Выпуск газеты Сегодня №159 (1207) за 20.07.2002
"РОЛЬ ДОБЫТЧИЦЫ ОМЕРЗИТЕЛЬНА!"
-- Жизнь актерская делится на две части: театр и просто жизнь. Между ними есть четкая граница?
-- В юности границы не было, был только театр "Современник" -- удивительный союз одержимых талантливых людей, начисто лишенных корысти и зависти к чужим удачам. А сейчас... Театр -- все равно для артиста Дом, родной и любимый. Пусть даже тебя в нем обижают иногда... Я сейчас, к сожалению, не очень много занята в репертуаре, остается больше времени для другого, "домашнего", дома. Читаю, мечтаю и рисую. Если бы я не была актрисой, наверное, стала бы художником.
-- В вашей жизни были встречи с замечательными художниками Ильей Глазуновым и Сергеем Параджановым. Вы стали рисовать под влиянием кого-то из них?
-- С Ильей Глазуновым у меня был в юности трагический роман, грустный, чистый и горько-соленый от слез... Возможно, косвенно это каким-то образом подтолкнуло меня к живописи. Но карандаш в руки мне вложил мой первый муж Юра Ильенко, замечательный кинорежиссер и оператор. Сергей Параджанов увидел мои первые работы и поддержал мое стремление рисовать. А сейчас живопись -- это мой способ общения с миром. Один из способов. Правда, я сейчас мало рисую.
-- Почему?
-- Потому что некуда складывать картины в очень тесной маленькой квартирке. А мастерской у меня, к сожалению, нет. Хотя и Богдан Ступка, будучи министром, и Николай Мащенко искренне обещали помочь, но я понимаю, у них и без моих картин забот хватает. И вовсе не прихожу в отчаяние. А чего отчаиваться? Просто добиваться чего-то я совершенно не умею. Да и не хочу учиться. Омерзительна роль добытчицы!
-- Кто помогает выйти из омерзительного состояния?
-- Мой муж Миша. Он любит меня, понимает, всегда чувствует мое состояние и очень обо мне заботится, не дает хандрить. Да я и не умею долго грустить -- "печаль моя светла"! Раньше как-то чаще собирались большими шумными компаниями, а сейчас... Кто-то ушел навсегда, кто-то разбогател. Не умею общаться с нуворишами, требующими к себе особого отношения, очень противно. И выходит, что как-то замыкаешься в своей ракушке. Я это очень болезненно переживаю.
-- А что ваша дача? Что там выращиваете?
-- Ох, дача! Да ничего мы не выращиваем! Жаль, розы замерзли и погибли; деревья такие старые и тенистые, что под ними не растет даже трава, ну и уж, конечно, никаких плодов. Хотели расчищать, но как же можно: такие чудные деревья, столько лет здесь росли, сердце колотится! Весной приезжаем: домик такой мертвый, тихий, а окна открыли, скатерть -- на стол, ветерок по комнатам пронесся -- так светло и чудесно! Но больше двух недель наедине с природой я не выдерживаю. Городские мы, не сельские. "Прощай вишневый сад! Здравствуй новая жизнь!"
-- А где бы вам мечталось жить?
-- Ох... В Париже. Но чтобы был маленький домик на берегу моря, где слышны шум волн и крики птиц...
-- Лариса -- чайка?
-- Наверное.
-- Верите в мистику?
-- Да. И в судьбу, и в Божью волю. Как Бог решит -- так тому и быть.
-- Вы с детства знали, что будете актрисой?
-- Да нет! Я выбирала между ботаникой и балетом. Но, окончив школу, пошла сдавать экзамены во ВГИК -- и поступила. Мама (народная артистка СССР Нина Алисова -- знаменитая "Бесприданница" из фильма Якова Протазанова. -- Авт.) очень удивилась, что ее девочка, стеснявшаяся приходящих гостей, выбрала такую публичную профессию. Наверное, каждому человеку нужно преодолеть главные барьеры внутри себя -- тогда все внешние препятствия не кужутся такими страшными.
-- А что сегодня в театре?
-- Мне кажется, что зритель в театре стал менее образованным. Возможно, из-за того, что телевидение уж совсем упростилось, а настоящее общение, какое было между людьми, почти исчезло. Его телевидение поглотило. Безусловно, в публике есть люди высочайшего культурного уровня, но не они сегодня "заказывают музыку".
-- Но ведь и на сцене стало меньше ярких индивидуальностей. Не будем говорить об актерах старшего поколения, но кто из пришедших в театр за последнее десятилетие обладает "лица необщим выраженьем"?
-- Большинство из пришедших в театр -- ученики Михаила Резниковича, нашего главного режиссера. Он создает новый творческий ансамбль. Ребята все очень милые, вежливые, внимательные и старательные. Даст Бог, и им улыбнется актерское счастье. Главное, чтобы повезло. Вот мне очень повезло. Надо мной довлели мамины слава и красота, а я была замкнутая, угловатая, ранимая -- но камера меня полюбила, несмотря на худобу и некрасивость. Мне кажется, только во ВГИКе меня и любили по-настоящему...
-- Ну это неправда: у вас есть свой зритель, который вас преданно любит и узнает на улицах...
-- Только летом.
-- ?!
-- Зимой я ношу кепку, а люди под козырек не заглядывают.
-- Лариса, а вас в рекламу приглашали?
-- Да. И даже еще в музыкальный клип! (Хохочет.) Нужно было за спиной у певицы на заднем плане держать зонтик!
-- Задорого?
-- Я даже не спросила. Стыдно все это. Ну разве я имею право после "Теней забытых предков" держать зонтик? Или колготки рекламировать? Это уже не только себя не уважать, но и своих зрителей.
-- Не жалеете, что живете в Киеве, а не в Москве?
-- Нет. Конечно, в Москве жизнь творческая гораздо активней и интересней, но мне бы хотелось, чтобы и здесь так было. Ведь в Украине очень много талантливых людей, которых совершенно не ценят, а замечают и начинают ими гордится лишь после того, как их уже оценил мир. Это обидно. Очень.
-- Вы свободный человек?
-- Нет. Из-за внутренних противоречий. И в силу профессии, которая очень зависима. Да я и не знаю: есть ли по-настоящему свободные люди... А уж свободные актеры? Нонсенс! Из-за несвободы и такая неуверенность и неустроенность. Впрочем, это же не только у меня лично, это сейчас почти во всей стране.
-- Не хотелось лично вмешаться в государственное строительство?
-- Меня приглашали в какие-то партии и рассказывали об их платформах и принципах... Но я при слове "политика" катастрофически глупею и ничегошеньки не понимаю, а заниматься делом, в котором не смыслишь, -- стыдно. Я лучше буду делать, что умею -- на сцене и на бумаге.