и употребить". Товары под маркой Pierre Cardin выпускают более 900 компаний в 140 странах. Карден первым выпустил коллекцию мужской одежды и "унисекс". При этом практически в каждой его новой коллекции обязательно появляется новая "карденовская" ткань: трикотаж, эластик, шифон, винил. Его называли "бароном шелка". Он первым дал свое имя духам и поменял француженкам синтетическое белье на экологически чистое. Одним из первых занялся джинсовым направлением, одеждой для молодежи и детей.

В 1948 году Карден впервые переступил порог ресторана "Максим", чтобы попробовать икры -- кстати, любимое блюдо маэстро до сих пор (хотя вообще-то он предпочитает родную итальянскую кухню). "Когда я купил знаменитый ресторан "Махім's" на улице Рояль в Париже, меня мало кто принимал всерьез, и многие предсказывали скорый крах", -- вспоминает мэтр. Но уже в 1981 году в его империю входит целая ресторанная сеть из восемнадцати "Максимов" в разных странах. И мир уже заговорил о "высокой кухне от Кардена". По утверждению владельца, "новое поколение выбирает простые блюда, потому что оно не хочет стареть и толстеть".

ПРЕДСКАЗАНИЕ ГАДАЛКИ

"Да, сегодня я известная личность, но лишь благодаря путеводной звезде в моей жизни" -- любит повторять кутюрье. Его настоящее имя Пьер Кардин, и был он шестым ребенком в бедной венецианской семье. Потом они жили в провинциальном французском городке Виши, где маленького Пьетро дразнили "грязным макаронником". Именно там гадалка предсказала ему счастливую и удачливую жизнь: мол, будет он до конца своих дней на вершине прекрасного дерева с цветами и плодами. Пьер не поверил, но все же решил поискать это "прекрасное дерево". Карден часто сравнивает сам себя с Д'Артаньяном, так как с таким же напористым честолюбием приехал из провинции покорять Париж и нашел своих мушкетеров -- учителей, и, прежде всего, великого Кристиана Диора, называвшего его "мой маленький Пьеро".

Первой серьезной работой Кардена становится предложение изготовить костюмы и декорации для фильма "Красавица и чудовище": "Я делал костюмы к фильмам Кокто, сам, вот этими руками, обшивал Жана Марэ". А через четыре года Диор уже присылает своему ученику 170 роз на открытие его собственного Дома. Здесь основными клиентами тоже становятся артисты и известные мировые личности: знаменитая Эва Перон (жена президента Аргентины), великолепная Софи Лорен. А потом пошло-поехало: имевшая фантастический успех первая коллекция, его первый бутик женской одежды "Ева" и вслед мужской бутик "Адам". Интересно, что сам кутюрье до сих пор предпочитает скромные костюмы, но непременно с цветком в петлице или платком.

Скандалы, которые так любит устраивать мэтр, посыпались с 1959 года, когда показ высокой моды Карден впервые устроил не на престижном дворцовом подиуме, а в обычном универмаге. За это бунтаря исключили из профсоюза высокой моды. Но ровно через пять лет он сам возглавляет этот профсоюз и начинает внедрять моду в бурную повседневную жизнь. Это было воистину революционное решение, перевернувшее традиционные устои империи моды, и именно за это влиятельный журнал "Ellе" назвал Кардена "демократизатором моды".

"У КАРДЕНА В ГЛАЗАХ ВКЛЮЧИЛИСЬ БАТАРЕЙКИ"

Мсье Карден дружен практически со всеми знаменитостями мира, но его особая привязанность -- Майя Плисецкая. Их дружба началась в 1971 во французском фестивальном городе Авиньон. Карден вспоминает: "Я увидел ее в "Кармен", влюбился с первого взгляда, и мы стали дружить. С тех пор я шил костюмы ко всем ее постановкам. Первые были для "Анны Карениной", потом -- "Вешние воды", "Чайка". Я помогал Майе в организации конкурса ее имени в Питере, мы сделали вместе шоу-программу "Мода и танец", где Майя выступала как модель".

Плисецкая боготворит его. В интервью "Сегодня" она не скрывала этого: "Мне когда-то Ив Сен Лоран подарил платье. Красивое. Все равно не то. Карден -- гений. Знаете, все костюмы для моих спектаклей он сделал даром. А это -- такие деньжищи! Я бы никогда в жизни не смогла такие купить!" А в своих мемуарах она вспоминала: "За завтраком в "Эспас" я рассказала Кардену о своих муках с костюмами к балету "Анна Каренина". Безо всякой надежды, больше для размышлений вслух я сказала: "Вот бы Вы, Пьер, сделали костюмы для "Анны"!.. У Кардена в глазах включились батарейки. Словно ток по ним пошел: "Я знаю, как их надо решить...". Но в афишу Большого театра имя Кардена конечно же не поставили -- в то время это было невозможно. Он не обиделся. Как великий стратег, он брал Москву постепенно, и уже в 1986 году Карден подписал первый контракт на производство своей коллекции на территории России. А через пять лет состоялся карденовский показ в Москве на Красной площади в присутствии 200 тысяч зрителей. За это западные журналисты дали ему еще одно прозвище -- "красный кутюрье".

"Искусство -- это страсть, которая не покидала меня всю жизнь. Когда мне было 16, я очень хотел быть артистом -- судьба распорядилась иначе. Но интерес к танцу и театру остался". Он проявился не только в создании театрально-киношных костюмов и собственном актерском участии, но и постоянной организаторской и меценатской деятельности. Так, увидев в Москве культовый мюзикл "Юнона" и "Авось", он расплакался, и, влюбившись в этот спектакль, заявил, что должен показать его миру. И в течение десяти лет все гастрольные расходы этого спектакли Карден брал на себя. Сейчас он владеет культурным центром "Пространство Кардена" на самой фешенебельной парижской улице -- Елисейских полях. В "Эспас Карден" есть демонстрационный зал, кинотеатр, художественная галерея, ресторан. Здесь недавно был поставлен чеховский "Вишневый сад" с его подругой Мариной Влади в главной роли. Другой его театр -- на юге Франции. А в приобретенном им замке Маркиза де Сада "Шато де Лакост" он мечтает показать поставленный им же, как режиссером, музыкальный спектакль "Тристан и Изольда" (кстати, именно так называется один из последних парфюмов от Кардена). Он также автор впечатляющего проекта нового столетия -- восстановления одного из семи чудес света -- Александрийского маяка, построенного в 280 году до Рождества Христова.

"ЖАННА ПЕРЕВЕРНУЛА ВСЮ МОЮ ДУШУ"

"Женщина, как, впрочем, и мужчина, для меня -- некая абстракция, материал. Я не одеваю фигуру, а "наполняю" ею одежду, как стакан вином". Лишь одна женщина по-настоящему, по-плотски не была для него абстракцией. Недавно "Пари-матч" напечатал сенсационное признание Пьера Кардена и великой французской актрисы Жанны Моро. Они открыли миру историю своей любви, и все с удивлением узнали о единственной женщине великого человека.

Они знакомы уже лет сорок. Как-то Жанне для съемок понадобилось платье, и она обратилась к парижской звезде Коко Шанель. Та отказала, не желая прерывать свой отдых, но порекомендовала "очень хорошего молодого человека" -- Кардена. "Я влюбилась в Пьера сразу, еще не зная его, только увидев дело его рук. Но когда увидела его самого, то уже наяву влюбилась с первого взгляда". А что же Карден? У него все было сложнее: "Я боготворил эту актрису, она, как женщина, соответствовала моему идеалу -- чувственна, умна, возвышенна. Но я был гомосексуалистом и никогда не имел физической близости с женщиной. Жанна взволновала меня. Она была сногсшибательной, она перевернула всю мою душу". Моро так описывала дальнейшее: "Тут же нашлись доброхоты, шепнувшие мне: "Да он же гомик, ты ничего не добьешься!" Я ответила им: "Плевать! Я люблю его такого, какой он есть". Пьер Карден -- один из подарков, которыми меня баловала жизнь. Я захотела его иметь и он стал моим -- я буквально его преследовала". Карден добавляет: "Быть тем, кого преследует Жанна Моро: какой мужчина устоит? Никакой. Даже такой, как я. Я-то, во всяком случае, не противился".

Их жизни тесно соприкасались около четырех лет, они мечтали о ребенке, но у Жанны были проблемы со здоровьем. Потом разрыв. А через некоторое время они снова встретились и остались верными друзьями по сей день. Каждому из них эти чувства принесли много творческих и жизненных открытий. И когда Жанну Моро (первую из женщин) принимали во французскую академию изящных искусств, она попросила сшить ей парадное платье именно своего друга, сказав: "Для меня Академия изящных искусств и есть Пьер Карден". А он в речи на ее честь всех шокировал воспоминаниям о том, как в молодости занимался любовью с новым академиком в знаменитом венецианском отеле Danieli...

Теперь он имеет все. Его состояние оценивается как одно из десяти самых больших в Европе. И, как в шутку говорят, у него может быть лишь одна мечта -- открыть магазин Кардена на Луне. Недавно было официально объявлено, что Карден решился на продажу половины своей компании. Поговаривали, что возможным преемником станет его друг, 44-летний кутюрье из Неаполя Серджо Алтьери, работающий с ним уже более 20 лет. Но сам маэстро никаких имен не озвучивает.

Несмотря на свое фантастическое состояние, "дедушка высокой моды", как его дразнят, каторжно работает: "Я работаю весь день, на сон уходит лишь шесть часов. Сейчас я не занимаюсь спортом, хотя в молодости увлекался всем. Просто нет времени, все занимает работа. Моя работа -- это труд, как интеллектуальный, так и физический. Иногда бывает так, что я сам убираю в своем офисе". И просто удивительно, как он везде успевает, ведь его день расписан по минутам, и он умудряется вникает во все детали. Но все чаще люди, близко с ним общающиеся, видят в его глазах одиночество.